Итоговые методические рекомендации
Итоговые методические рекомендации В течении всего месяца на других занятиях, а также во второй половине дня необходимо: 1. Обогащать опыт детей в разнообразной совместной со взрослым деятельности посредством: - рассматривания иллюстраций, фотографий, просмотра мультфильмов, в которых ярко представлены различные эмоциональные состояния и особенности проявления чувств (на доступном уровне и на конкретных, близких детскому опыту примерах в рамках занятий по социально-личностному развитию детей); - чтения литературных фрагментов (стихотворений, рассказов, описаний природы в сказках) с акцентированием внимания детей на описании эмоциональных проявлений, переживаний персонажей. Обсуждения возникающих впечатлений, акцентирования внимания на используемых авторами сравнениях и метафорах; - обогащение представлений детей о праздничных традициях, занятиях, забавах (чтение литературных фрагментов, детских энциклопедий; разыгрывание праздничных народных игр, гуляний; организация катаний на санках, коньках, игр в снежки и других забав и развлечений); - расширения представлений об исторических вехах, известных деятелях России (основателе Санкт-Петербурга, известных писателях, поэтах, музыкантах, полководцах) через чтение познавательных книг; детских энциклопедий; - составления рассказов (сюжетных, описательных) о персонажах сказок и рассказов, пересказа эпизодов произведений от лица героев; - использование упражнений и игр, способствующих освоению детьми различных средств выразительности: имитации поз, жестов, эмоций. Разыгрывание этюдов с использованием мимики и пластических игр. Использование зеркала для рассматривания себя, рисования на нем и т. п. (см. раздел «Приложения»).
2. Активировать выражение впечатлений в продуктивной деятельности и игре посредством: - освоение детьми способов создания выразительных образов на темы: «Портрет родителей», «Я рисую себя», «Как мы проводим выходные», «Мы катаемся с ледяной горки», «Наше любимое семейное занятие», «Рисуем иллюстрацию к любимой сказке» и т. д. В рисовании, лепке, аппликации, творческом конструировании (в том числе при использовании нетрадиционных изобразительных техник); - Разыгрывание эпизодов, изображенных в репродукциях иллюстрациях и скульптурах (придумывание сюжетов «до и после», распределение ролей, проигрывание). 3. Обогащать предметно-развивающую среду и активировать самостоятельную детскую деятельность посредством: - оформления Центра творчества репродукциями, художественными фотографиями по заданной теме и включение в его пространство иллюстрированных техник); - создание плаката, панорамы или альбома по темам: «Дед мороз у нас в гостях», «Ура, зима! Рада детвора! » - с помощью детских фотографий, рисунков детей и родителей. 4. Осуществлять работу с родителями посредством: - разработки рекомендаций к посещению музеев, выставок в праздничные дни; - привлечения к участию в совместном с детьми творческом проекте (рисование портретов родителей, рассматривание семейных альбомов). 5. Использовать дополнительные экскурсии, прогулки. Экскурсии в Музей кукол, Государственный Эрмитаж и Русский музей, прогулки по известным памятникам, участие в народных гуляниях (масленица и т. д)
БЛОК IV. ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ВЕЩЕЙ
Занятие 20. «Пестрые игрушки: матрешки погремушки» Программное содержание Обогащать представления детей о народных промыслах: истории возникновения, особенностях.
Показать связь произведений народных мастеров с природой, местом проживания (мотивы росписей, используемый материал); специфику средств выразительности (декоративность, обобщенность и др. ) Развить художественно - эстетическое восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства, эстетически их оценивать. Развивать умения различать стилистические особенности разных промыслов. Формировать уважительное отношение к национальным традициям. Обогащать сенсорный опят, активизировать разнообразное обследование различных свойств и качеств предметов, развивать познавательные процессы. Активизировать использование слов и словосочетаний: народные промыслы, ремесла, народные умельцы, народные традиции, народная игрушка, узор, орнамент, элементы узора. Основной визуальный ряд: 1. И. В. Дружинин. Крестьянка с птицей. 1940. д. Гринево, Каргопольский район, Архангельская область. Русский музей, СПб; 2. С. И. Вагин (форма), М. Н. Богатова, З. Т. Лукштина (роспись). Матрешка тридцатиместная. 1966. Семенов, Горьковская область. Русский музей, СПб; 3. Н. Е. Левин. Толстый и тонкий. 1963. д. Богородское, Московская область. Русский музей, СПб; Примерный ход 1. Вводная часть. Педагог просит вспомнить предыдущие занятия, напоминает, что дети были исследователями красоты в мире природы и образах человека; предлагает подумать о проявлениях красоты в вещах и предметах, созданных человеком. Для активизации интереса детей следует обратить их внимание на окружающие предметы и задать неожиданные вопросы. Например, в чём красота обычного стула? и т. д. Далее детям предлагается отправиться в «путешествие» - исследование красоты в мире рукотворных предметов вещей. 2. Основная часть. Педагог предлагает в начале путешествия «посетить» ярмарку, на которой продавцы - умельцы не только предлагают красивые и нужные вещи, но и могут объяснить, в чём их красота. Для активизации интереса детей возможно использование элементов игры, синтеза искусств( прослушивание коротких, но ярких музыкальных фрагментов, чтения образов стихотворений, присказок, использования репродукций произведений, на которых изображены ярмарки, базары, праздники).
