Г. ЕЛИЗАРОВ,. Самый малый минный заградитель
Г. ЕЛИЗАРОВ, старший лейтенант, дивизионный штурман 2‑ го ДСК [4] Самый малый минный заградитель
С линии дозора у острова Аэгна наш МО‑ 206 отозвали в базу 24 июня, глубокой ночью. Не успел катер ошвартоваться в Минной гавани, как прибежавший рассыльный передал, что командира катера лейтенанта Равдугина и меня вызывает командир дивизиона. Мы поспешили в штаб, быстро разыскали старшего лейтенанта Резниченко, который в каюте дивизионного механика внимательно слушал объяснения незнакомых нам людей в штатском. Доложили о прибытии. – Ну вот, все в сборе, – заметил комдив. – Знакомьтесь – командир катера Равдугин, дивштурман Елизаров, – представил он нас, а затем объяснил причину нашего вызова: – Приказано переоборудовать четыре катера МО для минных постановок в тех местах, куда минзагам, эсминцам и даже БТЩ не пройти. Это товарищи с завода. Они будут руководить работами. Наша задача – помочь им. Выяснив все, что требовалось, инженеры ушли. У нас же особой ясности пока не было. Мы поняли только, что на каждый переоборудованный катер сможем взять на борт две мины. Для этого на палубах необходимо укрепить минные рельсы, а на бортах – специальные минные скаты. На работы дается всего пять суток. За это же время надо подготовить из состава экипажей минные расчеты, объяснить им задачу и научить всем премудростям, с которыми они могут встретиться в новом для себя деле. – Конечно, для этого у нас есть дивизионный минер, – сказал Резниченко. – Но один он, понятно, подготовку минных партий не осилит. Елизаров, поможешь ему! Равдугин, направляйся на катер, а потом на завод. Увидишь там наши МО – к ним и швартуйся. Понял?
– Так точно. – Тогда действуй! Надо сказать, что на больших кораблях с установкой и подгонкой минных рельсов дело обстоит предельно просто: небольшие стальные угольники, как их принято называть, крепятся заклепками к стальной палубе. На катерах же палуба была деревянной и достаточно тонкой, все подкрепления под ней тоже были из дерева. Что делать? Выход из положения нашли быстро. Палубу сверлили, снизу ставили металлические шайбы, каждая с хорошую тарелку размером, насквозь пропускали болты. Ну а до этого решили и другую не менее сложную задачу. Дело в том, что ширина катера МО – 4, 2 метра, длина же мины почти 1, 25 метра. Рассуждали так… Рельсы положим поперек катера, чтобы мины, которые на них будут установлены, не мешали морякам проходить вдоль рубки и чтобы между минами, стоящими друг к другу своими якорями, можно было свободно пройти к люку в носовой кубрик и к носовой пушке. И главное, чтобы из самой пушки можно было стрелять! Есть на море закон и правило: в походе всё должно быть закреплено намертво. Стволы пушек и снаряды в кранцах первых выстрелов. Столы в кубриках и огнетушители в машине. Бачки на камбузе и швартовые на палубе. Ибо то, что имеет свободу передвижения или просто болтается, опасно и для корабля, и для экипажа. Вес каждой мины около тонны; дай ей возможность стронуться с места «без спросу», и она покатится на своих колесиках, сокрушая все на своем пути. Чтобы подобного не произошло, придумали крепления. Просверлили в палубе отверстия, сверху и снизу поставили по стальному «пятачку». Потом пропустили через этот «бутерброд» рым‑ болт. К нему‑ то и притягивали потом мину специальными винтами – талрепами. От инженерного решения рождалось и организационное: надо правильно крепить мины. На катерах по штату имелись минеры. В их заведовании были бомбосбрасыватели и комплект глубинных бомб. Это были первые минеры ПЛО – противолодочники. Но – минеры! Они имели хоть какое‑ то понятие о минах. Вот почему командир отделения минеров ПЛО возглавил минную партию. В помощь ему были выделены командир носового орудия и пулеметчик…
Но на этом наши беды не кончались. Дело в том, что, во‑ первых, на катерах МО не имелось лага, прибора, по которому моряки определяют скорость своего корабля, и, во‑ вторых, на МО стояли только магнитные компасы. На катерах к этому привыкли. Были разработаны специальные таблицы, в которых четко обозначалось, с какой скоростью идет катер при тех или иных оборотах двигателя. Но это без мин на борту. А как же быть теперь? – Понимаешь, – говорил мне комдив, – мины – это тонны веса, не учтенные при составлении таблиц по определению скорости катера, и тонны железа, действующего на компасы. Надо всем катерам пройти мерную милю, внести в таблицы необходимые поправки. Из пяти суток, выделенных командованием на все дела, пришлось выкроить время, чтобы вывести катера на мерную линию. И только тогда на борт были приняты мины. …В ночь на 4 июля в море ушли «малые охотники» лейтенантов Николая Ливого и Евгения Червонного, Михаила Равдугина и Александра Анпилова, Григория Черевиченко и приданный отряду торпедный катер. Приказ был краток: подойти вплотную к рейду Хельсинки, под маяк Грохара и береговые форты, и выставить здесь минную банку. Управление дивизиона, комдив Резниченко, его заместитель по политической части старший политрук Степан Жамкочьян и я шли на катере лейтенанта Ливого. Три десятка миль преодолели быстро. Вскоре по курсу уже вставал маяк. Он четко просматривался на небольшом холмистом островке, устремленный ввысь. Вдали угадывались кирхи Хельсинки, заводские трубы. Я спустился с мостика в рубку, чтобы прикинуть расстояние до точки поворота. От нее, на курсе отхода, мы начнем боевую работу. Рядом со мной над штурманским столом наклонился помощник Ливого. Свет от закрытой глухим колпаком лампы падал лишь вниз, на карту, по средней части которой жирной линией обозначен наш генеральный курс. Вдруг кормовая дверь рубки отворилась, вошел Жамкочьян. – Помощник, я полагаю, дивштурман тут справится сам. Сейчас пойдешь со мной по боевым постам.
