Под общей редакцией. кандидата педагогических наук. Грибовской А.А.
Стр 1 из 48Следующая ⇒ Авторский коллектив: В. Д. Дмитриева, Т. Б. Королева, И. С. Кузнецова, Г. В. Куш-нир, АА Лаврикова, Н. И. Лашкина, Л. С. Опаснова, О. И. Проке-, пович, Л. И. Романова, М. Н. Трунова, В. Ф. Хафисова Творческая группа Северного округа: О. П. Бурлакова, Н. Ю. Гулина, Т. Н. Демина, Т. В. Корчагина, Н. В. Савченко, В. А. Трегубенко, О. А. Хренова Под общей редакцией кандидата педагогических наук Грибовской А. А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, М.: Педагогическое общество России, 2004. -192 с, 5-93134-256-7 В пособии авторы попытались каждое занятие по изобразительному искусству сделать средством художественного развития. Конспекты занятий подобраны по видам, жанрам, по возрастному принципу. Адресуется книга воспитателям, преподавателям изостудий, заведующим, специалистам по художественному воспитанию. ББК 74. 100. 5 © Грибовская А. А., 2004 15ВМ 5-93134-256-7 © Педагогическое общество России, 2004 ВВЕДЕНИЕ Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство. В «Типовой программе-воспитания и обучения в детском саду» (1984) впервые был выделен раздел «Изобразительная деятельность». Знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в детском саду, их эмоциональному и художественному развитию придавалось огромное значение. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому. В следующих программах («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др. ) мы видим продолжение решения этой задачи: для более серьезных занятий с детьми выделены новые виды изобразительного искусства, новые произведения, художники, предложены новые подходы к решению данной проблемы.
В этот период были проведены исследования возможности использования изобразительного искусства в рабо-те с дошкольниками, проведен отбор видов искусства, определена последовательность ознакомления с видами, жанрами изобразительного искусства, средствами выразительности (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, В. А. Езикеева, Н. М. Зубарева, Л. В. Компанцева, Р. М. Чумичева, Т. С. Комарова, Р. Г. Казакова, Т. Н. Доронова, НА Курочкина, Н. Б. Ха-лезова, Л. В. Пантелеева). В результате в 80-е годы появилась серия пособий по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Были определены следующие виды изобразительного искусства: народное декоративно-прикладное искусство1, графика, скульптура, живопись; были сделаны первые шаги по ознакомлению дошкольников с архитектурой, дизайном. Таким образом, были выделены общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства: ^ Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ. ■ ♦ Различать виды и жанры изобразительного искусства. ««► Знакомить с творчеавом русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства. . ■ * Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства. »< * Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев Москвы. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства. ■ «+ Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
В сборнике представлен опыт работы городского актива и творческой группы Северного округа Москвы: воспитателей, преподавателей изобразительной деятельности, старших воспитателей и заведующих дошкольных учреждений Москвы. В течение многих лет в детских садах создавали художественный фонд - подбирали произведения изобразительного искусства: предметы народного декоративно-прикладного искусства; скульптуру'малой формы, фотографии и ил- 1 Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно- люстрации монументальной скульптуры г. Москвы, района, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а также дополнительный материал: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы; привлекались для работы произведения изобразительного искусства сотрудников дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих группы. Были определены ближайшие музеи, выставочные залы, памятники, интересные здания, которые находятся недалеко от детского сада в районе и могут быть рекомендованы родителям для посещения с детьми. На основе этих материалов по каждому виду искусства были созданы перспективные планы обучения для всех возрастных групп, чтобы работа проводилась последовательно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя знания детей. В перспективном плане на год учитывались разные формы работы:: •* посещение выставок; '•* занятия по ознакомлению детей с искусством; |и* занятия по рисованию, лепке, аппликации. Выставки по всем видам изобразительного искусства проводятся перед занятиями или после занятий, на которых знакомят детей сданным видом искусства. Выставки постепенно обновляются, появляются новые произведения. На выставках предполагается индивидуальная работа с отдельными детьми, с небольшой подгруппой, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как он воспринимает произведение искусства. Родителям предлагают продолжить работу с ребенком дома. Выставки организуются в детском саду в группе или им выделяется определенное место: коридоры, зал, мини-музей детского сада.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй-половины года организуются выставки, где Дети могут сравнить несколько произведений этого худож- ника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства - графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы, называют-художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Ра-чева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебедева и т. д., учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои - главные и второстепенные, их одежда и пр. ). Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, веселый и пр. ) и как это передал художник, скульптор, народный мастер. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводятся не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Занятия проводятся в группе, в зале, в музеях детского сада, в музеях района, города. Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр. ), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр. ) или на определенную тему подбираются разные виды искусства (образ детей в живописи, графике, скульптуре малой формы), или рассматривается, в разных видах искусства разрабатывается тот или иной жанр, например анималистический жанр (графика, скульптура малой формы). Занятие может быть посвящено теме сочетания разных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, художественное слово).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|