Методическая редукция технических понятий
В советских и современных российских методиках обучения методическая редукция как самостоятельный методический прием не была обоснована. В то же время принцип доступности в обучении актуален для любой современной учебной дисциплины и любой формы подготовки специалистов. Как указывалось выше, в различных видах анализа акцентируется внимание в основном на операциях с понятиями, определении трудностей усвоения новых знаний на уроке и т. д. Методическая редукция — это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, цель методической редукции — преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися. В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции: 1) лингвистическую трансформацию учебного материала; 2) вербальность и метафоричность формулировок; 3) элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала; 4) мнемотехнику; 5) операциональные определения технических понятий; 6) остенсивные определения технических понятий и т.д. преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную, словесную форму. Например, при наблюдении демонстрационных опытов, при самостоятельном выполнении лабораторных работ учащийся не сможет провести исследования без соответствующих словесных указаний, пояснений. Другие примеры: по математическому уравнению трудно представить принцип работы оборудования, по схеме замещения или рисунку — физические процессы в электрической или механической системах. Преподаватель в словесной форме комментирует проведение демонстрационных опытов, анализирует математические формулы и представленные зависимости параметров в них и т.д.
Метафоричность {метафора) — прием в трансформации учебного материала, который может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении. Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале XX в. Цель применения мнемотехники — облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций. Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания. Например, силу тока в методике изучения электрических цепей операционально определяют как физическую величину, измеряемую измерителем тока (в простейшем случае — амперметром). Как подчеркивает К.К.Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом» [5]. Остенсивные определения были обоснованы физиком-экспериментатором П.У.Бриджменом: «Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение» [5]. Остенсивные определения применяются при изучении технической дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т.д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении учащихся профессиональных учебных заведений, будущая профессиональная деятельность которых связана с предметными практическими действиями, с объектами технической практики.
Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушать правильности, объективности и научности изучаемого. Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|