Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая редукция технических понятий




В советских и современных российских методиках обучения методическая редукция как самостоятельный методический при­ем не была обоснована. В то же время принцип доступности в обу­чении актуален для любой современной учебной дисциплины и любой формы подготовки специалистов. Как указывалось выше, в различных видах анализа акцентируется внимание в основном на операциях с понятиями, определении трудностей усвоения новых знаний на уроке и т. д. Методическая редукция — это трансформа­ция абстрактных теоретических положений научной области со­ответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, цель методической редукции — преобразовать содержание вновь изуча­емого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.

В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:

1) лингвистическую трансформацию учебного материала;

2) вербальность и метафоричность формулировок;

3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учеб­ного материала;

4) мнемотехнику;

5) операциональные определения технических понятий;

6) остенсивные определения технических понятий и т.д.
Лингвистическая трансформация учебного материала — это

преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на


устную, словесную форму. Например, при наблюдении демонст­рационных опытов, при самостоятельном выполнении лаборатор­ных работ учащийся не сможет провести исследования без соот­ветствующих словесных указаний, пояснений. Другие примеры: по математическому уравнению трудно представить принцип ра­боты оборудования, по схеме замещения или рисунку — физи­ческие процессы в электрической или механической системах. Преподаватель в словесной форме комментирует проведение де­монстрационных опытов, анализирует математические формулы и представленные зависимости параметров в них и т.д.

Метафоричность {метафора) — прием в трансформации учеб­ного материала, который может выступать в роли средства пере­дачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнава­ние, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в букваль­ном значении.

Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педа­гогами в начале XX в. Цель применения мнемотехники — облег­чить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.

Операциональные определения позволяют установить однознач­ное соответствие между термином и понятием через указание опе­рационного состава действий с объектами учебного познания. Например, силу тока в методике изучения электрических цепей операционально определяют как физическую величину, измеряе­мую измерителем тока (в простейшем случае — амперметром). Как подчеркивает К.К.Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом» [5].

Остенсивные определения были обоснованы физиком-экспери­ментатором П.У.Бриджменом: «Остенсивные определения пред­ставляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение» [5]. Остенсивные опреде­ления применяются при изучении технической дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т.д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении уча­щихся профессиональных учебных заведений, будущая профес­сиональная деятельность которых связана с предметными прак­тическими действиями, с объектами технической практики.


Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушать правильности, объективности и научности изу­чаемого. Способы редуцирования и представления учебного мате­риала должны отбираться с учетом способностей учащихся к по­ниманию и запоминанию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...