– А в чем дело, Степан Степанович? – поинтересовался я. – Народ наш необкатанный, необстрелянный. Вот мы, понимаешь, видим финнов на их берегу. А они нас? Пока, вроде, нет – стреляли бы. – На то и война, – не разгибаясь от стола, ответил я. – Молодец! Оказывается, все‑ таки война, а не маневры! – вспыхнул Жамкочьян. – Но это же должны знать не только дивштурман и замкомдив по политической части, а каждый моряк. В назначенное время катера повернули на курс отхода, и тут же началась минная постановка. Много ли надо времени, чтобы каждому из четырех МО, идущих определенным порядком, сбросить в море по две мины? Немного, минуты полторы. Задачу свою катера выполнили, теперь оставалось одно – все так же тихо, с приглушенными, работающими на подводный выхлоп двигателями, уйти за Грохару и… В этот момент на ближнем форту, уже освещенном лучами восходящего солнца, четко обозначились четыре вспышки. Всплески разрывов встали далеко за кормой. «Прятаться» стало ни к чему. На катерах громко затрещали выхлопы. Мы уходили полным ходом. Задача была выполнена.
До войны считалось, что катера МО могут ходить только при волнении моря до 4 баллов. Война расширила пределы всяких «ограничений», в том числе и этого, снижавшего возможность боевого использования «малых охотников». Катер лейтенанта Анпилова был застигнут штормом в море, на переходе к месту постановки минной банки. Отчего – не знаю, но на сильной бортовой качке рым‑ болты минных креплений вырвало вместе с подпалубными «пятачками», и мина покатилась за борт. Надо ли говорить, что это ЧП! «Уронить» окончательно снаряженную и приготовленную мину на только что протраленном фарватере, не имея при этом точных координат места, где это случилось, дело, что и говорить, неприятное. Однако повезло. В последнее мгновение мина зацепилась своим якорем за скат на борту катера. Однако для самого МО положение создалось критическое. Стальная кувалда весом почти в тонну бьет в деревянный борт, того и гляди в кубрик заглянет. В верхней палубе дырки. Борт тоже дал трещину, и отсеки катера заливают потоки холодной воды. Спас положение боцман Сергей Чернышев. Рискуя жизнью, он сумел проложить между бортом и миной толстые и мягкие шпигованные маты, а затем ему удалось закрепить саму мину. Глядя на боцмана, бросились к мине краснофлотцы и старшины. И вскоре ее удалось вытащить на палубу. Оставалось лишь осмотреть мину, убедиться, что сама она повреждений не получила, и после этого, по приходе в назначенную точку, поставить.
Уж я не говорю о том, какие физические и моральные перегрузки принес экипажу катера этот случай. Мы, дивизионные специалисты, комдив, проанализировали происшествие и пришли к выводу: причиной ЧП является неудачное расположение минного устройства на катерах. Но каким образом его расположить? После долгого обсуждения решили: надо ставить мины с кормы, как это делается на больших кораблях. Впоследствии все катера нашего дивизиона были переоборудованы для минных постановок с кормы. И не только нашего, но и 3‑ го ДСК МО, которым командовал старший лейтенант Иван Бочанов. В то время наши катера сделали десять выходов на минные постановки. Минировали подходы к портам Ханина и Котка, бухте Виролахти. Перекрывали минными банками фарватеры у островов Эттиленто, Рависто, Пуккио, Паттио и др. Я, как дивизионный штурман, отвечал за то, чтобы мины были поставлены предельно точно. Это требовало моего непосредственного участия в операциях, которые наши самые малые минные заградители проводили до ледостава.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|