Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТИТУЦИЯ 5 страница




3. Без ущерба к положениям пункта 2 ордонанс, представленный в Национальное собрание, должен рассматриваться как законопроект, внесенный в провинциальное собрание.

 

Глава 3

 

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 

Статья 129

 

Исполнительная власть в провинции возлагается на губернатора и осуществляется им непосредственно или через должностных лиц, подчиненных ему в соответствии с Конституцией.

 

Статья 130

 

1. Образуется кабинет министров, который возглавляется главным министром в качестве его главы для помощи и дачи советов губернатору при осуществлении им своих полномочий.

2. Губернатор назначает из членов провинциального собрания главного министра - того, кто, по его мнению, способен получить доверие большинства членов провинциального собрания.

2A. Вне зависимости от содержания пункта 2 после 20 марта 1988 года губернатор должен пригласить члена провинциального собрания в качестве главного министра, как это было утверждено на сессии собрания, созванного для этой цели в соответствии с положениями Конституции. Предусмотрено, что ничто, содержащееся в этом пункте, не должно применяться к главному министру, вступившему в должность 20 марта 1988 года в соответствии с положениями Конституции.

3. Лицо, назначенное в соответствии с пунктом 2 или приглашенное в соответствии с пунктом 2A, должно перед вступлением в должность принести перед губернатором присягу, текст которой приведен в Третьем приложении, и в течение 60 дней после этого получить вотум доверия в провинциальном собрании.

4. Кабинет несет коллективную ответственность перед провинциальным собранием.

5. Главный министр находится в должности в течение срока пребывания в должности губернатора, но губернатор не может осуществлять свои полномочия в соответствии с этим пунктом, если он не удостоверится, что главный министр не потерял доверие провинциального собрания. В противном случае он должен собрать провинциальное собрание и потребовать от главного министра получить вотум доверия в собрании.

6. Главный министр может путем подачи собственноручно написанного заявления на имя губернатора уйти в отставку.

7. Министр, который в течение последующих месяцев не стал членом провинциального собрания, по окончании этого периода прекращает свои полномочия министра и не может, вплоть до роспуска собрания, быть снова назначен министром, если только до этого он не будет избран членом провинциального собрания.

8. Ничто, содержащееся в этой статье, не должно рассматриваться как дисквалификация главного министра или другого министра при продолжении ими осуществления своих полномочий в период, когда провинциальное собрание распущено или как препятствие для назначения любого лица в качестве главного министра или министра в течение этого периода.

 

Статья 131

 

Обязанностями главного министра являются:

a) сообщать губернатору о всех решениях кабинета министров, относящихся к управлению делами провинции и делать предложения по законодательству;

b) предоставлять такую информацию, относящуюся к управлению делами провинции, и давать предложения по законодательству, которые губернатор может затребовать;

c) губернатор может потребовать представить на рассмотрение кабинета министров любой вопрос, по которому главным министром или министром было принято решение, но которое не рассматривалось кабинетом.

 

Статья 132

 

1. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 130 губернатор назначает министров из членов провинциального собрания по совету главного министра.

2. Перед вступлением в должность провинциальный министр должен принести перед губернатором присягу, текст которой приведен в Третьем приложении.

3. Провинциальный министр может путем собственноручно написанного заявления на имя губернатора уйти в отставку или может быть отстранен от должности губернатором по совету главного министра.

 

Статья 133

 

Губернатор может просить главного министра продолжить исполнение своих обязанностей до тех пор, пока его преемник не вступит в должность главного министра.

 

Статья 134. Утратила силу

 

Статья 135. Утратила силу

 

Статья 136

 

1. Резолюция по вотуму недоверия, предложенная не менее чем 20 процентами общего числа членов провинциального собрания, может быть принята провинциальным собранием в отношении главного министра.

2. Резолюция, о которой говорится в пункте 1, может быть поставлена на голосование не ранее трех дней и не позднее семи дней со дня ее внесения в провинциальное собрание.

3. Если резолюция, о которой говорится в пункте 1, принята большинством голосов от общего числа членов провинциального собрания, главный министр прекращает исполнение своих обязанностей.

