Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Методы исследования слуховой функции




Тема 2. Методы исследования слуховой функции

Задание №1*. Подготовка к практическому занятию №1 и №2 по теме.

Задание №2. Физиологическая акустика.

Задачи изучения темы: обогатить представления студентов из области акустических сведений о возникновении и свойствах звуков, основных характеристиках звуков речи; совершенствовать умение анализировать предложенный материал.

Студенты знакомятся с содержанием курса (раздел 4 настоящего пособия), уточняют содержание вопросов, связанных с физиологической акустикой, свойствами и характеристиками звуков, в том числе речевых звуков, составляют глоссарий по теме в соответствии с содержанием первого абзаца темы 2.

Форма отчетности: глоссарий по теме.

Литература:

1. Понятийно-терминологический словарь логопеда.

2. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005.

Тема 3. Классификации нарушений слуха

Задание №1. Медико-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

Задачи изучения темы: актуализировать представления студентов о роли классификации лиц с нарушениями слуха; учится анализировать и сопоставлять данные разных классификаций.

Студенты прорабатывают литературу, делают письменные выписки в соответствии с предложенными вопросами и заданиями.

Вопросы и задания для анализа:

1. Дайте характеристику классификации Л. В. Неймана с точки зрения медицинского подхода к анализу нарушений слуха.

2. Перечислите педагогические аспекты, которые легли в основу педагогической классификации Р. М. Боскис.

3. Охарактеризуйте классификацию нарушений слуха, принятую в 70-х г. г. XX века в Париже на международной конференции аудиологов.

4. Запишите в таблицу данные классификаций Л. В. Неймана, Хьюзинга, Леонье, Портмана, Хаджинса по годам их появления.

Авторы и год публикации Частоты, учитываемые при средней потере слуха Характеристика (степень) снижения слуха Средняя потеря слуха
         

 

а) определите, какие частоты учитывались специалистами при подсчете средней потери слуха (СПС);

б) все ли специалисты одинаково характеризуют степень снижения слуха? В чем различия? С чем это связано?

в) какая средняя потеря слуха, по мнению специалистов, соответствует глухоте?

г) какое минимальное снижение слуха специалисты (врачи) считают тугоухостью?

5. Определите возможности восприятия голоса разговорной громкости и шепота по данным Портмана и Преображенского, если нарушение слуха соответствует:

а) легкой тугоухости;

б) умеренной тугоухости;

в) значительной тугоухости;

г) тяжелой тугоухости;

д) глухоте.

Есть ли, на ваш взгляд, расхождения в этих данных и с чем они связаны? Для выполнения задания студенты могут использовать справочный материал.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, таблица.

Литература:

1. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. – Л.: Медицина, 1989. – С. 121-142.

2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 43-55.  

и др. литература по выбору студентов.

Задание №2*. Подготовка к практическому занятию №3.

Тема 4. Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи

Задание №1. Обзор исторических и современных исследований по методике развития слухового восприятия.

Задачи изучения темы: познакомиться с основными тенденциями в становлении и развитии системы слуховой работы у лиц с нарушениями слуха; учиться анализировать материал, делать выводы.

Студенты изучают предложенную литературу, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, делают вывод о состоянии современной системы работы по развитию слухового восприятия лиц с нарушениями слуха.

Вопросы и задания:

1. Найдите в литературе сведения об использовании остаточного слуха в обучении глухих, о развитии слухового восприятия глухих путем специальных упражнений в XXIII-XX в. в. в странах Европы.

2. Опишите, как рассматривали вопросы развития слуха и использовании остаточного слуха в обучении глухих сурдопедагоги в России XIX и первой половине XX в. в.

3. Дайте оценку исследованиям Р. М. Боскис, Ф. А. Рау, Л. В. Неймана о роли специальных упражнений на улучшение слухового восприятия глухих, о дифференцированном подходе к оценке остаточного слуха детей с нарушениями слуха.

4. Определите роль Т. А. Власовой, Е. П. Кузьмичевой, И. Г. Багровой, Н. Д. Шматко и других ученых в создании современной системе работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.

5. Сделайте вывод о сущности современной отечественной системы работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.

 

Таблица. Вклад ученых в создание системы работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.

 

Ученый Период деятельности Краткое описание основных идей, научного вклада Положительные тенденции Противоречия (несовершенства)
Ж. Итар        
Урбанич        
Бецольд        
Современные западные ученые        
П. Губерина        
В. И. Флери        
Н. К. Патканова        
П. Д. Енько        
М. А. Свещев        
Ф. А. Рау        
Т. А. Власова        
Р. М. Боскис        
Л. В. Нейман        
Е. П. Кузьмичева        
И. Г. Багрова        
Н. Д. Шматко        

 

Литература:

1. Басова А. Г. История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1984.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. – М.: Академия, 2003.

 

Задание №2*.   Система работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями речи.

Задачи изучения темы: познакомиться с основными положениями системы работы по развитию слухового восприятия   дошкольников с нарушениями слуха; совершенствовать умение конспектировать предложенный материал, анализировать коррекционно-педагогический процесс.

Студенты прорабатывают материал, делают письменные ответы на предложенные вопросы, выполняют задание.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте цель и задачи развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха.

2. Опишите, что входит в содержание работы по развитию слухового восприятия. Обоснуйте необходимость данного содержания.

3. Сформулируйте требования к речевому материалу, который дети учатся воспринимать на слух и произносить. Обоснуйте, почему этот материал не всегда соотносится с материалом, изучаемым в соответствии с лексическими темами.

4. Обоснуйте необходимость формирования условно-рефлекторной связи «слушаю – говорю». Каковы требования к проговариванию на разных этапах обучения детей?

5. Запишите в свой терминологический словарь определение понятий:

а) выработка условной двигательной реакции на слух;

б) различение на слух;

в) опознавание на слух;

г) распознавание на слух.

Обоснуйте отличия данных видов работы друг от друга.

6. Какой речевой материал является исходной речевой единицей в развитии слухового восприятия? Обоснуйте свой ответ.

7. Сформулируйте требования к речи сурдопедагога.

8. Просмотрите видеозадание №1 в метод. кабинете. Проанализируйте речь сурдопедагога в соответствии с выделенными требованиями. Обоснуйте свой ответ.

Литература:

1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. –  М.: ВЛАДОС, 2003. С. 8-14.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. С. 56-76.

3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.

По результатам изучения раздела проводится рубежный контроль в форме тестирования. В отдельных случаях для уточнения результатов обучения по разделу со студентами проводится устное собеседование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...