Ознакомление с произведениями искусства как часть занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
В первой части занятия, с учетом темы и вида изобразительной деятельности, продолжается работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Рассматривая произведения искусства, дети учатся выделять выразитель- ные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например; какого цвета снег, небо и как это передает художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. п. Во второй части занятия проводятся занятия дети выполняют задание по рисованию, лепке или аппликации на тему, которая соответствует содержанию занятия. Мы попытались каждое занятие сделать средством художественного развития, привлечь изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как это событие описали поэты, писатели. Музыка затрагиваетэмоции ребенка. Рассматривая картину, скульптуру под музыку, ребенок тоньше чувствует, лучше понимает замысел художника (К. Тарасова). Исследование педагога СП. Козыревой показало пути использования музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности: влияние музыки на создание художественного образа, как музыкальные выразительные средства соотносятся с изобразительными, помогают их раскрыть, как подбирать разные музыкальные произведения в зависимости от содержания занятия, поставленных задач. В каждой части занятия музыка используется с разной целью. В первой части занятия воспитатель создает с помощью музыки возможность эмоционального отношения к изображаемому образу. Во второй части музыка чаще служит фоном занятия, ребенок попадает в мир изображения. Здесь важно, чтобы музыка соответствовала теме, звучала не очень громко и не тихо. В третьей части занятия музыка помогает прочувствовать выразительность образа и найти ребенку решение этой задачи в своей работе.
О. П. Радынова подобрала музыкальные произведения в сборнике по темам: музыка, выражающая настроение, чувства, характер людей; музыка, помогающая «слышать» птиц, животных; музыка и природа; музыка и сказки; музыкальные инструменты и игрушки. Все это поможет вое- питателю использовать необходимый материал на занятиях. К каждому занятию дается конспект, куда входят следующие плановые компоненты занятия; ^ программное содержание (задачи, которые решает воспитатель на занятии); > => материал (подобран из: произведений изобразительного искусства, музыкальных и художестенных произведений, диапозитивов, видео, а также изобразительных материалов (гуашь, акварель и пр. ), бумаги А4 (альбомный лист), А1 (лист ватмана), АЗ и т. д. ); •=> ходзанятия(включает в себя: выставки произведений искусства на занятиях, в какой последовательности и как рассматриваются: все сразу, чтобы создать общее впечатление или одно произведение, сравнение двух-трех произведений и т. д. ); < => рассказ воспитателя (скомпонован из материала, который воспитатель считает необходимым сообщить детям на основе программного содержания, дается описание двух-трех картин, чтобы воспитатели могли выбрать наиболее удачные при проведении занятия); ■ => вопросы кдетам (направлены на понимание содержа- | ния произведения искусства, выделение выразительных средств для передачи образа, а главное - чтобы научить | детей формулировать свое отношение к прекрасному, свои чувства, которые оно вызывает); ^ задания (по рисованию, лепке, аппликации только на-1 зываются, но не раскрываются, их выбор зависит от впечатлений детей, их наблюдений); < => советы воспитателю, родителям (направлены на то, чтобы воспитатели в предварительной работе, на занятиях, а родители - дома продолжали заниматься с деть-1 ми, музеи, выставки - это поможет лучшему решению задач по художественному воспитанию дошкольников). Весь материал распределен по двум разделам: с> графика; ■ => живопись.
В каждом разделе даны определения вида искусства, наиболее характерные понятия, слова, перспективные планы на год разных дошкольных учреждений, чтобы показать, как можно решать эти задачи в разных возрастных группах в зависимости от наличия наглядного материала, интереса и знаний воспитателя. Конспекты занятий составлены участниками актива по изобразительной деятельности, и по ним проведены пробные занятия с детьми. Конспекты подобраны по видам, возрастному принципу, содержанию и жанрам. Мы надеемся, что перспективные планы, конспекты помогут воспитателям, преподавателям изостудий, старшим воспитателям и заведующим разработать свою систему занятий, составить перспективный план, который позволит работать более последовательно и целенаправленно с учетом имеющихся в дошкольном учреждении пособий, ближайших выставочных залов, музеев, привлекая родителей (художников, музейных работников и пр. ), а также специалистов по художественному воспитанию. В перспективе нашей работы - создать фонд произведений изобразительного искусства в дошкольном учреждении, организовать мини-музеи, договориться с ближайшими музеями, детскими библиотеками, со школами о совместной работе. АЛ. Грибовскзя кандидат педагогических наук ГРАФИКА Графика -это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линолеуме и пр.; литографию, монотипия и др. ). Оттиски, получаемые печатным способом, называются гравюрами, эстампами, лубком (на народные темы) и т. д. Виды графики: •=> станковые рисунки и гравюры (эскизы, наброски, зарисовки); ^ книжная и газетная графика, книжная иллюстрация, поясняющая текст: заставка-иллюстрация, помещенная в начале главы, в конце текста - концовка; ■ => плакат: политический, театральный, торговый; с=> прикладная графика, или промышленная (марки, пригласительные билеты, коробки, упаковки для товаров и пр. ). В программе обучения и воспитания в детском саду в разделе «Графика» выделено ознакомление с творчеством художников-иллюстраторов детской книги, которые вошли в золотой фонд нашей страны (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, А. Пахомов, В. Лебедев, В. Конашевич и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|