Государственная и муниципальная власть : Проблемы взаимодействия
На основании положений пункта 2 статьи 3 Конституции РФ народ в Российской Федерации имеет возможность осуществлять власть тремя способами. Первый способ – это непосредственное правотворчество народа, то есть непосредственная (прямая демократия), основой которой является принятие решение в государственно-правовой или муниципально-правовой сферах путем прямого голосования – иначе говоря, путем проведения соответствующего референдума. Два других способа осуществления власти - через органы государственной власти и органы местного самоуправления - относятся к так называемой косвенной демократии, при которой граждане принимают участие в решении государственных дел и вопросов местного значения опосредованно, а именно через выборных должностных лиц и органы власти, формируемые путем общего голосования на территории РФ, субъекта РФ либо муниципального образования. Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, при этом закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий и, вместе с тем, отмечается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ закреплено разделение государственной и муниципальной власти, а также их структурная самостоятельность друг от друга. Исходя из структурной самостоятельности двух данных институтов, можно сделать вывод и о самостоятельности государственной и муниципальной службы. В частности, это подтверждается нормами, закрепленными в федеральном законодательстве – так, например, в Федеральном законе РФ О «О системе государственной службы РФ», дается понятие государственной службы. Статья 1данного закона определяет государственную службу Российской Федерации как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, которая должна обеспечивать определенные задачи. В число таких задач входят такие, как обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации, обеспечение полномочий федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и т.п.
Федеральный закон «О муниципальной службе» дает понятие муниципальной службы в РФ. В соответствие со статьей 2 указанного закона муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Чтобы разграничить пределы осуществления полномочий органов государственной и муниципальной власти соответственно, следует снова обратиться к положениям Конституции РФ. Глава 3 «Федеративное устройство» Конституции устанавливает предметы ведения органов государственной власти: статья 71 – исключительную компетенцию Российской Федерации, статья 72 – предмет совместного ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, статья 73 – компетенцию субъектов РФ. На законодательном уровне вопрос разграничения компетенции по вопросам местного самоуправления между уровнями власти закреплен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [2, ст. cт.ст. 4-6] В данном законе содержатся специальные нормы – о полномочиях органов государственной власти Федерации (статья 4) и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья 5). Кроме того, в статье 6 изложены предметы ведения местного самоуправления - перечень из 30 вопросов местного значения. Данный перечень не может быть сокращен правовыми актами субъектов Федерации, но, вместе с тем, законами субъектов Российской Федерации к вопросам местного значения могут быть отнесены и иные вопросы.
Таким образом, указанные нормы входят в состав федеральных гарантий самостоятельности местного самоуправления, являются правовой базой осуществления населением муниципальной власти. Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством выделяется три уровня власти – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местное самоуправление. При этом на уровне Российской Федерации устанавливаются определенные государственные гарантии местного самоуправления на федеральном уровне, общие принципы функционирования местного самоуправления. Кроме того, на федеральном уровне могут устанавливаться определенные ограничения прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления. Данные ограничения могут вводиться только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На региональном уровне подлежат установлению региональные государственные гарантии функционирования местного самоуправления, общеправовые принципы организации местного самоуправления на уровне соответствующего субъекта РФ. Кроме того, региональным законодательством может быть установлен перечень вопросов, исключенных из ведения муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации. На муниципальном уровне должны самостоятельно решаться вопросы местного значения. При этом должны соблюдаться условия и пределы осуществления полномочий, установленные федеральным и региональным законодательством. Характерные черты функционирования местного самоуправления в государственной системе Российской Федерации, несвойственные другим институтам власти и управления, порождают специфику взаимоотношений государственного и муниципального аппаратов власти.
Такая взаимосвязь по замыслу законодателя должна быть реализована посредством определенных способов. ВЗАИМОСВЯЗЬ К числу таких способов законодатель относит такие способы, как способ обеспечения общих основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и государственной гражданской службы; способ обеспечения единства при формировании ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы; способ формирования единых требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, и др. муниципальная служба и государственная гражданская и основываются на схожих принципах и началах, на основании которых они получают свое нормативно-правовое закрепление. Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают структурную самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, закрепляя ее специальными правовыми гарантиями. У государственной и муниципальной службы есть определенные отличия и признаки, позволяющие говорить об их самостоятельности (например, предметы ведения, полномочия органов государственной и муниципальной власти), но также есть и общие черты, вынуждающие признать их определенную общую природу (например, принципы государственной и муниципальной службы). Вместе с тем, осуществление эффективной деятельности и реализация всех поставленных задач порождают необходимость непосредственного взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|