Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и классификация инструктажа




В теории профессионального обучения часто наряду с поняти­ем «метод обучения» применяется термин «инструктаж». Под ин­структажем понимается формирование исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования. Инструктаж неотде­лим от сферы профессиональной деятельности человека. Однако следует отличать инструктаж людей, имеющих опыт профессио­нальной деятельности, от инструктажа учащихся, не обладающих необходимым запасом знаний и умений.

Проинструктировать специалиста — значит дать указания, си­стему ориентиров в решении профессиональной задачи; проинст­руктировать учащихся — значит научить их определенным дей-


ствиям. Инструктаж имеет большое значение в деятельности мас­тера производственного обучения. В связи с этим необходимо ре­шить вопрос: относится инструктаж к методам обучения, прави­лам деятельности или к приемам обучения? Вероятно, не совсем правильно было бы отнести инструктаж к методам обучения. Как показывает анализ методик производственного обучения, инст­руктаж проводится с помощью системы методов. Они различны и зависят от функции инструктажа в процессе обучения. В связи с тем, что инструктаж реализуется различными методами, его нельзя отнести к правилам обучения. Правильнее инструктаж отнести к приемам обучения, так как он обобщает целую систему действий мастера. Однако в отличие от приемов показа, рассказа, беседы это комплексный прием, включающий применение простейших и сложных действий, ориентировочных основ различных типов в определенной системе.

Укажем функции инструктажа в процессе обучения.

1. Разъяснение цели и задач предстоящей учебно-производствен­ной деятельности. Причем целью практической деятельности мо­гут быть изготовление какого-либо предмета, настройка аппара­туры, т.е. материальный результат труда.

2. Актуализация теоретических понятий, служащих основой формирования профессиональных умений.

3. Анализ конструкции устройств, применяемых в ходе практи­ческих действий.

4. Изучение структуры действий, движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания.

5. Объяснение последовательности выполнения приемов и опе­раций.

6. Объяснение условий техники безопасности и правил органи­зации рабочего места.

7. Управление практической деятельностью учащихся. Это по­зволяет вовремя скорректировать действия учащихся, избежать ошибок и предотвратить брак в работе.

Методика инструктажа представлена в различных пособиях, методических рекомендациях. В них описываются различные виды инструктажа, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. По месту в процессе обучения:

-вводный;

- текущий;

- заключительный.

Вводный инструктаж проводится в начале урока производствен­ного обучения и, как правило, предшествует учебно-производ­ственной деятельности учащихся. Текущий инструктаж проводит­ся во время выполнения учебно-производственной работы, зак­лючительный — подводит итоги занятия.


2. По количеству учащихся, охватываемых инструктажем:

- индивидуальный;

- групповой;

- фронтальный.

Индивидуальный инструктаж предназначен для одного учаще­гося. Групповой (коллективный) инструктаж проводится в неболь­ших группах, касается выполнения различных операций и действий. Это могут быть действия как одинаковые для всех учащихся, так и индивидуальные. Фронтальный инструктаж предназначен для боль­шой группы учащихся, которые выполняют или будут выполнять одинаковые операции или одну учебно-производственную рабо­ту.

3. По форме предъявления:

- письменный;

- устный.

4. По объему:

- полный;

- с информационными пробелами;

- избыточный.

Полный инструктаж применяется на начальном этапе обуче­ния, поэтому необходимо дать ориентиры, сформировать полную систему действий по выполнению учебно-производственной ра­боты.

Инструктаж с информационными пробелами ставит перед уча­щимися задачу самостоятельно найти техническую информацию, необходимую для выполнения предстоящей работы. Избыточный инструктаж содержит информацию, которая приводится для вы­работки у учащихся умений самостоятельно оценивать ситуацию и отбирать необходимую информацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...