Государственная служба как социальный институт.
Социальный институт госслужбы – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства, социальная практика которых нацелена в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни. Основной целью госслужбы как социального института является служение интересам граждан, гражданского общества и государства. Миссия госслужбы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении. Социальная роль госслужбы состоит в удовлетворении потребностей общества в государственном управлении, достижении целей государственной службы, интеграции для их достижения всех частей социального института. ГС как соц. институт тесно связана с такими институтами как: - институт права – ГС сама является правовым институтом и как правовой институт представляет собой систему правовых норм, кот регулируют отношении, складывающиеся в процессе организации самой системы ГС, статуса ГСлуж, гарантии процедур его реализации, а т.ж. механизма прохождения ГС - эконом. институтами – ГС призвана обеспечивать проведение гос политики в эк области, осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение эк прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п. - институтами гражданского общества – ГС является опосредующим звеном в системе взаимодействия государства и гражданского общества. С одной стороны ГС реализует функцию регулирования общественных процессов, а с другой стороны – повергается соц контролю.
- институтами, относящимися к соц сфере общества – ГС регулирует широкий круг соц проблем (соц защита, здравоохранение, образование, соц обеспечение и т.д.) - институтами дух-культурной сферы общества – ГС сама воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, с др. стороны - особое место ГС в обществе предполагает культивирование в среде ГСлуж высоких моральных качеств и т.п. Таким образом, специфика ГС как соц института заключается в: - организованности - юридической отрегулированности - кадровом обеспечении - внутренней управляемости
9.Государственная служба как профессиональная служебная деятельность В Российской Федерации нет единого правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Правовой статус государственной службы устанавливается:
К числу наиболее важных из последних относится Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 5 июля 1995 г. В Законе заложена специфическая концепция государственной службы. В его трактовке под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Законодательное закрепление государственной службы как профессиональной деятельности позволяет предположить, что она несет в себе все формальные признаки профессии. Профессия (от лат.— professio) — это вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы В нормативных актах и в литературе отражены различные представления о понятии служащего. служащими признаются “работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату...”.
Основные особенности труда служащих заключаются в том, что они:
Государственные служащие — разновидность служащих. “Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.” В современном законодательстве России, в частности в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1, п. 1), государственная служба определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Согласно Закону об основах государственной службы признаки государственного служащего заключаются в том, что он: а) гражданин Российской Федерации; б) замещает государственные должности государственной службы в государственном органе; в) выполняет обязанности, определяемые данной должностью, получая за их исполнение денежное содержание за счет средств бюджета. Основные принципы государственной службы закреплены в Законе об основах государственной службы. В числе ведущих из них Закон устанавливает принцип профессионализма и компетентности, который предполагает глубокие специальные знания и владение практическими навыками в какой-либо области общественно-полезной деятельности, стимулирует их приобретение и углубление.
10. Прохождение государственной службы: цели, содержание, этапы. Под прохождением государственной службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Это – непрерывный процесс, и он тщательно регламентируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения. Содержание прохождения службы, т.е. выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Основные стадии прохождения службы: 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация и повышение квалификации служащих; 3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.; 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлечение к ответственности; 7) прекращение службы. Состав государственных служащих комплектуется с соблюдением общихи специальных условий. Общими являются условия, обязательные при назначении на любые должности и для всех граждан. Они сводятся к тому, что не могут быть зачислены на государственную службу лица, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; на конкретные должности – лица, лишенные судом права занимать их в течение определенного срока. Запрещается также состоять на службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В государственном аппарате не имеют права занимать должности лица:
Специальными являются условия, обязательные для замещения определенных должностей. Это наличие необходимого возраста, образования, стажа работы, здоровья, ученых степеней и званий. В целях наиболее рационального использования служащих, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело прохождение государственной службы по отдельным должностям связано с периодической аттестацией служащих. Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины. Административная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью. Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение должностных преступлений. В Уголовном кодексе выделены их следующие составы: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог. Материальная ответственность государственных служащих наступает в случае нанесения их служебными действиями материального ущерба государству. Возмещение ущерба может производиться в административном или судебном порядке. Основаниями прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа считаются: достижение служащим предельного возраста на государственной службе; прекращение гражданства, истечение срока действия контракта; неизбрание (для выборных должностей) на новый срок; отставка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|