Природа в детском творчестве
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами – совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, так же как и деятельность взрослого художника, передает объекты природы в образах, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания и всегда выражает отношение к объектам природы. Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества». Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках, лепке, аппликации появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
Искусство передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует ее. Но природу необходимо познавать. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»35. Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом систематических наблюдений. В исследовании Елки Янакиевой (Болгария) подчеркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны: первая – приобретение ребенком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них; вторая – влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, на развитие, углубление и уточнение знаний ребенка о ней, формирование его представлений. Необходимо давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменяя их сказками или легендами. Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой и фауной. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром», «Времена года», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Расцвели весенние цветы» – эти и другие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по заданию педагога, и по замыслу самих детей. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток; лепят рыбок, птиц, зверей. Для того чтобы ребенок мог изобразить все это, необходимо сформировать у него отчетливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем следует подчеркивать красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал Е. А. Аркин: «…когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, поле, лес, луг, звездное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод лучше всяких дощечек (Е. А. Аркин имеет в виду дидактический материал, разработанный в системе сенсорного восприятия М. Монтессори. – Прим. авт. ) и других искусственных приборов будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа всегда полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать в ребенке интерес к нему»36.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание воспитателей и родителей на их красоту. Поддержите интерес ребятишек, поиграйте вместе с ними в собранные листья («Найди такой же по форме, по цвету»), предложите составить из листьев изображение. Пусть ребенок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми воспитанниками, кто что придумал. Такие игры‑ упражнения нравятся детям, и их можно проводить неоднократно. Композиции из листьев могут создаваться как одним ребенком, так и коллективно (2–3 человека и больше). Детям старшей и подготовительной к школе групп после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что собрали на прогулке. Конечно, такие сложные по форме листья, как кленовые или дубовые, детям старшей группы нарисовать очень непросто. Однако, если кто‑ то все же захочет их изобразить, запрещать не надо. Лучше предупредить о трудности рисования и помочь ребенку рассмотреть конструкцию пластины листа, обратить его внимание на расположение главных прожилок, как бы организующих рисунок, предложить провести по ним пальчиком сначала одной, потом другой руки, а затем обвести по контуру весь листок. Для рисования можно использовать цветные карандаши или акварель. Для наброска, поиска формы лучше дать простой (свинцовый) карандаш, предупредив детей о том, что рисовать надо, легко касаясь карандашом листа бумаги, иначе линия контура окажется грубой и при закрашивании может пачкать рисунок. Целесообразнее изображать не один листок, а два или три разных по форме, предварительно рассмотрев их, обратив внимание на все детали. Можно предоставить детям возможность рассказать о листьях и о том, с чего они начнут их рисовать, как расположат изображение, чтобы оно выглядело красиво. Пусть дети разложат свои листья на бумаге так, как они планируют их нарисовать. Запомнив композицию, ребята могут отодвинуть листья и начинать работать.
Многие дети при раскрашивании листьев передают лишь общее впечатление об их цвете, не сосредотачивая внимание на оттенках, переходах одного цвета в другой. Добиться более тонкого видения и цветовой характеристики изображаемого поможет дополнительное рассматривание листьев уже в процессе рисования. Казалось бы, если ребенок не замечает или не передает тонких градаций цвета, его должно удовлетворять получившееся изображение, однако опыт показывает, что это не так. И тот ребенок, которому не удалось передать красоту реального цвета листьев, и другие дети, рассматривающие его рисунок, не испытывают особой радости и не спешат причислять его к удавшимся, красивым. Особый интерес у детей вызывает предложение воспитателя изобразить бабочек, жучков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Животные привлекают внимание ребенка своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком; с ними малыши познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова и других писателей, рассматривая иллюстрации в книгах. Важно обращать внимание детей на различия в творческой манере художников. Так, Е. Чарушин изображает животных трогательно и реалистично, передает мягкость пуха детенышей и плотность, жесткость меха взрослых животных. Для рисунков Ю. Васнецова характерна сказочно‑ декоративная реалистичность. Ее придают образам некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, человеческие занятия: подметание пола и т. п. ) и одежда (у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук). Совсем по‑ другому изображает зверей Т. Маврина. Ее манера – условная волшебная сказочность. Ее животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, декоративно‑ ритмичные мазки и линии, передающие мех, обнаруживают нереальность зверя. Для того чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, необходимо рассказывать малышам о них. Дети могут увидеть животных при посещении зоопарка, на звероферме, в цирке, на скотном дворе, на улице. Живой объект находится в движении. Это увлекает ребенка и не всегда позволяет получить точное представление о форме частей тела зверя, их размере, расположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать соответствующие игрушки, фотографии, иллюстрации, картины. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом будут изображать, но и обвести рукой каждую часть. Впоследствии это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное.
Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно‑ эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями. В заключение этой главы представим взаимосвязь ознакомления с природой, изобразительной и других видов художественно‑ творческой деятельности детей в обобщенном плане. Он разработан для детского учреждения, являющегося экспериментальной площадкой Юго‑ Западного округа г. Москвы (УВК № 1607). Составляя данный план, мы не преследовали цель представить в нем всю работу по ознакомлению детей с природой и связанные с этим воспитательные задачи. Мы разработали и хотели показать в этом плане лишь направление, по которому можно строить педагогический процесс обучения детей изобразительной деятельности на темы природы. Как видно из приведенного плана, его реализация требует особых условий. Наблюдения за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день: ведь природа динамична. Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию. Воспитатели и учителя в соответствии с возрастными особенностями детей и программными задачами сами определят конкретное содержание работы со своими подопечными.
Содержание, формы и методы работы с детьми по познанию и изображению природы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|