Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод кумулятивного построения ставки дисконта 9 глава




Результирующее влияние этих двух противоположно дейст­вующих факторов приводит либо к увеличению, либо к снижению NPV, позволяя тем самым, судить об эффективности применения страхования.

Однако инвесторы могут потребовать снижения рисков проек­та до необходимых пределов. В этом случае отправной точкой для оценки эффективности методов управления риском будет сравне­ние затрат на их осуществление при обеспечении одинакового требуемого уровня риска.

Пример 2. Инвестирование в ценные бумаги

При инвестировании в биржевые активы инвестор на основа­нии данных прошлых лет о колебаниях курса может оценить, с ка­кой вероятностью он получит требуемый уровень дохода. После этого свою будущую экономическую выгоду он может определить в виде математического ожидания, т.е. как произведение вероятно­сти на ожидаемую прибыль.

После этого инвестор для снижения риска может применить методы хеджирования либо застраховать будущую прибыть обыч­ным способом. В первом случае инвестор зафиксирует меньшую прибыль, но с большей вероятностью, а также понесет затраты на операцию хеджа. Во втором случае он зафиксирует желаемую прибыль, но понесет значительные затраты на уплату страховой премии.

В практическом плане для сравнительной оценки эффективно­сти различных способов управления риском можно воспользовать­ся методом их попарного сравнения и затем построить иерархию результатов, основанную на применении выбранных критериев.

 

10.3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАХОВАНИЯ И САМОСТРАХОВАНИЯ

10.3.1. Методика анализа

 

Рассмотрим способ сравнительной оценки эффективности двух наиболее употребительных финансовых механизмов управления риском — страхования и самострахования, который получил в за­падной литературе название метода Хаустона. Суть его заключа­ется в оценке влияния различных способов управления риском на «стоимость предприятия» (value of organization).

Стоимость предприятия можно определить через стоимость его свободных активов. Свободные (или чистые) активы предприятия — это разность между величиной всех его активов и обязательств. Реше­ния по страхованию или самострахованию риска изменяют стоимость предприятия, поскольку затраты на эти мероприятия уменьшают де­нежные средства или активы, которые организация могла бы напра­вить на инвестиции и получить прибыль. В рассматриваемой модели учитывается также возникновение убытков в будущем от рассматри­ваемых рисков.

Предполагается также, что оба финансовых механизма в равной степени покрывают рассматриваемый риск, т.е. обеспечивают одина­ковый уровень компенсации будущих убытков.

При страховании предприятие уплачивает в начале финансового периода страховую премию и гарантирует себе компенсацию убытков в будущем. Стоимость предприятия в конце финансового периода при осуществлении страхования выразим следующей формулой:

S, =S-P+r(S-P), (10.1)

где Si — стоимость предприятия в конце финансового периода при страховании;

S— стоимость предприятия в начале финансового периода;

Р — размер страховой премии;

г — средняя доходность работающих активов.

Величина убытков не влияет на стоимость предприятия, по­скольку они, как предполагается, полностью компенсируются за счет выплаченных страховых возмещений.

(10.2)

При самостраховании предприятие полностью сохраняет соб­ственный риск и формирует специальный резервный фонд — фонд риска. Влияние на величину свободных активов полностью сохра­ненного риска можно оценить следующей формулой:

SR = S - L + r (S- L - F) + iF,

где SR — стоимость предприятия в конце финансового периода при полностью сохраненном риске;

L — ожидаемые потери от рассматриваемых рисков;

F— величина резервного фонда риска;

i — средняя доходность активов фонда риска.

При самостраховании предприятие терпит два вида убытков — прямые и косвенные. Прямые убытки выражаются в виде ожидае­мых годовых потерь L. Кроме ожидаемых потерь L, определенные средства должны быть направлены в резервный фонд F, чтобы обеспечить компенсацию ожидаемых потерь, причем с некоторым запасом. Предполагается, что активы хранятся в резервном фонде в более ликвидной форме, чем активы, инвестированные в произ­водство, поэтому они приносят меньший доход. Сравнение значе­ний SI и SR позволяет судить о сравнительной экономической эффективности страхования и самострахования.

Следует отметить, что для большей точности расчетов необхо­димо учитывать дисконтирование денежных потоков вследствие распределения убытков во времени, задержек в выплате страхово­го возмещения, связанных с оформлением и предъявлением пре­тензий, и наличия инфляции.

 

10.3.2. Результаты анализа эффективности

 

Зададимся целью определить из модели Хаустона условие эф­фективности использования страхования на предприятии для за­щиты от рисков. Математически данное условие можно записать в следующем виде:

Si> SR. (10.3)

Это говорит о том, что стоимость предприятия в конце финан­сового периода при страховании должна быть выше.

