Методические рекомендации к блоку занятий
Методические рекомендации к блоку занятий В течение всего месяца на других занятиях, а также во второй половине дня необходимо: 1. Обогащать опыт детей в разнообразной совместной со взрослыми деятельности посредством: - чтения познавательной и художественной литературы, в которой представлены исторические факты, события, характеры и образы русских людей; энциклопедий о культуре и истории разных народностей России; с4казок народов России; Литературы по истории возникновения народных промыслов; - просмотра мультфильмов, видеоэкскурсий по тем же направлениям; - игр и театрализаций (по сюжетам произведений); - освоения народных подвижных игр, музыкальных фрагментов (песен, частушек и т. д) - участия в народных празднованиях (масленице и д. р. ) 2. Активизировать выражение впечатлений в продуктивной деятельности посредством: - организации детской творческой деятельности по созданию предметов по мотивам народных промыслов (роспись фартуков к 8 марта, узоров на скатерти, косынке; рисование, лепка, аппликация); - разыгрывание сюжетов произведений, сказаний (сюжетно-ролевые и театрализованные игры). 3. Обогащать предметно-развивающую среду и активизировать самостоятельную детскую деятельность посредством: - использование атрибутов для игр (конструкторов для создания построек; национальных костюмов), костюмированных кукол разных народов России; - использование иллюстрированных наборов с изображениями произведений искусства, фотографий по тематике; - создание выставок (см. в методических рекомендациях к занятиям) 4. Проводить работу с родителями - привлечение к участию в играх, упражнениях;
- демонстрирование на временной выставке семейной коллекции предметов национальной культуры; совместное проведение праздников. 5. Использовать дополнительные экскурсии в Российский Этнографический музей, посещать выставки краеведческой направленности. Ожидаемы результаты реализации программ по итогам освоения программы ii года обучения и творческого развития. Ребенок проявляет бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным сокровищам; выражает желание принимать посильное участие в их сохранении. Проявляет устойчивый интерес к освоению искусства (к красивым объектам, произведениям искусства разных видов и жанров), задает вопросы о произведениях (образах, средствах выразительности, авторах)). Эмоционально откликается на художественный образ произведений. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности живописного и графического искусства, архитектуры, на их основе более глубоко понимает художественный образ (на доступном дошкольникам уровне). Дает эстетическую оценку предметов и явлений окружающего мира, произведений искусства. Знает некоторые известные произведения живописи, архитектуры, народных промыслов. Узнает и эмоционально откликается на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты; размышляет, комментирует. Различает, называет произведения по видам искусства. Имеет представление и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народных промыслов; жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись); особенности видов скульптуры, архитектурных объектов, народных промыслов. Имеет представление о творческих профессиях, их значении, особенностях. Понимает и использует в речи слова, обозначающие эстетические категории, виды, жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники, названия творческих профессий. Стремиться высказывать суждения, по поводу увиденного, привлекает собственный опыт (ссылается на собственный опыт). Высказывает предпочтения, собственное понимание художественного образа, настроения произведения и тп. Проявляет исследовательское поведение, инициативу и самостоятельность в процессе освоения искусства, восприятия объектов, собственной творческой эстетической деятельности.
На основе обогащенного сенсорного опыта, развития творческих, познавательных представления о музее, понимает необходимость соблюдения некоторых правил поведения; стремиться к бережному отношению к музейным предметам. Проявляет хороший уровень умений последовательно рассматривать музейные предметы, выделять разнообразные свойства, устанавливать связи, размышлять, на основе чего будет формироваться целостный образ предмета. Ребенок обращает внимание на гармоничность музейного пространства, эмоционально откликается на проявления красоты.
