Методическая редукция технических понятий
В советских и современных российских методиках обучения методическая редукция как самостоятельный методический прием не была обоснована. В то же время принцип доступности в обучении актуален для любой современной учебной дисциплины и любой формы подготовки специалистов. Как указывалось выше, в различных видах анализа акцентируется внимание в основном на операциях с понятиями, определении трудностей усвоения новых знаний на уроке и т. д. Методическая редукция — это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, цель методической редукции — преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися. В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции: 1) лингвистическую трансформацию учебного материала; 2) вербальность и метафоричность формулировок; 3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала; 4) мнемотехнику; 5) операциональные определения технических понятий; 6) остенсивные определения технических понятий и т.д. преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на
Метафоричность {метафора) — прием в трансформации учебного материала, который может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении. Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале XX в. Цель применения мнемотехники — облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций. Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания. Например, силу тока в методике изучения электрических цепей операционально определяют как физическую величину, измеряемую измерителем тока (в простейшем случае — амперметром). Как подчеркивает К.К.Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом» [5]. Остенсивные определения были обоснованы физиком-экспериментатором П.У.Бриджменом: «Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение» [5]. Остенсивные определения применяются при изучении технической дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т.д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении учащихся профессиональных учебных заведений, будущая профессиональная деятельность которых связана с предметными практическими действиями, с объектами технической практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|