Подставляя в неравенство (10.3) выражения (10.1) и (10.2) и произведя некоторые преобразования, получим следующее выра­жение:


(10.4)

где Р — страховая премия;

Lcp — приведенные средние ожидаемые убытки;

F — размер фонда риска в случае осуществления самостра­хования;

r — средняя доходность на работающие активы;

i — средняя доходность на активы фонда риска.

Из неравенства (10.4) уже можно определить максимально до­пустимый размер страховой премии, если сделать определенные предположения о величинах, в него входящих.

Два ключевых параметра, от которых зависит соблюдение или несоблюдение указанного неравенства, — это средние ожидаемые убытки Lcp и размер резервного фонда риска F. Рассмотрим основ­ные закономерности, характерные для этих величин.

В целях корректности расчета в формуле (10.4) необходимо использовать значение ожидаемых убытков Lcp, приведенное к началу финансового периода. Реальные убытки распределены по периоду наблюдения, и те из них, которые произошли рань­ше по времени, сильнее влияют на изменение стоимости пред­приятия. В данном случае для корректировки величины Lcp можно использовать стандартные процедуры дисконтирования финансовых потоков.

Необходимый размер фонда риска F, который должен быть сформирован предприятием при самостраховании, можно оце­нить, исходя из следующих соображений. Денежные средства фонда риска, как уже упоминалось, также используются пред­приятием для извлечения прибыли, поскольку они являются «временно свободными» до тех пор, пока не понадобятся для компенсации убытков. Если бы эффективность использования фонда риска была равна эффективности использования произ­водственных активов (т.е. r = i), то условие эффективности стра­хования, заданное неравенством (10.4), никогда бы не соблю­далось, поскольку страховая премия Р всегда больше средних ожидаемых убытков: Lcp: Р > Lcp.

Это обстоятельство вытекает из структуры страхового тарифа (см. главу 8), поскольку помимо величины средних убытков в нее заложены расходы на ведение дела и прибыль страховой компании (а также другие компоненты). Страхование всегда было бы менее экономически выгодно, чем самострахование. Однако, как прави­ло, г > (', поскольку активы в фонде риска должны храниться в бо­лее ликвидной, а значит, менее доходной форме. Поэтому существует область значений тех переменных, при которых стра­хование будет более экономически выгодным механизмом, что выразится в увеличении стоимости предприятия.

Размер фонда риска определяется в соответствии с субъектив­ным восприятием риска страхователем. Для оценки данного фак­тора в модели используется уже упоминавшееся ранее понятие максимально приемлемого уровня убьггка LMax (см. главу 6). Ло­гично было бы установить размер фонда риска равным величине максимально приемлемого убытка: F = LMax.

Отсюда можно найти окончательный вариант условия эконо­мической эффективности использования страхования для покры­тия рисков предприятия, выражаемый следующим образом:

(10.5)

Важно отметить, что неравенство (10.5) определяет макси­мально приемлемый для страхователя размер страховой премии исходя из внутренних свойств страхуемых рисков, которые описы­ваются в модели параметрами Lmax и Lcp. Эти параметры могут быть определены на основе статистических данных. При их отсут­ствии в качестве приближенных значений Lmax и Lcp можно исполь­зовать доступные данные по другим предприятиям аналогичного профиля либо взять значения максимального и среднего годового убытка от рассматриваемых рисков за достаточно длительный пе­риод времени (в приведенных к уровню расчетного года суммах), скорректированные на коэффициент, определенный экспертным путем.

На основании анализа неравенства (10.5) можно сделать сле­дующие выводы о влиянии различных условий на эффективность использования страхования на предприятии.

1. Чем больше размер формируемого предприятием фонда рис­ка, тем менее эффективным оказывается самострахование.

Эффективность самострахования падает с увеличением до­ходности деятельности предприятия и растет с увеличением до­ходности ликвидных высоконадежных инвестиций. Это положение имеет очевидный экономический смысл: с увеличением доходно­сти своей деятельности предприятию выгоднее вкладывать средст­ва в производство, чем отвлекать их на создание фонда риска. С другой стороны, рост доходности ценных бумаг повышает привле­кательность вложения в них временно свободных средств из фонда риска.


Глава 11

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ РИСКАМИ

Функционирование подавляющего большинства промышлен­ных объектов, будь то нефтеперерабатывающий завод или тепло­централь, представляет опасность для окружающей среды и населения. По этой причине вопросы обеспечения промышленной безопасности во всем мире подлежат государственному контролю и регулированию.