 

Статья 137

 

В соответствии с Конституцией исполнительная власть в провинции распространяется на вопросы, по которым провинциальное собрание имеет полномочия принимать законы.

По любому вопросу, в отношении которого оба (Меджлис-е-шура и провинциальное собрание) имеют полномочия принимать законы, исполнительная власть провинции должна быть подчинена и ограничена исполнительной властью, непосредственно отнесенной Конституцией и принятым Меджлис-е-шурой законодательством к федеральному правительству и его полномочиям.

 

Статья 138

 

По рекомендации провинциального правительства провинциальное собрание может путем принятия закона возложить некоторые функции правительства на должностных лиц или органы, подчиненные провинциальному правительству.

 

Статья 139

 

1. Действия исполнительного характера провинциального правительства должны рассматриваться как предпринятые от имени губернатора.

2. Губернатор путем принятия специальных правил определяет способ, которым приказы и другие акты, принятые и осуществляемые от его имени, были бы действительными. Действительность любого приказа или утвержденного таким образом другого документа не может быть оспорена в судах на том основании, что они не были приняты или осуществлены лично губернатором.

3. Губернатор может также принять правила для осуществления деятельности провинциального правительства.

 

Статья 140

 

1. Губернатор каждой провинции назначает лицо соответствующей квалификации для назначения судьей Высокого суда в качестве генерального прокурора провинции.

2. Обязанностью генерального прокурора является давать советы провинциальному правительству по юридическим вопросам и осуществлять другие обязанности юридического характера, как это может быть предписано провинциальным правительством.

3. Генеральный прокурор находится в должности на период нахождения в должности губернатора.

4. Генеральный прокурор может путем подачи на имя губернатора собственноручно написанного заявления подать в отставку.

 

Статья 140A

 

Каждая провинция может учреждать законным путем местную правительственную систему и возлагать политическую, административную и финансовую ответственность и полномочия на избираемых представителей местного правительства.

 

ЧАСТЬ V. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ПРОВИНЦИЕЙ

 

Глава 1

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

 

Статья 141

 

В соответствии с Конституцией Меджлис-е-шура (парламент) может принимать законы, включая законы, имеющие общетерриториальное действие, для всего Пакистана или его отдельной части, а провинциальное собрание может принимать законы для провинции или ее отдельной части.

 

Статья 142

 

В соответствии с Конституцией:

a) Меджлис-е-шура (парламент) имеет исключительные полномочия принимать законы в отношении любых вопросов, закрепляемых федеральным законодательным списком;

b) Меджлис-е-шура (парламент) и провинциальное собрание также имеют полномочия принимать законы по любому вопросу, закрепленному совместным законодательным списком;

c) провинциальное собрание может, Меджлис-е-шура (парламент) не может принимать законы по любым вопросам, не перечисленным ни в федеральном законодательном списке, ни в совместном законодательном списке;

d) Меджлис-е-шура (парламент) имеет исключительные полномочия принимать законы по отношению к вопросам, не перечисленным ни в одном из перечней, но для таких районов федерации, которые не включены ни в одну из провинций.

 

Статья 143

 

Если какое-либо положение акта провинциального собрания противоречит какому-либо положению акта Меджлис-е-шуры (парламента), принятому парламентом в силу его полномочий, или какому-либо положению любого действующего закона по вопросам, перечисленным в совместном законодательном списке, в этом случае акт Меджлис-е-шуры (парламента), принятый до или после принятия акта провинциального собрания, или соответствующий действующий закон будут превалировать, а акт провинциального собрания в части, противоречащей указанным актам, является недействительным.

 

Статья 144

 

Если два или более провинциальных собрания приняли резолюции о том, что Меджлис-е-шура (парламент) может путем принятия закона регулировать любой вопрос, не включенный в список вопросов Четвертого приложения, Меджлис-е-шура (парламент) имеет право принять акт для регулирования соответственно этого вопроса, но любой акт, принятый таким образом и касающийся провинции, где он должен быть применен, может быть дополнен или отменен актом, принятым собранием данной провинции.

