Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка листов рабочей тетради




Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, по­лучивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. В методике обучения рабо­чие тетради появились еще в 20-е гг. прошлого столетия. В I960 — 70-е гг. были созданы рабочие тетради по общеобразовательным предметам, которые применялись в училищах и техникумах. В на­стоящее время рабочие тетради по циклу учебных дисциплин вошли в методическую систему обучения полной средней школы. Однако следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.

С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь — осо­бый жанр учебной литературы, призванный активизировать учеб­но-познавательную деятельность учащихся. Существенное отли­чие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная дея­тельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта емко выразил Л. Н.Ланда: «...обеспечить пооперационное формирование мыс­лительных процессов» [10]. Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности». Чтобы созна­тельно и целенаправленно их формировать у педагога и учащих­ся, необходимо надежное средство.

В настоящее время у преподавателей и мастеров производствен­ного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя но­вый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уве­рен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции


складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря ина­че, сегодня педагог профессионального обучения не имеет воз­можности достаточно полно управлять формированием мысли­тельной деятельности учащихся.

Цель применения рабочей тетради в профессиональном обуче­нии — обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной де­ятельности учащихся на уроках теоретического и производствен­ного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное фор­мирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.

Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения уча­щимися технических знаний и умений являются опрос и различ­ного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных ра­бот, педагог имеет дело главным образом с результатами мысли­тельной деятельности учащегося и не имеет возможности про­никнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабо­чей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабо­чие тетради решают следующие образовательные задачи:

-усвоение технических понятий;

- приобретение практических умений и навыков; -формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля; -развитие мышления у учащихся;

- контроль хода обучения.

Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Зада­ния построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учеб­ного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена. В каче­стве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании технических понятий, применяются:

- операциональное определение технических понятий;

- вычерчивание чертежей, блок-схем, принципиальных элект­рических схем;

- преобразование схем, моделей для расчета параметров тех­нических объектов;

- определение элементов конструкции устройств;

- анализ физических процессов, режимов работы устройства в виде векторных, потенциальных, временных диаграмм и графи­ков изменения сигналов;

- преобразование математических формул расчета системы па­раметров;


-расчет системы параметров устройств по формулам, времен­ным и векторным диаграммам и т.д.

Функции рабочей тетради в учебном процессе следу­ющие.

Обучающая. Предполагается формирование у учащихся не­обходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию ус­тойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учеб­ный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разрабо­танные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении кон­спекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых на­выки самоконтроля при условии систематического заполнения ли­стов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами ра­бочей тетради основное время учащихся затрачивается на позна­ние смысла изучаемых понятий, описывающих технические объек­ты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть исполь­зована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения по­нятий. При этом у преподавателя появляется возможность осу­ществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Различают три вида рабочей тетради: информационный, конт­ролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала. Учебная информа­ция в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержа­нии рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебни­кам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабо­чая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподава­тель с помощью листов рабочей тетради может не только устано­вить факт знания или незнания, но и определить, на какой опе­рации учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информаци-


онный блок включают новый учебный материал, в контролирую­щий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профес­сиональном обучении, классифицируются по типам:

- тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

- тетради по графическому моделированию;

- семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования професси­ональных знаний и умений в системе профессиональной подго­товки персонала может широко применяться второй тип тетради — тетради по графическому моделированию. Профессиональная де­ятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников не­мыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических за­даний позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиоти­ко-семантические рабочие тетради основаны на сочетании черте­жей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуаль­ными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и про­ектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и уп­ражнения с опорой на содержательную основу профессиональ­ной деятельности специалиста определенного профиля.

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные тре­бования.

1. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее об­ращение к учащимся.

2. Система вопросов и заданий должна быть построена в соот­ветствии со структурой и логикой формирования соответствую­щих технических понятий. Между заданиями должна быть опреде­лена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора — вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям.

3. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяс­нения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

4. Композиционное построение рабочей тетради зависит от за­мысла автора, от характера и содержания учебного материала, его


объема, характера вопросов и заданий. Однако в любом случае дол­жны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащих­ся, возможность исправления допущенных ошибок, неточностей.

5. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия конт­рольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся.

6. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впос­ледствии.

При работе учащихся с листами рабочей тетради по электро­технике обучаемый в определениях электротехнических понятий вставляет пропущенные ключевые слова, т. е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отклю­чить и т.д.). Для вычерчивания принципиальных схем в листе рабо­чей тетради задается основа построения, т. е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схе­мах. Такой же алгоритм существует для представления принципи­альной схемы электрической цепи с целью преобразования схе­мы соединения элементов с тем, чтобы рассчитать систему пара­метров по указанному в тетради методу.

Пример листа рабочей тетради приведен на рис. 19.

Определение элементов электротехнических устройств — опе­рация, обратная построению принципиальной схемы. В этом слу­чае принципиальная электрическая схема или само устройство даются в готовом виде, а учащиеся должны определить каждый элемент по условному обозначению и описать его функциональ­ное назначение.

Анализ физических процессов, протекающих в устройствах и системах, режимов работы электротехнических устройств прово­дится посредством построения временных и векторных диаграмм, для чего в рабочей тетради задается вектор или вид временной диаграммы. Для определения режима работы учащиеся строят гра­фики, диаграммы сигналов в рассматриваемом устройстве. Одна­ко графическая форма сигнала дает примерное значение парамет­ров сигналов. Для более точных расчетов выводятся формулы рас­четов параметров. Учащиеся работают с формулами, заполняя «око­шечки» в формулах. По определенному алгоритму они вносят в формулу символ изучаемого понятия, или коэффициент, или знак математического действия и т.д. Для контроля уровня сформиро­ванное™ знаний лист рабочей тетради включает содержание за­дач или проблемные вопросы.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения, они долж­ны отвечать следующим требованиям.


Электронные усилители

Усилителем называется устройство, предназначенное

Принципиальная схема однокаскадного усилителя с емкостной связью

Повышение мощности сигнала происходит за счет преобразования
энергии _____________________________________________________

с помощью транзистора.

Опишите назначение элементов в схеме:

Ль Ъ -______________________________

С,-.

с,; с2

Рис. 19. Лист рабочей тетради

TV -



1. Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых поня­тий, фактов, методов профессиональной деятельности.

2. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профес­сиональной деятельности.

3. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради.

4. Возрастание трудности решения задач и планируемых резуль­татов обучения.

5. Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.

6. Целевая достаточность — достаточно задач закрепления ме­тодов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области.

7. Психологическая комфортность обучаемых при работе с лис­том рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями форми­руемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устрой­ства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами фор­мируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформи­рованное™ знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета пере­ходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем ра­бочую тетрадь разновидностью учебных техник.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...