Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы теоретического обучения




4.1.1. Общая характеристика методов теоретического обучения

Мы показали, как важно педагогу овладеть приемами отбора и структурирования содержания учебного материала. Не менее ак­туальна проблема формирования технических понятий. Если не усвоены соответствующие понятия, не могут быть усвоены зако­ны и теории технических наук. Для оптимального усвоения уча­щимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель пра­вильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс их формирования и управления их усвоением.

Ситуация в методике преподавания технических дисциплин такова, что методы обучения в деятельности педагога профессио­нального обучения складываются стихийно на основе личного опыта и логики изложения содержания учебного материала в учеб­никах и учебных пособиях по техническим дисциплинам. В резуль­тате расходуется много времени на формирование технических знаний, но уровень усвоения их учащимися ПТУ не удовлетворя­ет требованиям программы.

Отсюда следует вывод, что преподавателю необходимо знать систему правил конструирования и реализации методов форми­рования технических знаний. Рассмотрим данную проблему.

В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических пособиях описано около 50 методов обучения. Здесь речь пойдет только о методах проблемно-развивающего обуче­ния.

Обуславливается это следующими причинами.

Во-первых, рассматриваемая система методов реализует про­блемный подход к обучению. В свою очередь, проблемность отра­жает наличие объективных противоречий в изучаемой технике, а также в самом процессе усвоения учащимися понятий.

Во-вторых, система методов, которую мы рассматриваем, от­ражает характер взаимосвязи деятельности преподавателя (прави-


ла преподавания) и деятельности учащихся (правила учения), тем самым реализуется деятельностная основа обучения.

В-третьих, теория проблемно-развивающего обучения строит­ся на основе принципа целесообразности, т.е. с учетом конкрет­ных целей и задач урока, каждого этапа обучения.

В методике проблемного обучения очень важна постановка про­блемных вопросов перед учащимися. В процессе изучения техники можно выделить три группы противоречий, из которых объектив­но вытекают учебные проблемы.

Первая группа противоречий связана с областью функциони­рования технических устройств и отдельных элементов техниче­ской системы. К этой же группе относятся проблемы улучшения характеристик и параметров технических устройств. Вторую груп­пу составляют противоречия физики процессов, протекающих в цепях постоянного и переменного тока. Третья группа противоре­чий вытекает из определения конструкционных параметров тех­нических устройств.

Таблица 4

Классификация учебных проблем

 

 

 

 

Классифи­кация противоре­чий Примеры учебных проблем в содержании учебного материала Формируемые знания и умения в процессе решения проблемных ситуаций
I груп па
Область V функцио­нирования электротех­нических устройств Проблема передачи электрической энергии на расстоя­ние Знание средств и способов передачи электрической энергии, схемы электрической цепи. Умения выделять основные элементы электрических систем
Проблема получе­ния максимальной мощности в прием­никах электриче­ской цепи Знание режимов работы электри­ческой цепи. Умение рассчиты­вать параметры электрических цепей при различных режимах работы. Умение проводить анализ работы электрических цепей
Проблема передачи электрической энергии на дальние расстояния Знание принципа передачи электрической энергии посредством переменного тока
Проблема повышения коэффициента мощности в цепях переменного тока Знание методов повышения коэффициента мощности. Умение рассчитывать параметры актив­ной, реактивной и полной мощ­ности, коэффициента мощности цепи

Окончание табл. 4

 

 

Классифи­кация противоре­чий Примеры учебных проблем в содержании учебного материала Формируемые знания и умения в процессе решения проблемных ситуаций
II группа
Физиче­ский процесс Проблема исполь­зования многофаз­ной системы переменных токов Знание принципа построения трехфазной системы передач, сущности физических процессов в цепях постоянного и переменного тока, преобразо­вания электрической энергии в источниках и приемниках. Определение параметров электрических цепей
Проблема протека­ния физических процессов в цепях постоянного и переменного тока Знание фазовых соотношений между током и напряжением в цепях переменного тока. Умение строить векторные диаграммы при анализе параметров цепей переменного тока
III группа
Монтаж электриче­ских цепей Проблема конструирования электрических цепей Знание схем соединения элемен­тов электрической цепи, спосо­бов подключения электроизмери­тельных приборов, конструкций электротехнических устройств

Приведем типологию учебных проблем и их связь с системой электротехнических знаний и умений, формируемых в процессе решения проблемных ситуаций (табл. 4).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...