В России в этой области также существует обширная система нормативов и законодательно обусловленных требований. К ним относятся предельно допустимые нормы концентрации опас­ных веществ (ПДК) на производственных площадях и в окружаю­щей среде, требования по установке необходимых устройств контроля за технологическими процессами, систем взрыво- и по­жарозащиты, требования по уровню подготовки персонала, прави­ла техники безопасности и многие другие аспекты. Во исполнение данных требований отраслевые министерства и промышленные предприятия разрабатывают собственные нормативно-технические и инструктивные материалы, регламентирующие их деятельность в этой сфере.

Основными регулирующими органами в области промышлен­ной безопасности являются: Федеральный горный и промышлен­ный надзор (Госгортехнадзор России), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России), Государственный коми­тет по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ), отрасле­вые министерства и ведомства.

Однако предприятия не должны ограничиваться вопросами обеспечения безопасности производства только лишь в рамках за­конодательных требований. Полномасштабная стратегия управле­ния рисками промышленного предприятия должна охватывать более широкий круг проблем, чем просто соблюдение ряда норм и правил. Существующие риски следует рассматривать не только с технической, но и с экономической, политической, правовой и экологической точек зрения. Соответственно, должен быть расши­рен и перечень возможных методов воздействия на риск, включая финансовые механизмы, такие, как страхование и создание ре­зервных фондов.

Общая концепция безопасности промышленного предприятия должна охватывать следующий круг вопросов:

1. Разработка единой методики сбора и представления инфор­мации о производственной деятельности для всех филиалов и под­разделений.

2. Идентификация возможных опасностей и приводящих к ним инцидентов, оценка частоты инцидентов.

3. Сбор и "обработка данных по прошлым убыткам. Разра­ботка единой методики оценки ущерба от неблагоприятных со­бытий, которая должна учитывать как прямые, так и косвенные убытки.

4. Интегральная оценка риска, получение усредненных показа­телей по видам риска и отдельным объектам и подразделениям предприятия, выявление статистических закономерностей.

5. Оценка возможностей предприятия по управлению риском и наличия ресурсов для ликвидации последствий неблагоприятных ситуаций.

6. Формирование общей концепции промышленной безопасно­сти, управления различными группами рисков с учетом их специ­фики, особенностей функционирования отдельных объектов, их территориальной расположенности и т.д. Учет законодательных требований к промышленной безопасности.

7. Создание комплексной системы мероприятий по управлению качеством выпускаемой продукции.

8. Закрепление разработанной концепции в нормативных и ме­тодических материалах, оформление декларации промышленной безопасности. Разработка перспективного плана мероприятий на период от трех до пяти лет.

 

11.1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

В настоящее время к основным нормативным документам по промышленной безопасности федерального уровня относятся:

• Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

• Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ;

• Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675;

• Совместный приказ МЧС РФ № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. «О порядке разработки декларации безо­пасности промышленного объекта Российской Федерации».

В 1995 г. постановлением Правительства РФ была впервые введена процедура декларирования безопасности производствен­ных объектов. В принятом в 1997 г. Федеральном законе «О про­мышленной безопасности опасных производственных объектов» были четко сформулированы и юридически закреплены основные термины и понятия в области промышленной безопасности, требо­вания по лицензированию видов деятельности в этой сфере, требо­вания по разработке декларации и экспертизе промышленной безопасности, порядок оценки рисков опасного производственного объекта, требования по проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и эксплуатации опасных производственных объек­тов н т.д.

В Законе определены критерии отнесения производственного объекта к потенциально опасным (такие предприятия обязаны раз­работать и представить в уполномоченные органы декларацию промышленной безопасности), а также впервые установлено обя­зательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и утверждена необходимость наличия на производственном объекте норматив­ных правовых актов и технической документации по правилам ве­дения работ.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор РФ) является основным государственным ведомст­вом, устанавливающим нормы и правила безопасности на промышленных объектах. Он стал преемником соответствующего органа, действовавшего в бывшем СССР. Этим ведомством изданы многочисленные инструкции и методические указания, регламен­тирующие порядок проведения отдельных видов работ в различ­ных отраслях промышленности, порядок получения лицензий и сертификацию изделий, правила безопасной эксплуатации техни­ческих сооружений и другие вопросы. Приведем в качестве при­мера некоторые из таких документов:

• Положение Госгортехнадзора РФ «О порядке выдачи специ­альных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связан­ные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами» от 3 июля 1993 г. № 20;

• «Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов», утверждены Постановлением Гос­гортехнадзора РФ № 29 от 12 июля 1996 г.;

• Постановление Госгортехнадзора РФ «Об утверждении правил проведения экспертизы промышленной безопасности» от 6 но­ября 1998 г. № 64;

• Письмо Госгортехнадзора РФ «Об идентификации опасных производственных объектов» от 22 мая 1998 г. № 06-9/76;

• Письмо Госгортехнадзора РФ «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производствен­ных объектов» от 23 апреля 1998 г. № 01-17/116 (вместе с «Ме­тодическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуа­тации опасного производственного объекта», «Правилами стра­хования (стандартными) гражданской ответственности органи­заций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте»);

• Приказ Госгортехнадзора РФ «О порядке выдачи разрешений на выпуск и применение потенциально опасного промышленно­го оборудования» от 1 августа 1997 г. № 124.

