Методы теоретического обучения
4.1.1. Общая характеристика методов теоретического обучения Мы показали, как важно педагогу овладеть приемами отбора и структурирования содержания учебного материала. Не менее актуальна проблема формирования технических понятий. Если не усвоены соответствующие понятия, не могут быть усвоены законы и теории технических наук. Для оптимального усвоения учащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс их формирования и управления их усвоением. Ситуация в методике преподавания технических дисциплин такова, что методы обучения в деятельности педагога профессионального обучения складываются стихийно на основе личного опыта и логики изложения содержания учебного материала в учебниках и учебных пособиях по техническим дисциплинам. В результате расходуется много времени на формирование технических знаний, но уровень усвоения их учащимися ПТУ не удовлетворяет требованиям программы. Отсюда следует вывод, что преподавателю необходимо знать систему правил конструирования и реализации методов формирования технических знаний. Рассмотрим данную проблему. В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических пособиях описано около 50 методов обучения. Здесь речь пойдет только о методах проблемно-развивающего обучения. Обуславливается это следующими причинами. Во-первых, рассматриваемая система методов реализует проблемный подход к обучению. В свою очередь, проблемность отражает наличие объективных противоречий в изучаемой технике, а также в самом процессе усвоения учащимися понятий. Во-вторых, система методов, которую мы рассматриваем, отражает характер взаимосвязи деятельности преподавателя (прави-
В-третьих, теория проблемно-развивающего обучения строится на основе принципа целесообразности, т.е. с учетом конкретных целей и задач урока, каждого этапа обучения. В методике проблемного обучения очень важна постановка проблемных вопросов перед учащимися. В процессе изучения техники можно выделить три группы противоречий, из которых объективно вытекают учебные проблемы. Первая группа противоречий связана с областью функционирования технических устройств и отдельных элементов технической системы. К этой же группе относятся проблемы улучшения характеристик и параметров технических устройств. Вторую группу составляют противоречия физики процессов, протекающих в цепях постоянного и переменного тока. Третья группа противоречий вытекает из определения конструкционных параметров технических устройств. Таблица 4 Классификация учебных проблем
| Проблема повышения коэффициента мощности в цепях переменного тока | Знание методов повышения коэффициента мощности. Умение рассчитывать параметры активной, реактивной и полной мощности, коэффициента мощности цепи |
Окончание табл. 4
Классификация противоречий | Примеры учебных проблем в содержании учебного материала | Формируемые знания и умения в процессе решения проблемных ситуаций |
II группа | ||
Физический процесс | Проблема использования многофазной системы переменных токов | Знание принципа построения трехфазной системы передач, сущности физических процессов в цепях постоянного и переменного тока, преобразования электрической энергии в источниках и приемниках. Определение параметров электрических цепей |
Проблема протекания физических процессов в цепях постоянного и переменного тока | Знание фазовых соотношений между током и напряжением в цепях переменного тока. Умение строить векторные диаграммы при анализе параметров цепей переменного тока | |
III группа | ||
Монтаж электрических цепей | Проблема конструирования электрических цепей | Знание схем соединения элементов электрической цепи, способов подключения электроизмерительных приборов, конструкций электротехнических устройств |
Приведем типологию учебных проблем и их связь с системой электротехнических знаний и умений, формируемых в процессе решения проблемных ситуаций (табл. 4).
|
|