Методические требования к проведению демонстрационного эксперимента по техническим дисциплинам
Под методикой демонстрационного эксперимента понимается совокупность методов и правил реализации приемов, обеспечивающих эффективность проведения демонстрационных опытов и хорошее восприятие их учащимися. При разработке методики демонстрационного эксперимента необходимо продумать расположение приборов и устройств на демонстрационном столе, работу с ними, приемы постановки вопросов и объяснение изучаемых технических закономерностей. В процессе разработки методики демонстрационного эксперимента преподаватель определяет цель (задачу) демонстрационного эксперимента. Затем мысленно конструирует схему, с помощью которой можно реализовать замысел. Далее идут анализ технического оснащения эксперимента, отбор приборов для проведения опыта, и наконец, сборка демонстрационной установки и проверка ее работы (как правило, приборы, фиксирующие основные показатели, устанавливаются на переднем плане). Однако не следует думать, что в методике демонстрационного эксперимента главным является техническая реализация цели (идеи) преподавателя. После того как изучена техника демонстрационного опыта, следует обдумывание последовательности операций, приемов, которые необходимо выполнить при демонстрации опытов. При тщательной разработке методики необходимо помнить, что технический демонстрационный эксперимент сопровождается вычерчиванием схемы демонстрационной установки. Учащиеся должны уметь соотносить элементы принципиальной схемы с элементами и блоками демонстрационной установки. Причем элементы схемы эксперимента нужно расположить так, как предполагается установить элементы демонстрируемых моделей.
В процессе демонстрации опыта преподаватель должен находиться за демонстрационным столом. Показывать изучаемое устройство нужно так, чтобы не загораживать руками детали установки. Темп изложения учебного материала с использованием демонстраций может быть различен: сравнительно быстрый — при объяснении конструкции демонстрационной установки и более медленный — при объяснении сущности явлений. Паузы делаются тогда, когда акцентируется внимание на элементах изучаемого устройства, на сущности раскрываемого процесса. По результатам опыта делаются обоснованные четкие выводы. Обобщенный алгоритм деятельности преподавателя содержит следующие предписания. 1. Постановка задачи (проблемы), требующей экспериментального решения. 2. Актуализация опорных знаний учащихся с помощью вопросов. 3. Составление принципиальной схемы демонстрационной установки. 4. Сборка установки непосредственно на уроке. При необходимости схему собирает один из учащихся. Для экономии времени отдельные блоки установки необходимо собрать заблаговременно, только в исключительных случаях электрическая цепь для демонстрации собирается полностью заранее. 5. 6. Демонстрация физического явления или технологического процесса. 7. Организация беседы с учащимися по объяснению явлений и процессов. 8. Табличное, графическое фиксирование полученных результатов измерений. 9. Организация работы учащихся по формулировке выводов, теоретических положений. 10. Повторение демонстрационных опытов с целью закрепле В процессе демонстрации опытов учащиеся должны вести записи в тетрадях (название опыта, принципиальная схема установки, таблицы данных, графики, выводы).
На каждом этапе электротехнического демонстрационного эксперимента преподаватель указывает учащимся, что необходимо записать. В заключение дадим несколько рекомендаций. Если в процессе демонстрационного эксперимента не получен желаемый результат, нужно сделать вторую попытку, постараться учесть ошибки. Но если демонстрация не получилась во второй раз, не стоит тратить времени на третью попытку. Лучший выход из затруднений в этой ситуации — отложить демонстрационный эксперимент до следующего урока, при этом сохранять спокойствие и вести урок в объяснительно-иллюстративной форме. После урока можно еще раз вернуться к демонстрационному эксперименту и постараться найти ошибку. На следующем уроке следует провести опыт на этапе актуализации (повторения) знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|