 

11.2. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

В совместном приказе МЧС России № 222 и Госгортехнадзора РФ № 59 от 4 апреля 1996 г. «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» установлен порядок разработки декларации промышленной безо­пасности опасных производственных объектов. Ценность этого документа заключается в том, что в нем сформулирована единая методика сбора данных, анализа и оценки риска промышленных предприятий, а также определен порядок проведения ряда меро­приятий по повышению безопасности объектов. Независимо от того, нужно или нет конкретному предприятию представлять в ор­ганы государственного контроля такую декларацию, данная мето­дика может быть принята за основу для создания системы сбора информации и управления риском любого предприятия. Декларация состоит из следующих основных разделов:

1. Общая информация.

2. Анализ безопасности и риска.

3. Обеспечение готовности промышленного объекта к локали­зации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Информирование общественности.

Раздел общей информации должен содержать следующие све­дения о промышленном объекте:

• краткое описание объекта;

• описание месторасположения объекта;

• данные о персонале и проживающем вблизи населении;

• обоснование идентификации особо опасных производств;

• общие меры безопасности;

• страховые данные.

Краткое описание объекта — это наименование предприятия, сведения о руководстве, ведомственном подчинении, почтовый адрес и средства связи, профиль предприятия, краткую характери­стику производимой продукции и другие сведения. Информация о его месторасположении включает в себя: размеры и границы тер­ритории, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон, данные о топографии района расположения и сведения о природ­но-климатических условиях.

Данные о персонале и окружающем населении должны быть следующими:

• численность и размещение персонала;

• численность персонала на окружающих объектах и организаци­ях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих фак­торов при аварии на промышленном объекте;

• численность и характер размещения населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия пора­жающих факторов при аварии;

• наличие и вместимость находящихся на окружающей террито­рии мест массового скопления людей (больницы, детские сады и ясли, стадионы, вокзалы и т.д.).

В качестве обоснования идентификации опасных производств приводится их перечень с указанием потенциально опасных ве­ществ и их количеств для каждого производства. Если объект за­страхован, то в разделе приводятся: наименование и адрес страховщика, вид страхования, максимальный размер страховой ответственности с разбивкой по отдельным объектам и порядок возмещения ущерба в случае аварии.

Данные об общих мерах безопасности включают в себя:

• перечень необходимых и (или) действующих лицензий на осу­ществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с промышленной опасностью;

• характеристику системы контроля за безопасностью, сведения об организации служб технического надзора и техники безо­пасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;

• характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин;

• характеристику профессиональной и противоаварийной подготов­ки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности;

• мероприятия по обучению персонала способам защиты и дейст­виям при аварии;

• перечень планируемых мероприятий, направленных на повы­шение промышленной безопасности;

• перечень основных нормативных документов, регламентирую­щих требования по безопасному ведению работ.

В разделе «Анализ безопасности и риска» должны быть от­ражены данные об используемых на объекте технологиях и их ап­паратурном оформлении, результаты анализа риска, принятые и запланированные на предприятии меры по обеспечению безопас­ности и противоаварийной устойчивости.

Данные о технологиях и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасных веществ, описание технологий и техниче­ских решений, направленных на обеспечение безопасности, харак­теристику пунктов управления.

Описание каждой технологии содержит следующие сведения: принципиальную технологическую схему с обозначением основ­ного оборудования и кратким описанием технологического про­цесса; план размещения основного технологического оборудо­вания, в котором обращается опасное вещество; перечень обору­дования, в котором обращается опасное вещество; данные о рас­пределении опасных веществ.

Среди технических решений, направленных на повышение безопасности, должны быть следующие:

• по исключению разгерметизации оборудования и предупрежде­нию аварийных выбросов опасных веществ;

• направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализации выбросов опасных веществ;

• по обеспечению взрывопожаробезопасности;

• по описанию систем автоматического регулирования, блокиро­вок, сигнализаций и др.

