Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патрик Вайтфилд. Пермакультура — что это?. пер. с англ., Санкт-Петербург, 1992 г. Что такое «пермакультура»?. Как осуществить этот принцип




 

 

Патрик Вайтфилд

Пермакультура — что это?

пер. с англ., Санкт-Петербург, 1992 г.

 

Что такое «пермакультура»?. 2

Как осуществить этот принцип. 3

Рассказ о двух цыплятах. 4

Инкубаторные цыплята. 4

Цыплята пермакультуры. 5

Цыплячий парник. 7

Перманентная Культура. 8

Чувство этики. 9

В городе, в деревне. 11

Продуктивные города. 11

Жилые дома. 12

Планирование садов. 13

Садоводство с минимальными усилиями. 15

Огород — лес. 16

Мульчирование. 16

На ферме. 19

Нужны ли нам фермы?. 19

Планировка фермы. 20

Две британские фермы. 21

Использование деревьев на ферме. 23

Съедобные многолетние растения. 23

Выращивание зерновых. 24

Вода на фермах. 25

В общине. 26

Связи между городом и фермой. 26

«Зелёные деньги». 27

Ответы на вопросы. 28

С чего начать. 31

Дизайнеры пермакультуры. 32

 


Что такое «пермакультура»?


В наши дни становится совершенно ясно, что мы стоим на грани гибели Земли.

Она не может бесконечно терпеть создаваемое нами загрязнение атмосферы и удовлетворять постоянно растущие аппетиты в отношении энергии и материалов.

Мы настолько неэкономно расходуем нефть и другое ископаемое топливо, что в нашем сельском хозяйстве на одну калориюпроизводимыхпродуктов приходится десять калорийзатраченнойэнергии.

Применение органических методов значительно сокращает затраты энергии, так как и химические удобрения, и ядохимикаты требуют больших энергетических расходов.

Но традиционные органические фермы всё ещё интенсивно используют машинное оборудование и транспорт, поэтому, энергии там потребляется больше, чем производится.

Иная ситуация в простом крестьянском хозяйстве, где на каждые выработанные 10 калорий приходится 1 израсходованная.

В этом случае, затраченная энергия почти целиком воплощена в труде фермеров и их скота.

Тут-то и кроется проблема: мы можем выбирать только между потреблением большого количества энергии и тяжёлой работой.

Есть третий путь, который мы называем пермакультурой.

Идеи и навыки, которые здесь используются, присущи не только ей.

Некоторые из них — это традиционные сельскохозяйственные методы, другие же требуют применения современной науки и техники.

В чём она действительно уникальна, так это в том, что построена по типу экосистемы — естественных сообществ диких растений, таких как лес, луга и болота.

Представьте себе настоящий нетронутый лес.

В нём есть шатёр из высоких деревьев, ярус более низких деревьев, высокие кустарники, низкие кустарники, травы и стелющиеся растения, наконец, мхи, а также вьющиеся растения, которые можно встретить на каждом из этих уровней.

Производство лесного растительного материала намного более сложно, чем, скажем, на пшеничном поле, имеющем только один уровень, высотой около полуметра.

Если бы в лесу росли только съедобные растения, какое бы там было изобилие! И насколько урожай превзошёл бы сбор с пшеничного поля!

Чтобы так замечательно выращивать растения, лесу не требуется ничего, кроме солнца, дождя и горной породы, из которой он создаёт себе почву.

В сравнении с лесом, пшеничное поле находится в плачевном положении.

Его необходимо пахать, культивировать, засевать, удобрять, пропалывать, уничтожать вредителей.

На всё это требуются затраты энергии человека и машин.

Если бы мы могли создать такую экосистему, как лес, но со съедобными растениями, мы обошлись бы без нефти.

Основная идея пермакультуры, как раз и заключается в создании экосистем из съедобных растений.

Как осуществить этот принцип

Лес так производителен и самодостаточен, именно благодаря своему разнообразию.

Дело не в количестве видов, ав числе полезных связей между ними.

Мы все воспитаны на постоянно повторяемых фразах, типа «закон джунглей», «выживает сильнейший» и считаем борьбу естественным способом взаимодействия дикорастущих растений и диких животных.

На самом же деле, сосуществование также важно, особенно, если обратить внимание на взаимосвязь между различными видами.

Растения извлекают разнообразные химические элементы из почвы, а когда их листья опадают, или всё растение гибнет, грибки и бактерии делают химические элементы доступными для живых растений.

Насекомые питаются пыльцой и, в свою очередь, опыляют цветы.

Многие пахучие растения испускают химические вещества, очень полезные для других растений.

Чем больше мы всматриваемся, тем лучше видна нам система полезных связей.

Экосистемы съедобных растений пермакультуры могут напоминать или не напоминать лес.

Но в них всегда есть система связей, в которой то, что производит одно растение, служит нуждам другого.

Это достигается продуманной организацией.

Полезную связь между растениями можно установить, если правильно расположить их относительно друг друга.

Лекарственные травы, например, оказывают благотворное влияние на другие растения, если находятся в непосредственной близости от них.

Поэтому, пермакультура, прежде всего, является системой организации.

Её цель — использовать организующую силу человеческого разума для замены мускульной силы или энергии природного топлива.

Эту идею можно применить ко всему, чем мы занимаемся, а не только к выращиванию съедобных растений.

Возникнув, как перманентная агрокультура, пермакультура теперь включает уже и строительство, очистку воды, системы финансов, социальные отношения и многое другое, короче — разумную организацию устойчивой среды человеческого обитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...