 

Глава 2

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ПРОВИНЦИЯМИ

 

Статья 145

 

1. Президент может поручить губернатору любой провинции осуществлять в качестве своего представителя общие или частичные функции в таких районах федерации, которые не включены ни в какую-либо провинцию, путем установления этих функций в президентском поручении.

2. Положения статьи 105 не применяются к осуществлению функций губернатора в соответствии с пунктом 1.

 

Статья 146

 

1. Несмотря на положения, содержащиеся в Конституции, федеральное правительство может с согласия правительства провинции поручить на определенных условиях или без всяких условий этому правительству или его должностным лицам осуществление функций по любому вопросу, на который распространяется исполнительная власть федерации.

2. Акт Меджлис-е-шуры (парламента) может, несмотря на то что это относится к вопросу, по которому провинциальное собрание не имеет полномочий принимать законы, предоставить такие полномочия и возложить соответствующие обязанности на провинцию или ее должностных лиц и соответствующие власти.

3. Если во исполнение этой статьи полномочия и обязанности были переданы или возложены на провинцию, ее должностных лиц или соответствующие власти, то федерация обязана выплатить провинции такие денежные средства, которые должны быть согласованы, а в случае отсутствия соглашения должны быть определены арбитром, назначенным Главным судьей Пакистана, для возмещения дополнительных расходов администрации, понесенных провинцией в связи с осуществлением таких полномочий или исполнением определенных обязанностей.

 

Статья 147

 

Несмотря на положения Конституции, правительство провинции может, с согласия федерального правительства передать на определенных условиях или без всяких условий, федеральному правительству или его должностным лицам осуществление функций по любому вопросу, на который распространяется исполнительная власть провинции.

 

Статья 148

 

1. Исполнительная власть каждой провинции должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить соответствие применяемых в данной провинции федеральных законов.

2. Без ущерба к любым другим положениям этой главы при осуществлении исполнительной власти федерации в любой провинции она должна осуществляться в интересах этой провинции.

3. Обязанностью федерации является защита каждой провинции от внешней агрессии и внутренних беспорядков и обеспечение того, чтобы правительство каждой провинции осуществляло свою деятельность в соответствии с положениями настоящей Конституции.

 

Статья 149

 

1. Исполнительная власть каждой провинции должна осуществляться таким образом, чтобы не противодействовать и не наносить ущерба осуществлению исполнительных полномочий федерации, а исполнительная власть федерации - давать такие указания провинции, которые, как представляется федеральному правительству, необходимы для осуществления стоящих перед ним целей.

2. Исполнительная власть федерации имеет право давать указания провинции относительно осуществления любого федерального закона, который относится к вопросам, установленным в совместном законодательном списке, и разрешает давать такие указания.

3. Исполнительная власть федерации имеет право давать указания провинции относительно создания и содержания средств связи, заявленных в указаниях как имеющие общенациональное или стратегическое значение.

4. Исполнительная власть федерации имеет право давать указания провинции относительно способа, которым должна осуществляться исполнительная власть провинции, с целью предотвращения любой серьезной угрозы миру, спокойствию или экономическому положению Пакистана или его отдельных частей.

 

Статья 150

 

Полное доверие должно быть оказано во всем Пакистане публичным актам, документам и юридическим процедурам в любой провинции.

 

Статья 151

 

1. В соответствии с пунктом 2 данной статьи торговля, коммерческая деятельность и обмен товаров на всей территории Пакистана должны быть свободны.

2. Меджлис-е-шура (парламент) может путем принятия закона наложить такие ограничения на свободу торговли, коммерческой деятельности и на обмен товарами между одной провинцией и другой или внутри отдельных частей Пакистана, если это требуется в общественных интересах.

3. Провинциальное собрание или провинциальное правительство не имеют полномочий:

a) принимать законы или осуществлять исполнительные действия, запрещающие или ограничивающие ввоз или вывоз из провинции товаров любого свойства или назначения;

b) вводить налоги, которые ставили бы в неравное положение товары, произведенные в провинции, и товары, которые там не произведены, в пользу первых, или которые в случае, если товары произведены вне пределов провинции, ставили бы в неравное положение товары, произведенные в одном районе Пакистана, и подобные же товары, произведенные в другом районе Пакистана.

