Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и функционирование государственной службы РФ.




Государственная служба в РФ создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

§ Российской Федерации,

§ федеральных органов государственной власти,

§ субъектов Российской Федерации,

§ органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

§ лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Основная цель государственной службы — служение государству и обществу.

Структура госслужбы – упорядоченная совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность и тождественность государственной службы самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Исходя из основ теории организации структуру государственной службы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По особенностям деления государственной службы:

а) функциональная структура предполагает деление государственной службы на отдельные элементы, каждый их которых имеет конкретную задачу и обязанности; формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценку, стимулирование и ответственность соответствующих работников.

б) дивизиональная структура — деление организации государственной службы происходит по видам услуг, группам клиентам или географическим регионам. Эта структура имеет перспективу в связи с усилением роли государственной службы как социального института.

2. По распределению обязанностей между структурными элементами государственной службы:

а) механистические структуры характеризуются наличием множества мелких подразделений, каждое из которых решает свою задачу. Права и обязанности государственных служащих при этом точно определены, их деятельность регламентируется инструкциями и решениями руководства;

б) органические структуры формируются тогда, когда нестабильные условия и непредсказуемость ситуации побуждает каждое подразделение действовать исходя не из инструкции и должностных обязанностей, а задач государственной службы в целом (гибкая структура).

3. По дифференциации государственной службы:

а) вертикальная структура. С ней связана дифференциация государственной службы по уровням: федеральному и региональному. Особенностью их соподчиненности и иерархии является то, что субъекты Федерации самостоятельны в формировании своей государственной службы. Поэтому федеральная государственная служба может влиять на службу субъектов Федерации лишь косвенно, через соответствующие нормативно-правовые акты.

б) горизонтальная структура отражает взаимосвязь элементов государственной службы по ее видам, не подчиненных друг другу.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 58 «О системе государственной службы РФ» к видам госслужбы отнесены:

1. Государственная гражданская служба - вид госслужбы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской государственной службы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих госдолжности РФ и субъектов Федерации.

2. Военная служба - вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

3. Правоохранительная служба - вид федеральной госслужбы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Между видами государственной службы организуется взаимосвязь. Она обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов ее построения и функционирования. Эти принципы носят конституционно-правовой характер, обеспечивающий их обязательность и соблюдение в процессе правового регулирования всех видов госслужбы.

 

Государственная служба как правовой институт.

Правовой институт госслужбы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы.

Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений:

1) формирование системы государственной службы;

2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления;

3) механизм прохождения государственной службы (здесь может быть множество процессуальных норм, работающих в самых разных пединститутах, входящих в структуру института государственной службы).

Институт государственной службы состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения.

Госслужбе присущ также особый административно-правовой режим. Он характеризуется целостной системой регулятивного воздействия на государственно-служебные отношения и специфическими приемами регулирования: особым порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации; действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм (принцип стабильности, общеобязательности, подчиненности и пр.).

Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и нормативные акты, устанавливающие все его основные элементы. Например, ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" фиксирует следующие общие под-институты: государственная должность; классификация государственных должностей; понятие государственного служащего и основы его правового положения; прохождение государственной службы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...