Список литературы и дидактических пособий
Научно-методические источники: 1. Доронова Т. Н.. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания.. – СПб., 2005. 2. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006. \Мацкевич М. В.. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе художественный музей – детский сад: дис. на соискание научн. степени канд. пед. наук. – М., 2006. 3. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учебное пособие для гуманитарных вузов. – М., 2004. 4. Столяров Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей! ». Концепция, структура, содержание/Б. А. Столяров, А. Г. Бойко, А. Г. Сечин. – Изд. 3-е испр. И доп. – СПб., 2007. 5. Столяров Б, А.. Основы экскурсионного дела/ Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. – СПб., 2003. Методические источники: 1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы. Детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. – СПб., 2007. 2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей т5-7 лет: пособие для дошкольных учреждений. – М., 2001.
3. Колл М. -Э. Дошкольное творчество/Пер. с англ. Е. А. Бакушевой. – Минск, 2005. 4. Костер Дж. Б. Растим художников: преподавание искусства детям/пер. с англ. - М., 2006. 5. Кузьмина Г. А. Художественное развитие дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании//Методические рекомендации к программе «Детство» / Отв. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова – СПб., 2007. 6. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей// Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»/Т. Н. Доронова. – М., 2005. 7. Комарова Т. С. Эстетическая среда в ДОУ. Интегрированные занятия/ Под. ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М., 2005. 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программы и конспекты занятий. – М., 2005. 9. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия/Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. – М., 2005. 10. Музейная педагогика. Из опыта работы/Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М., 2006. 11. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М., 1999. 12. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений/Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, М. Н. Полякова. – СПб., 2006. 13. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 1993. 14. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нещева. -СПб., 2006. 15. Творческий клуб «Встречи в Русском музее»: экскурсии, кружки, студийные абонементы; 2008-2009 учебный год. -СПб., 2008. 16. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М., 2006. 17. Штопова Т. В. Цвет Природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей пятилетнего возраста / Т. В. Штопова, Е. П. Кочеткова. – М., 2005.
18. Чумичева Р. М. дошкольникам о живописи. -М., 1992. Наглядно-дидактическое пособие и литература, в которой представлена информация о произведениях и выразительных средствах изобразительного искусства: 1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей. -М., 2004. 2. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве: учебно-наглядное пособие для детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста. -М., 2000. 3. Дошкольникам о художниках детской книги / Сост. Т. Н. Доронова. – М., 1991. 4. Ионина Н. А. Сто великих картин. – М., 2001. 5. Ишимова А. О. Большая иллюстрированная энциклопедия России для детей. М., 2005. 6. Калюжная А. Д. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. – СПб., 2001. 7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М., 2006. 8. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – СПб., 1997. 9. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб., 1997. 10. Курочкина Н. А. Детям о пейзажной живописи. – СПб., 1998. 11. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1999. 12. Оград узор чугунный / Сост. Г. Г. Бунатян. – Л., 1990. 13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным творчеством. – М., 2006. 14. Тиханова В. А. Лик живой природы. Очерк о советских скульпторах-анималистах. – М., 1990. 15. Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве. Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым. – СПб., 2007. 16. Дурасов Г. П. Каргапольская глиняная игрушка. – Л., 1986 Образовательные программы: 1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. -3-е изд., переработанное. – СПб., 2006. 2. Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2007. 3. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т. А. Бабаева и др. Сост. И ред. Т. А. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб., 2007. 4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2003. CD и DVD: 1. CD «Фактура. Секреты живописи для самых маленьких». 2. CD «Уроки графики в стране Вообразилии». 3. CD «Волшебные превращения. Основы дизайна для малышей» 4. CD «Музыка и живопись для детей» 5. CD П. И. Чайковский. Щелкунчик. Интерактивная музыкальная игра. Игры. Загадки. Викторины. 6. CD К. Сен-Санс. Карнавал животных. Обучающая программа из серии «Восприятие и творчество» для детей от 4 до 10 лет.
7. CD «Мышка Мия. Юный дизайнер». Обучающая программа по основам дизайна для малышей. 8. CD «Детское творчество». Сборник материалов, предназначенных для занятий с детьми от 2 до 12 лет. 9. CD «Учимся рисовать». Сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета. 10. CD «Забавные картинки». Программа для дошкольников на развитие концентрации внимания, памяти, слуха. 11. DVD «Ты пришел в музей». 12. DVD «В мастерской художника».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|