1.1.2. Менеджер и лидер
В любой сфере деятельности человека мы достаточно часто встречаемся с понятием " лидер" (от англ. 1еаdеr - ведущий, руководитель). В США и многих других странах руководитель – это тоже лидер, т. е. эти два понятия смешиваются, дополняя друг друга. Если взять подход японского менеджмента, отечественных специалистов и стран СНГ, а также мнение ученых многих западных стран, то в понятие " лидер" закладывается другая основа – это авторитет руководителя, менеджера. Обращаясь к определению лидерства в США, мы считаем, что лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. В оптимальном варианте руководитель является и лидером, но в реальной жизни между ними существуют различия. ü Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается стихийно. ü Руководителю предоставляются согласно нормативным документам определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь. ü Руководитель обладает определенной системой официально установленных санкций (обладает властью), используя которые может воздействовать на подчиненных, а лидеру эти санкции не даны. ü Руководитель действует во внешней среде и решает вопросы, связанные с официальными отношениями группы или организации вовне, а лидер в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями. ü Руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе, организации. Если руководитель группы и ее лидер не представляют собой одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития и зрелости.
Руководство и лидерство призваны дополнять друг друга. Руководство несет в себе функцию оказания на подчиненных такого влияния, которое бы способствовало реализации цели, поставленной перед организацией. Для эффективного управления руководитель нуждается в такой способности, которая обеспечивала бы это влияние. Этой способностью и является лидерство. Родовым понятием по отношению к руководству и лидерству, снимающим их противоположность друг к другу является понятие " власть". Влияние и власть. Власть и влияние – инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает менеджер для разрешения различных ситуаций, возникающих в процессе осуществления управленческой деятельности. Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и уметь правильно применять власть, которая может принимать различные формы. Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида. Власть - это возможность влиять на поведение других. Влияние и власть в равной мере зависят от реакции личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Объем власти в данной ситуации определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. М. Вебер дал такое определение власти: " Власть есть любой шанс внутри социальных отношений навязать свою волю также и вопреки сопротивлению, безразлично, на чем этот шанс строится". Основные формы власти. Власть может принимать разнообразные формы. Существуют разные подходы к классификации власти. Власть по Веберу можно разделить на три вида, соответствующих выделенным им типам господства: традиционный, рациональный и харизматический.
1. Традиционная власть – власть, основанная на силе норм и традиций организации, обеспечивающая социальную стабильность и управляемость в этой организации. 2. Рациональная власть (легальная) – власть, основанная на рациональном взвешенном суждении о правомерности существующего порядка и сложившихся норм соподчинения. 3. Харизматическая власть – власть, основанная на искусственно поддерживаемой вере в сверхъестественные способности руководителя. Рассмотрим типологию власти, которую предложили Френч и Рэйвен. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, что помешает удовлетворению какой-либо насущной потребности. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть похожим на него. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его (ее) долг подчиняться им. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он (она) стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому чтоим делегированы полномочия другими людьми. Таким образом, для того, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять - необходимо иметь основу власти, то есть иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создает его зависимость от вас и заставит его действовать так, как желаете вы. Теории лидерства. Согласно личностной теории лидерства, известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех качеств. Здесь надо учитывать одно обстоятельство. Дело в том, что тот или иной набор качеств не может в полной мере гарантировать успех. Эффективность руководства имеет ситуационный характер. Как утверждает один из исследователей этой проблемы – Стогдилл, имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Он заключает, что " структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачам его подчиненных".
Второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно этому подходу эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от ситуации. Подход к лидерству английских специалистов. Они предлагают следующую классификацию. 1. Лидер диктаторского типа - достигает своих целей через страх наказания и насаждает в высшей степени критическую и негативную позицию по отношению к подчиненным. На короткое время этот подход может быть эффективен, но в долгосрочной перспективе он несостоятелен, поскольку не дает никакого удовлетворения самим подчиненным. 2. Лидер благожелательно-автократического типа – он воспринимает патерналистскую миссию. Успешное следование этому типу лидерства предполагает строгость, мудрость и высокие личностные качества руководителя. 3. Лидер демократического типа - он полагается не только на свои способности, но и поощряет консультирование с подчиненными. Этот тип лидерства создает дух сотрудничества и развивает управленческие навыки подчиненных.
4. Лидер, полностью полагающийся на подчиненных - он принимает роль простого члена группы, в которой все члены действуют преимущественно независимо друг от друга, индивидуально. Качества лидера по Минцбергу. Генри Минцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру: •Способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми. • Способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью. •Способность разрешать конфликты и снимать стресс. • Способность эффективно обрабатывать и оценивать информацию. • Умение принимать нестандартные управленческие решения в условиях неясных или сомнительных альтернативных вариантов действий, информации и целей. • Умение распределять ресурсы в организации - способность найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов. •Обладание даром предпринимателя – способностью идти на определенный риск при внедрении нововведений в организации. •Способность к самоанализу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|