В раздел по пунктам управления технологическими процесса­ми следует включить сведения об их расположении и оборудова­нии, а также характеристику противоаварийной устойчивости с точки зрения безопасности персонала и возможности управления процессами при аварии.

Необходимо также привести результаты анализа риска на промышленном объекте, содержащие следующие сведения:

• данные об авариях и отказах на объекте, имевших место в про­шлом;

• данные об авариях и отказах, имевших место на других объек­тах аналогичного назначения или использующих аналогичные опасные вещества;

• выявление возможных причин возникновения и развития ава­рийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздей­ствий природного и техногенного характера;

• определение сценариев возможных аварий;

• оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии;

• обоснование применяемых для оценки опасности физико- математических моделей и методов расчета.

Для наглядности должны быть приведены блок-схемы вероят­ных сценариев возникновения и развития аварий с изображением постадийного развития аварий на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.

В заключение следует указать результаты количественной оценки риска аварий и чрезвычайных ситуаций, в том числе:

• определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;

• определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии;

• оценку возможного числа пострадавших, с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии;

• оценку величины возможного имущественного ущерба физиче­ским и юридическим лицам в случае аварии.

Раздел декларации «Обеспечение готовности промышлен­ного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных си­туаций» должен содержать описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, данные о средствах и мероприятиях по защите людей, порядок организации медицинского обеспечения.

Описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях включает в себя: сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала и населения о возник­новении чрезвычайных ситуаций, схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях, требования к передаваемой при опове­щении информации.

Описание средств и мероприятий по защите людей содержит следующие сведения:

• характеристику мероприятий по созданию на объекте и под­держанию в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• характеристику мероприятий по обучению работников пред­приятия способам защиты и действиям при аварии;

• характеристику мероприятий по защите персонала объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

• порядок действий сил и средств по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций;

• сведения о необходимых объемах и номенклатуре материаль­ных и финансовых резервов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Информация по организации медицинского обеспечения при наступлении чрезвычайных ситуаций — это сведения о составе сил медицинского обеспечения на промышленном объекте и порядок оказания первой помощи пострадавшим.

Раздел «Информирование общественности» включает в себя сведения о порядке информирования населения и органов власти о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвы­чайных ситуациях, а также порядок предоставления заинтересо­ванным лицам информации, содержащейся в декларации безопас­ности.

11.3. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

Теперь рассмотрим общие принципы организации и проведе­ния на промышленном предприятии мероприятий по снижению риска и ограничению размеров ущерба при чрезвычайных ситуа­циях.

Законодательные и нормативные требования по управле­нию риском на промышленном объекте сводятся к положениям, перечисленным ниже.

1. Осуществление предупредительных мер, направленных на снижение рисков и повышение безопасности производства.

2. Проведение мероприятий по ограничению масштабов воз­можных последствий аварий и других неблагоприятных событий.

3. Создание необходимых резервов материальных и финансо­вых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде.

Как легко заметить, основной упор в государственной полити­ке по управлению риском делается на осуществление различных предупредительных организационно-технических мероприятий, а также мер, позволяющих ограничить размеры ущерба при наступ­лении чрезвычайных ситуаций.

Меры по снижению риска должны включать в себя:

• соблюдение требований безопасности при разработке проект­ной документации и строительстве объекта;

• использование безопасных материалов и технологий при экс­плуатации производственного объекта;

• использование эффективных систем контроля за технологиче­скими процессами на объекте;

• соблюдение правил эксплуатации;

• специальное обучение и переподготовка персонала производст­венного объекта и др.

К мероприятиям по ограничению размеров ущерба относятся:

• создание систем оповещения о чрезвычайных ситуациях персо­нала и населения;

• различные технические средства, ограничивающие действие поражающих факторов — системы пожаротушения, аварийная вентиляция, заградительные устройства, предотвращающие распространение огня и взрывной волны и т.д.;

• подготовка средств и мероприятий по защите людей;

• организация оперативного медицинского обеспечения. Единственный вид страхования, который предприятия обязаны

проводить в силу закона, — это страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам. Минимальный объем страховой ответственности предприятий определяется Законом «О промыш­ленной безопасности...» в зависимости от уровня опасности произ­водства следующим образом:

а) для опасного производственного объекта, если на нем:

• получаются, используются, перерабатываются, образовывают­ся, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные веще­ства в количествах, равных количествам, указанным в Приложении 2 к Закону или превышающих их, — 70 ООО мини­мальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных за­конодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования;

• получаются, используются, перерабатываются, образовывают­ся, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные веще­ства в количествах, меньших чем количества, указанные в Приложении 2 к Закону, — 10 ООО минимальных размеров оп­латы труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...