Лабораторная работа №2: Обучение на слух восприятию на слух речевого материала
Литература 1. Конспекты лекций по теме. 2. Пелымская Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 26-48.
Приложение 1. Схема протокола для фотозаписи занятия
Приложение 2. Схема анализа занятия по развитию РСВ. 1. Тема занятия. Соответствие темы периоду (год, квартал) обучения. 2. Программное содержание: характер образовательных, коррекционных, развивающих, воспитательных задач. Соответствие задач теме, периоду обучения, возможностям детей. Рекомендации по совершенствованию программного содержания.
3. Этапы занятия: последовательность, преемственность, логика, соответствие теме, программному содержанию, виду слуховой работы. Рекомендации по совершенствованию структуры занятия. 4. Методы: адекватность теме и задачам занятия, виду слуховой работы; разнообразия, соответствие возрастным возможностям детей. 5. Словарь: соответствие году обучения, слуховым возможностям детей, уровню их речевого развития. 6. Деятельность педагога: четкость обозначения цели, продуманность мотивации деятельности детей, использование приемов, обеспечивающих поддержание мотивации в процессе занятия; характеристика средств педагогической деятельности (речь, использование наглядности, дидактических пособий, игрушек, табличек), соответствие средств задачам занятия, возрастным особенностям детей; характеристика действий педагога (характер взаимодействия с детьми, направленность, культура, целесообразность, приемы активизации детей); результативность занятия (организация и содержание окончания занятия – обращение цели, актуализация мотивации; оценка результативности деятельности детей). Пожелания по оптимизации деятельности педагога. 7. Деятельность детей: адекватность, осознанность, активность, работоспособность, частота отвлеканий, (причина неадекватной деятельности детей). Рекомендации педагогу по оптимизации детской деятельности. 8. Выводы: результативность занятия, «удачи» и «промахи». Рекомендации по совершенствованию занятия. Литература 3. Конспекты лекций по теме. 4. Пелымская Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 49-69.
7. Тематика рефератов 1. Дифференцированный подход в работе по развитию слухового восприятия в зависимости от времени потери слуха и уровня речевого развития.
2. Роль игр в развитии слухового восприятия неслышащих дошкольников. 3. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в семье. 4. Создание слухоречевой среды в специальных дошкольных учреждениях. 5. Педагогические методы изучения слуховой функции. 6. История проблемы развития слухового восприятия неслышащих.
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 8. 1. Список литературы Основная: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. 3. Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / авт. -сост.: Т. К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина. – М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 2004.
Дополнительная: 1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. 2. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни: методическое пособие / сост. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. 3. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 4. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005. 5. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. 6. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971. 7. Леонгард, Э. И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова. – М.: Просвещение, 1991. 8. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991.
9. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста / Л. А. Головчиц, Л. П. Носкова, Н. Д. Шматко и др. . – М.: Просвещение, 1991. 10. Шматко, Н. Д. Если малыш не слышит…: пособие для учителя / Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. – М.: Просвещение, 2003. Рекомендуемая: 1. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений /Л. А. Головчиц. – М., 2003. 2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л. А. Головчиц. – М.: ГРАФ ПРЕСС, 2003. 3. Балышева, Е. Н. Ребенок плохо слышит: Развивающие занятия для детей с проблемами слуха / Е. Н. Балышева. – СПб.: Литера, 2005. 4. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. – Л.: Медицина, 1989. 5. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать!: Из опыта работы / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. 6. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. – М.: Академия, 2003. 7. Руленкова, Л. И. Аудиология и слухоротезирование: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М.: Академия, 2003. 8. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / П. А. Янн. – М.: Академия, 2003. 9. Леве, А. Развитие слуха в игре / А. Леве. – М.: Академия, 1992. 10. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. 11. Пелымская, Т. В. Работа по развитию слухового восприятия и обучение произношению в дошкольных учреждениях для глухих детей: Методические рекомендации / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: [б. и. ], 1988. 12. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Т. Г. Богданова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Психология глухих детей / под ред. И. М. Сольевьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М.: Педагогика, 1971. 14. Сапожников, Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей / Я. М. Сапожников, М. Р. Богомильский. – М., 2001. 15. Кузьмичева, Е. П. Развитие речевого слуха / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1983. 16. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методологическое письмо. – М., 1990. 17. Шматко, Н. Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающимися / Н. Д. Шматко, А. А. Горшкова // Дефектология. – 1991. – № 5. 18. Леонгард, Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников / Э. И. Леонгард // Дефектология. – 1977. – № 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|