Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под общей редакцией. кандидата педагогических наук. Грибовской А.А.




Авторский коллектив:

В. Д. Дмитриева, Т. Б. Королева, И. С. Кузнецова, Г. В. Куш-нир, АА Лаврикова, Н. И. Лашкина, Л. С. Опаснова, О. И. Проке-, пович, Л. И. Романова, М. Н. Трунова, В. Ф. Хафисова

Творческая группа Северного округа: О. П. Бурлакова, Н. Ю. Гулина, Т. Н. Демина, Т. В. Корчагина, Н. В. Савченко, В. А. Трегубенко, О. А. Хренова

Под общей редакцией

кандидата педагогических наук

Грибовской А. А.

Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, М.: Педагогическое общество России, 2004. -192 с, 5-93134-256-7

В пособии авторы попытались каждое занятие по изобразительному искусству сделать средством худо­жественного развития. Конспекты занятий подобраны по видам, жанрам, по возрастному принципу.

Адресуется книга воспитателям, преподавателям изостудий, заведующим, специалистам по художественному воспитанию.

ББК 74. 100. 5

© Грибовская А. А., 2004 15ВМ 5-93134-256-7 © Педагогическое общество России, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Одним из средств эстетического развития дошкольни­ков является изобразительное искусство.

В «Типовой программе-воспитания и обучения в детс­ком саду» (1984) впервые был выделен раздел «Изобра­зительная деятельность». Знакомству детей с произведе­ниями изобразительного искусства в детском саду, их эмо­циональному и художественному развитию придавалось огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разно­му их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, пока­зывает свое отношение к изображаемому.

В следующих программах («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. ) мы видим продолжение решения этой задачи: для бо­лее серьезных занятий с детьми выделены новые виды изоб­разительного искусства, новые произведения, художники, предложены новые подходы к решению данной проблемы.

В этот период были проведены исследования возмож­ности использования изобразительного искусства в рабо-те с дошкольниками, проведен отбор видов искусства, оп­ределена последовательность ознакомления с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами выра­зительности (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Л. В. Компанцева, Р. М. Чумичева, Т. С. Комаро­ва, Р. Г. Казакова, Т. Н. Доронова, НА Курочкина, Н. Б. Ха-лезова, Л. В. Пантелеева).


В результате в 80-е годы появилась серия пособий по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Были определены следующие виды изобразительного искусст­ва: народное декоративно-прикладное искусство1, графи­ка, скульптура, живопись; были сделаны первые шаги по ознакомлению дошкольников с архитектурой, дизайном. Таким образом, были выделены общие задачи по оз­накомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

^ Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радо­ваться, печалиться, сопереживать героям, эмоциональ­но реагировать на художественный образ. ■ ♦ Различать виды и жанры изобразительного искусства. ««► Знакомить с творчеавом русских, советских художников,

с некоторыми произведениями мирового искусства. . ■ * Выделять выразительные средства каждого вида твор­чества, понимать язык искусства.

»< * Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозици­ями художественных музеев Москвы. Формировать ин­терес к музеям, выставкам, к подлинникам произве­дений изобразительного искусства. ■ «+ Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

В сборнике представлен опыт работы городского акти­ва и творческой группы Северного округа Москвы: воспи­тателей, преподавателей изобразительной деятельности, старших воспитателей и заведующих дошкольных учреж­дений Москвы.

В течение многих лет в детских садах создавали художе­ственный фонд - подбирали произведения изобразитель­ного искусства: предметы народного декоративно-приклад­ного искусства; скульптуру'малой формы, фотографии и ил-

1 Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-
прикладным искусством и декоративное рисование, лепка; апп­
ликация москвичей-дошкольников // Материалы актива по
изобразительной деятельности. М., 1999.               . - -


люстрации монументальной скульптуры г. Москвы, райо­на, произведения графики, живописи (репродукции кар­тин и картины), а также дополнительный материал: диапо­зитивы, диафильмы, видеофильмы; привлекались для ра­боты произведения изобразительного искусства сотрудников дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих группы.

Были определены ближайшие музеи, выставочные залы, памятники, интересные здания, которые находятся недалеко от детского сада в районе и могут быть рекомен­дованы родителям для посещения с детьми.

На основе этих материалов по каждому виду искусства были созданы перспективные планы обучения для всех возрастных групп, чтобы работа проводилась последова­тельно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя зна­ния детей.

В перспективном плане на год учитывались разные фор­мы работы:: •* посещение выставок;

'•* занятия по ознакомлению детей с искусством; |и* занятия по рисованию, лепке, аппликации.

Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на кото­рых знакомят детей сданным видом искусства. Выставки постепенно обновляются, появляются новые произведения. На выставках предполагается индивидуальная работа с от­дельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает про­изведение искусства. Родителям предлагают продолжить работу с ребенком дома.

Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определенное место: коридоры, зал, мини-музей детского сада.

С детьми младшего и среднего дошкольного воз­раста сначала изучается произведение одного художни­ка, со второй-половины года организуются выставки, где Дети могут сравнить несколько произведений этого худож-


ника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства - графику, скуль­птуру малых форм, узнают знакомые образы, называют-художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Ра-чева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебеде­ва и т. д., учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые исполь­зует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои - главные и второстепенные, их одежда и пр. ).

Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый и пр. ) и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

Занятия по ознакомлению с произведениями изоб­разительного искусства с детьми старшего дошкольно­го возраста проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации).

Занятия проводятся в группе, в зале, в музеях детского сада, в музеях района, города.

Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр. ), одному жанру (портрет, пей­заж, натюрморт и пр. ) или на определенную тему подби­раются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы), или рассматривает­ся, в разных видах искусства разрабатывается тот или иной жанр, например анималистический жанр (графика, скуль­птура малой формы).

Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, ху­дожественное слово).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...