Тема 2. Методы исследования слуховой функции
Тема 2. Методы исследования слуховой функции Задание №1*. Подготовка к практическому занятию №1 и №2 по теме. Задание №2. Физиологическая акустика. Задачи изучения темы: обогатить представления студентов из области акустических сведений о возникновении и свойствах звуков, основных характеристиках звуков речи; совершенствовать умение анализировать предложенный материал. Студенты знакомятся с содержанием курса (раздел 4 настоящего пособия), уточняют содержание вопросов, связанных с физиологической акустикой, свойствами и характеристиками звуков, в том числе речевых звуков, составляют глоссарий по теме в соответствии с содержанием первого абзаца темы 2. Форма отчетности: глоссарий по теме. Литература: 1. Понятийно-терминологический словарь логопеда. 2. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005. Тема 3. Классификации нарушений слуха Задание №1. Медико-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха. Задачи изучения темы: актуализировать представления студентов о роли классификации лиц с нарушениями слуха; учится анализировать и сопоставлять данные разных классификаций. Студенты прорабатывают литературу, делают письменные выписки в соответствии с предложенными вопросами и заданиями. Вопросы и задания для анализа: 1. Дайте характеристику классификации Л. В. Неймана с точки зрения медицинского подхода к анализу нарушений слуха. 2. Перечислите педагогические аспекты, которые легли в основу педагогической классификации Р. М. Боскис. 3. Охарактеризуйте классификацию нарушений слуха, принятую в 70-х г. г. XX века в Париже на международной конференции аудиологов.
4. Запишите в таблицу данные классификаций Л. В. Неймана, Хьюзинга, Леонье, Портмана, Хаджинса по годам их появления.
а) определите, какие частоты учитывались специалистами при подсчете средней потери слуха (СПС); б) все ли специалисты одинаково характеризуют степень снижения слуха? В чем различия? С чем это связано? в) какая средняя потеря слуха, по мнению специалистов, соответствует глухоте? г) какое минимальное снижение слуха специалисты (врачи) считают тугоухостью? 5. Определите возможности восприятия голоса разговорной громкости и шепота по данным Портмана и Преображенского, если нарушение слуха соответствует: а) легкой тугоухости; б) умеренной тугоухости; в) значительной тугоухости; г) тяжелой тугоухости; д) глухоте. Есть ли, на ваш взгляд, расхождения в этих данных и с чем они связаны? Для выполнения задания студенты могут использовать справочный материал. Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, таблица. Литература: 1. Козлов, М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. – Л.: Медицина, 1989. – С. 121-142. 2. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 43-55. и др. литература по выбору студентов. Задание №2*. Подготовка к практическому занятию №3. Тема 4. Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи Задание №1. Обзор исторических и современных исследований по методике развития слухового восприятия. Задачи изучения темы: познакомиться с основными тенденциями в становлении и развитии системы слуховой работы у лиц с нарушениями слуха; учиться анализировать материал, делать выводы.
Студенты изучают предложенную литературу, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, делают вывод о состоянии современной системы работы по развитию слухового восприятия лиц с нарушениями слуха. Вопросы и задания: 1. Найдите в литературе сведения об использовании остаточного слуха в обучении глухих, о развитии слухового восприятия глухих путем специальных упражнений в XXIII-XX в. в. в странах Европы. 2. Опишите, как рассматривали вопросы развития слуха и использовании остаточного слуха в обучении глухих сурдопедагоги в России XIX и первой половине XX в. в. 3. Дайте оценку исследованиям Р. М. Боскис, Ф. А. Рау, Л. В. Неймана о роли специальных упражнений на улучшение слухового восприятия глухих, о дифференцированном подходе к оценке остаточного слуха детей с нарушениями слуха. 4. Определите роль Т. А. Власовой, Е. П. Кузьмичевой, И. Г. Багровой, Н. Д. Шматко и других ученых в создании современной системе работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха. 5. Сделайте вывод о сущности современной отечественной системы работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.
Таблица. Вклад ученых в создание системы работы по формированию восприятия устной речи детей с нарушениями слуха.
Литература: 1. Басова А. Г. История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1984. 2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. 3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. 4. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве. – М.: Академия, 2003.
Задание №2*. Система работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями речи. Задачи изучения темы: познакомиться с основными положениями системы работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха; совершенствовать умение конспектировать предложенный материал, анализировать коррекционно-педагогический процесс. Студенты прорабатывают материал, делают письменные ответы на предложенные вопросы, выполняют задание. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте цель и задачи развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха. 2. Опишите, что входит в содержание работы по развитию слухового восприятия. Обоснуйте необходимость данного содержания. 3. Сформулируйте требования к речевому материалу, который дети учатся воспринимать на слух и произносить. Обоснуйте, почему этот материал не всегда соотносится с материалом, изучаемым в соответствии с лексическими темами. 4. Обоснуйте необходимость формирования условно-рефлекторной связи «слушаю – говорю». Каковы требования к проговариванию на разных этапах обучения детей? 5. Запишите в свой терминологический словарь определение понятий: а) выработка условной двигательной реакции на слух; б) различение на слух; в) опознавание на слух; г) распознавание на слух. Обоснуйте отличия данных видов работы друг от друга.
6. Какой речевой материал является исходной речевой единицей в развитии слухового восприятия? Обоснуйте свой ответ. 7. Сформулируйте требования к речи сурдопедагога. 8. Просмотрите видеозадание №1 в метод. кабинете. Проанализируйте речь сурдопедагога в соответствии с выделенными требованиями. Обоснуйте свой ответ. Литература: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 8-14. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. С. 56-76. 3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971. По результатам изучения раздела проводится рубежный контроль в форме тестирования. В отдельных случаях для уточнения результатов обучения по разделу со студентами проводится устное собеседование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|