4. Акт провинциального собрания, который вводит любые разумные ограничения в интересах здравоохранения, общественного порядка, морали или в целях защиты животных и растений от болезней или предотвращения любого серьезного сокращения необходимых предметов широкого потребления, будет действительным, если он принимается с согласия Президента.

 

Статья 152

 

Федерация может в случае необходимости приобрести любую землю, расположенную в провинции, для целей, связанных с вопросами, в отношении которых Меджлис-е-шура (парламент) имеет полномочия принимать законы; потребовать от провинции передать ей землю по распоряжению и по расценкам, установленным федерацией; в случае, если земля принадлежит провинции, передать ее федерации на согласованных условиях, а в случае отсутствия соглашения условия передачи могут быть установлены решением арбитра, назначенного Главным судьей Пакистана.

 

Глава 3

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 153

 

1. Образуется Совет общих интересов, называемый в этой главе " Совет" и назначаемый Президентом.

2. Членами Совета являются:

a) главные министры провинций,

b) равное число членов федерального правительства, периодически назначаемых Премьер-министром.

3. Премьер-министр, если он является членом Совета, должен быть председателем Совета, но если он в какое-то время не является членом Совета, Президент может назначить федерального министра, который является членом Совета, его председателем.

4. Совет несет ответственность перед Меджлис-е-шурой (парламентом).

 

Статья 154

 

1. Совет формулирует и регулирует политику в отношении вопросов части II федерального законодательного списка, и, если это касается вопросов федерации, начиная с пункта 34 (электричество), - совместного законодательного списка, и осуществляет надзор и контроль за схожими институтами.

2. Решения Совета должны выражать мнение большинства.

3. До тех пор, пока Меджлис-е-шура (парламент) не примет положений в форме закона в этом отношении, Совет может принять собственные правила процедуры.

4. Меджлис-е-шура (парламент) на совместном заседании может периодически путем принятия резолюции издавать указания через федеральное правительство Совету в целом или по особым вопросам для осуществления действия, которые Меджлис-е-шура (парламент) считает справедливыми и необходимыми, и такие указания являются обязательными для Совета.

5. Если федеральное правительство или провинциальное правительство не удовлетворено решением Совета, оно может передать решение Совета на совместное заседание Меджлис-е-шуры (парламента), решение которого по данному вопросу будет окончательным.

 

Статья 155

 

1. Если интересы провинции, федеральной столицы или управляемых федерацией районов племен или их жителей в снабжении водой из любых природных источников нарушаются:

a) с любым исполнительным актом или предложенным или принятым законодательством,

b) вследствие неспособности любой власти осуществлять свои полномочия в отношении использования и распределения или контроля водных ресурсов из данного источника,

федеральное или провинциальное правительство могут обратиться с письменной жалобой в Совет.

2. Получив такую жалобу, Совет должен после рассмотрения данного вопроса принять свое решение или попросить Президента назначить комиссию, состоящую из лиц, имеющих специальные знания и опыт в области ирригации, инженеринга, администрирования или юридического обеспечения, которые, как считает Президент, будут необходимы для работы комиссии.

3. До тех пор, пока Меджлис-е-шура (парламент) не примет специальный закон в этом отношении, положения Акта 1956 года о пакистанских комиссиях по расследованию, если они будут в силе до дня вступления в действие Конституции, будут применяться в отношении Совета или комиссии, если такой Совет или комиссия будут назначены в соответствии с этим Актом, к которому применимы положения его пункта 5 и на основании которого полномочия, установленные пунктом 10A указанного Акта, были за ним закреплены.

4. После рассмотрения доклада и дополнительного доклада комиссии, если таковой имеется, Совет должен принять свое решение по всем вопросам, относящимся к комиссии.

5. Вне зависимости от положений любых других законов, но в соответствии с положениями пункта 5 статьи 154 обязанностью федерального правительства и заинтересованного в принятии такого решения провинциального правительства является введение в действие решения этого Совета в соответствии с его содержанием и смыслом.

