Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа №2: Обучение на слух восприятию на слух речевого материала




Литература

1. Конспекты лекций по теме.

2. Пелымская Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 26-48.

 

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа №2: Обучение на слух восприятию на слух речевого материала

Раздел II. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов. Цель работы: уточнить представления, актуализировать имеющиеся знания по теме, учиться анализировать коррекционно-педагогический процесс в группах детей, посещающих ДОУ. Содержание работы: студенты изучают лекции по одноименной теме, готовят форму протокола для фотозаписи занятия (Приложение 1), знакомятся со схемой анализа занятия (Приложение 2). В процессе посещения ДОУ для детей с нарушениями слуха студенты наблюдают занятие, ведут его фотозапись, обсуждают с сурдопедагогом его содержание, разрабатывают рекомендации по его совершенствованию. По результатам работы должна быть представлена следующая документация: 1. Протокол (фотозапись) занятия. 2. Анализ занятия по схеме. 3. Методические рекомендации по совершенствованию занятия.

 

Приложение 1. Схема протокола для фотозаписи занятия

Этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
       

 

Приложение 2. Схема анализа занятия по развитию РСВ.

1. Тема занятия. Соответствие темы периоду (год, квартал) обучения.

2. Программное содержание: характер образовательных, коррекционных, развивающих, воспитательных задач. Соответствие задач теме, периоду обу­чения, возможностям детей. Рекомендации по совершенствованию программного содержания.

3. Этапы занятия: последовательность, преемственность, логика, соответствие теме, программному содержанию, виду слуховой работы. Рекомендации по совершенствованию структуры занятия.

4. Методы: адекватность теме и задачам занятия, виду слуховой работы; разнообразия, соответствие возрастным возможностям детей.

5. Словарь: соответствие году обучения, слуховым возможностям детей, уровню их речевого развития.

6. Деятельность педагога: четкость обозначения цели, продуманность мотивации деятельности детей, использование приемов, обеспечивающих поддержание мотивации в процессе занятия; характеристика средств педагогической деятельности (речь, использование наглядности, дидактических пособий, игрушек, табличек), соответствие средств задачам занятия, возрастным особенностям детей; характеристика действий педагога (характер взаимодействия с детьми, направленность, культура, целесообразность, приемы активизации детей); результативность занятия (организация и содержание окончания занятия – обращение цели, актуализация мотивации; оценка результативности деятельности детей). Пожелания по оптимизации деятельности педагога.

7. Деятельность детей: адекватность, осознанность, активность, работоспособность, частота отвлеканий, (причина неадекватной деятельности детей). Рекомендации педагогу по оптимизации детской деятельности.

8. Выводы: результативность занятия, «удачи» и «промахи». Рекомендации по совершенствованию занятия.

Литература

3. Конспекты лекций по теме.

4. Пелымская Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 49-69.

 

 

7. Тематика рефератов

1. Дифференцированный подход в работе по развитию слухового восприятия в зависимости от времени потери слуха и уровня речевого развития.

2. Роль игр в развитии слухового восприятия неслышащих дошкольников.

3. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в семье.

4. Создание слухоречевой среды в специальных дошкольных учреждениях.

5. Педагогические методы изучения слуховой функции.

6. История проблемы развития слухового восприятия неслышащих.

 


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

8. 1. Список литературы

Основная:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / авт. -сост.: Т. К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2004.

 

Дополнительная:

1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990.

2. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни: методическое пособие / сост. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

4. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005.

5. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991.

6. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

7. Леонгард, Э. И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова. – М.: Просвещение, 1991.

8. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

9. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.

10. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит…: пособие для учителя / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2003.

Рекомендуемая:

1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений /Л. А. Головчиц. – М., 2003.

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л. А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003.

3. Балышева, Е. Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха / Е. Н. Балышева. – СПб.: Литера, 2005.

4. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. – Л.: Медицина, 1989.

5. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать!: Из опыта работы / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: Просвещение, 1990.

6. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. – М.: Академия, 2003.

7. Руленкова, Л. И. Аудиология и слухоротезирование: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М.: Академия, 2003.

8. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / П. А. Янн. – М.: Академия, 2003.

9. Леве, А. Развитие слуха в игре / А. Леве. – М.: Академия, 1992.

10. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Пелымская, Т. В. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей: Методические рекомендации / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: [б. и. ], 1988.

12. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Т. Г. Богданова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Психология глухих детей / под ред. И. М. Сольевьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М.: Педагогика, 1971.

14. Сапожников, Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей / Я. М. Сапожников, М. Р. Богомильский. – М., 2001.

15. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1983.

16. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методологическое письмо. – М., 1990.

17. Шматко, Н. Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися / Н. Д. Шматко, А. А. Горшкова // Дефектология. – 1991. – № 5.

18. Леонгард, Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников / Э. И. Леонгард // Дефектология. – 1977. – № 6.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...