Педагог открывать скрытые под яркими нарядным платком короб (или стол), на котором расположены игрушки разных народных промыслов; предлагает полюбоваться ими в течение 1-2 минут, используя образные слова, называет промысел и игрушку. Далее предлагает детям ответить, нравятся ли игрушки, хотели бы он более внимательно рассмотреть, поиграть с ними. Педагог кратко сообщает, что в разных посёлках, деревеньках создавались интересные яркие игрушки: матрёшки, трещотки, погремушки. Ими украшали дом, играли дети, игрушки были своеобразными оберегами. В каждой станице, деревеньке были умельцы-мастера, которые придумывали интересные игрушки, выразительные узоры (возможен показ карты России, на которой символами помечены основные центры народных промыслов). Если дети предварительно уже знакомили с народными промыслами (в некоторых программах среднюю возрастную группу знакомят с дымковской и филимоновской игрушкой и семёновской матрёшкой), можно предложить детям разложить игрушки по содержанию, материалам изготовления или стилевым особенностям в свои «короба». Детям предлагается внимательно рассмотреть игрушки и подумать, что их объединяет (материал, краски, узор). Рассматривание народных игрушек После выполнения задания детям предлагается назвать персонажей, которых изображают игрушки, обратить внимание на узоры, цвета, отметить различные детали, выразить своё отношение к игрушкам. Далее педагог уточнять название промысла (2-3 предложения- напоминания); обращает внимание на отличительные черты (цветовое решение, символы). Затем внимание детей обращается на игрушки других промыслов (по аналогичной схеме). Следует предложить детям обыграть их: исполнить мелодию на свистульке, продемонстрировать полёт птицы, прогулку барышни. Выделение, на примере игрушки, стилевых особенностей разных народных промыслов В процессе рассматривания акцент делается на используемые образы, узоры, цветовое решение (декоративность, яркость, пестрота узоров), выразительность образов. Внимание детей обращается на связь рассматриваемых произведений с природой, местом проживания мастеров (форма, мотивы росписи, материалы). Педагог уточняет значение некоторых символов (круг- солнце, волнообразные линии- вода, квадраты –земля и т. д. ), и предлагает найти их на разных игрушках; уточняет, что узоры выполнены из похожих элементов, но смотрятся по-разному. Можно предложить подобрать к нарисованному на бумаге элементу узора игрушки, на которых данный узор есть.
Предложить детям подумать, чем же красивы такие игрушки; почему они любимы и собираемы современными людьми; как и зачем следует беречь и сохранять наследие. 3. Заключительная часть. Предложите детям поиграть в ярмарку, на которой они превращаются в народных умельцев и продают свой товар, описывая и нахваливая его. Методические рекомендации. Освоение истории создания промысла(рассказы об умельцах, демонстрация способов лепки глиняной игрушки, обработки деревянных ложек и. д. ) следует осуществлять в предварительной работе (просмотр видеоматериалов, чтение рассказов о народных промыслах) на протяжении всего года. Предварительно(за неделю до занятия) можно начать составлять совместно с детьми карту народных промыслов( карта с символическими обозначениями центров промыслов), уточнить, что скоро им предстоит отправиться в волшебное путешествие на ярмарку. В продолжение темы можно предложить детям слепить или разрисовать игрушки для ярмарки в стилистике определенного промысла. На протяжении 1-2 недель в Центре творчества оставить оформленную выставку, дополнив её фотографиями процесса изготовления игрушек, книгами о промыслах, иллюстрированными альбомами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|