6. Никакая процедура не может осуществляться в судах любой инстанции любой стороной по вопросам, которые будут поставлены или уже были поставлены в Совете или любым лицом по вопросу, который в настоящее время поставлен, или был поставлен ранее, или его постановка предполагается в качестве непосредственного объекта жалобы в Совет на основании данной статьи.

 

Статья 156

 

1. Президент формирует Национальный экономический совет, состоящий из Премьер-министра, который является его председателем, и такого количества членов, которое назначит сам Президент. Президент назначает одного члена этого Совета от каждой провинции по рекомендации правительства данной провинции.

2. Национальный экономический совет рассматривает общие экономические условия страны и дает советы федеральному правительству и провинциальным правительствам для составления планов финансовой, коммерческой, социальной и экономической политики, и при составлении таких планов они должны руководствоваться разделом " Принципы политики", изложенным в главе 2 части II.

 

Статья 157

 

1. Федеральное правительство может в любой провинции построить или способствовать сооружению гидроэлектростанций, или тепловых электростанций, или кольцевых станций для выработки электроэнергии и проводить или способствовать проведению межпровинциальных передающих линий.

2. Правительство провинции может:

a) дополнительно к объему электричества, которое предоставляется провинции из национальной сети, просить, чтобы снабжение было увеличено в объеме, необходимом для передачи и распределения внутри провинции;

b) вводить налог на потребление электричества в пределах провинции;

c) сооружать электрические установки и сетевые станции и вводить передающие линии для использования в пределах провинции;

d) устанавливать тарифы для распределения электричества в пределах провинции.

 

Статья 158

 

Провинция, в которой расположены источники натурального газа, имеет преимущества перед другими провинциями в удовлетворении потребностей газа из этих источников, в соответствии с теми обязательствами, которые были установлены до вступления в действие настоящей Конституции.

 

Статья 159

 

1. Федеральное правительство не может безосновательно отказать в предоставлении провинциальному правительству функций в отношении радиовещания и телевидения, которые могут быть необходимы правительству:

a) для сооружения и использования передатчиков в провинции,

b) регулирования и наложения штрафов в отношении сооружения и использования передающей и получающей аппаратуры в провинции.

Ничто в этом пункте не должно рассматриваться как обязывающее федеральное правительство передавать любому провинциальному правительству контроль над использованием передатчиков, построенных или содержащихся федеральным правительством или лицами, уполномоченными федеральным правительством, или контроль над использованием получающей аппаратуры таким уполномоченным лицом.

2. Любые функции, переданные таким образом провинциальному правительству, должны осуществляться на таких условиях, которые могут быть установлены федеральным правительством, включая, вне зависимости от того, содержится ли это в Конституции, какие-либо условия относительно финансирования; но будет незаконным для федерального правительства вводить какие-либо условия, касающиеся предмета радио- или телевещания, равно как и полномочий провинциального правительства в этом отношении.

3. Любой федеральный закон относительно радио- и телевещания должен быть таким, чтобы обеспечить применение установленных выше положений данной статьи.

4. Если возникает вопрос, являются ли условия, предложенные провинциальному правительству, законными или отказ федерального правительства передать осуществление функций провинциальному правительству безосновательным, данный вопрос должен быть разрешен арбитром, назначенным Главным судьей Пакистана.

5. Ничто в данной статье не должно рассматриваться как ограничение полномочий федерального правительства по данной Конституции при предотвращении серьезной угрозы миру или спокойствию Пакистана или любой его части.

 

ЧАСТЬ VI. ФИНАНСЫ, СОБСТВЕННОСТЬ, ДОГОВОРЫ И ТЯЖБЫ

 

Глава 1

 

ФИНАНСЫ

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ПРОВИНЦИЯМИ

 

Статья 160

 

1. В течение шести месяцев со дня вступления Конституции в силу и позднее с интервалами, не превышающими пяти лет, Президент должен формировать Национальную финансовую комиссию, состоящую из министра финансов федерального правительства, министров финансов провинциальных правительств и других лиц, назначаемых Президентом после консультаций с губернаторами провинций.

2. Обязанностью Национальной финансовой комиссии является предоставление рекомендаций Президенту относительно:

a) распределения между федерацией и провинциями объема налогов, установленных пунктом 3 настоящей статьи,

b) предоставления грантов помощи федерального правительства провинциальным правительствам,

c) осуществления федеральным правительством и провинциальными правительствами полномочий по осуществлению займов, предусмотренными Конституцией,

d) любого другого вопроса финансового характера, поставленного перед комиссией Президентом.

3. Налоги, устанавливаемые параграфом " a" пункта 2, вводимые Меджлис-е-шурой (парламентом), следующие:

a) налоги на доходы, включающие налоги на компании, но не включающие налоги на доходы, состоящие из выплачиваемого из федерального консолидированного фонда,

b) налоги на продажи и поставки импортируемых, экспортируемых, произведенных, изготовленных или потребляемых товаров,

c) экспортные пошлины на хлопок и другие подобные экспортные пошлины, которые могут быть установлены Президентом,

d) такие пошлины на осуществление деятельности, которые могут быть установлены Президентом,

e) любые другие налоги, которые могут быть установлены Президентом.

4. Сразу же после получения рекомендаций от Национальной финансовой комиссии Президент путем издания декрета определяет в соответствии с рекомендациями комиссии на основе параграфа " a" пункта 2 долю общего объема, приходящегося на налоги, упомянутые в пункте 3, которые должны быть предназначены каждой провинции, и часть, которая должна быть выплачена правительству соответствующей провинцией, и вне зависимости от положений статьи 78 она не должна составлять часть федерального консолидированного фонда.

5. Рекомендации Национальной финансовой комиссии вместе с пояснительным меморандумом относительно действий, которые должны быть предприняты, следует внести в обе палаты Меджлис-е-шуры и провинциальные собрания.

6. В любое время до издания декрета на основе пункта 4 Президент может путем принятия декрета ввести дополнения или изменения в закон, касающийся распределения доходов между федеральным правительством и провинциальными правительствами, если он считает это необходимым или целесообразным.

7. Президент может путем принятия декрета осуществлять ассигнования в форме помощи из доходов провинций при необходимости такой помощи, и такие ассигнования должны быть покрыты за счет федерального консолидированного фонда.

 

Статья 161

 

1. Вне зависимости от положений статьи 78 объем средств, исходящих от федеральных обязательств по акцизу на природный газ, извлекаемый из источников и добываемый федеральным правительством, и плата за разработку недр, собираемая федеральным правительством, не должны составлять часть федерального консолидированного фонда, а должны выплачиваться провинции, в которой этот источник природного газа расположен.

2. Объем доходов, полученных федеральным правительством или любым предприятием, учрежденным или управляемым федеральным правительством, от общей выработки электроэнергетических станций, должен быть выплачен провинции, на территории которой данная электростанция расположена.

 

Статья 162

 

Никакой законопроект или дополнение к нему, которые вводят или изменяют налоги или обязательства по налогам в целом или частично на объем доходов, которые предназначены любой провинции, или которые изменяют значение термина " сельскохозяйственный доход", как это определено для целей платежей, относящихся к налогообложению дохода, или которые воздействуют на принципы, на которых в соответствии с положениями данной главы денежные средства распределяются или могут быть распределены провинции, должны быть представлены или внесены в Национальное собрание только с предварительной санкции Президента.

 

Статья 163

 

Провинциальное собрание может путем принятия собственного закона вводить налоги, не превышающие такие лимиты, которые периодически могут устанавливаться законом Меджлис-е-шуры (парламента) для лиц, занимающихся определенной профессией, торговлей, творчеством или наймом. Такой закон провинциального собрания не может рассматриваться как закон, вводящий налог на доходы.

 

Статья 164

 

Федерация или провинция может сделать пожертвования для любых целей, даже если эта цель не является такой, в отношении которой Меджлис-е-шура (парламент) или провинциальное собрание могут принять законы.

 

Статья 165

 

1. Федеральное правительство не может в отношении собственности или дохода вводить налоги в соответствии с законом провинциального собрания, а на основании пункта 2 настоящей статьи провинциальное правительство не может в отношении собственности или дохода вводить налоги на основе закона Меджлис-е-шуры (парламента) или на основании закона провинциального собрания или любой другой провинции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...