Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин




8. 2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

 

Для изучения дисциплины необходимы: мультимедийная установка, телевизор, проигрыватель DVD, компьютерный класс.

Указанные средства используются в процессе проведения аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов, прохождения текущего контроля.

В процессе самостоятельной работы студенты используют указанные средства в методическом кабинете, где имеются также диски с видеозаданиями. Благодаря такой организации работы имеется возможность наглядной демонстрации особенностей психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, специфики организации коррекционно-педагогической работы в специальном ДОУ. Студенты могут неоднократно возвращаться к просмотру материалов и выполнять задания в удобное для них время.

 

 

Методические указания студентам

Изучение курса «Методика развития слухового восприятия у дошкольников  с нарушениями слуха» требует систематической самостоятельной работы студентов и своевременного и качественного выполнения заданий. Задания для самостоятельной работы студентов рекомендуется выполнять непосредственно после прослушивания лекционного материала, а в некоторых случаях при подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям по определенной теме.

Задания, помеченные звездочкой (*), выполняются только студентами заочной формы обучения.

Все формы отчетности по каждому заданию для самостоятельной работы студентов сдаются ведущему преподавателю по мере изучения темы, раздела.

Для выполнения заданий для самостоятельной работы студентов в конце данного раздела представлен справочный материал по курсу. («Сурдопедагогика» С. 197-200)

 

Раздел 1. Общие основы развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха

Тема 1. Методика РСВ, ее предмет, задачи и значение. Основы формирования речевого слуха

Все формы отчетности по каждому занятию для самостоятельной работы студентов сдаются ведущему преподавателю по мере изучения темы, раздела.

Для выполнения заданий для самостоятельной работы студентов в конце данного раздела представлен справочный материал по курсу.

Задание №1. Связь методики развития речевого слуха с другими науками.

Задачи изучения темы: познакомится с содержательными связями смежных с методикой развития слухового восприятия наук; совершенствовать умение конспектировать и анализировать предложенный материал.

Студенты прорабатывают предложенный материал, выделяя определение науки, ее предмет, актуальные для методики РСВ проблемы и знания из других наук.

По результатам изучения материала студенты заполняют карту-конспект.

Форма отчетности : карта-конспект.

Связь методики развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха со смежными науками.

Название науки Определение науки Предмет науки Проблемы и сферы знаний, актуальные для методики
Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи      
Педагогика      
Сурдопедагогика дошкольная      
Психология      
Детская сурдопсихология      
Акустика      
Языкознание      

Литература:

1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Т. Г. Богданова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Психология глухих детей / под ред. И. М. Сольевьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М.: Педагогика, 1971.

3. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений /Л. А. Головчиц. – М., 2003.

4. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

Задание №2. Развитие слуховой функции в онтогенезе. Слухоречевое восприятие, поведенческие реакции на звуки. Предречевые вокализации и речь детей раннего возраста.

Задачи изучения темы: познакомиться с развитием слухового восприятия, поведенческих реакций и предречевым развитием детей младенческого и раннего возраста; учится составлять тезисы для консультации родителей по обозначенным вопросам.

Студенты прорабатывают статью из книги И. В. Королевой, конспектируют ее содержание по предложенным вопросам и составляют тезисы консультации для родителей детей младенческого и раннего возраста по вопросам раннего развития и его возможных отклонений.


Вопросы для анализа:

1. Раскройте реакции ребенка младенческого и раннего возраста на окружающие звуки, их значение, возрастные изменения.

2. Охарактеризуйте возможности распознавания интонационной и ритмической структуры речи, фонетические компоненты языка.

3.  Охарактеризуйте особенности поведенческих реакций на звуки, развитие слухоречевого восприятия, предречевых вокализаций и речи у детей раннего возраста.

4. Опишите признаки нарушения слухового и речевого развития у детей в возрасте от рождения до трех лет.

Форма отчетности : письменные выписки, тезисы консультаций для родителей.

Литература:

1. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО. – 2005.

 

Задание №3*. Механизм восприятияречи при нормальном и нарушенном слухе.

Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о механизме восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе; совершенствовать умение анализировать материал, разрабатывать методический аспект вопроса.

Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на поставленные вопросы, разрабатывают методические требования к процессу развития слухового восприятия с учетом данных о механизмах восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе.

Вопросы для анализа:

1. Укажите, какие науки изучают вопросы восприятия устной речи, в чем состоит значение этой проблемы для разных отраслей знания.

2. Назовите основные положения механизма восприятия речи.

3. Раскройте сущность и значение активности в процессе восприятия речи. Почему данный аспект проблемы является наиболее важным? Каким образом в сурдопедагогике учитывается активность процесса восприятия речи?

4. Раскройте сущность и контексты, роль прогнозирования (антиципации) в процессе восприятия речи.

5. Охарактеризуйте основные условия эффективного прогнозирования. Почему важно учитывать эти условия в процессе работы по РСВ?

6. Раскройте сущность теории восприятия речи М. Хале, К. Стивенса и др. («анализ через синтез»). Какие еще теории восприятия речи существуют, в чем их несостоятельность?

Форма отчетности: письменные ответы, методические требования.  

Литература:

1. Рау Ф. Ф. О механизме восприятия устной речи / Ф. Ф. Рау // Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1981. – С. 119-128.

или

2. Рау Ф. Ф. Механизм восприятия глухими устной речи / Ф. Ф. Рау // Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / Авт. -сост. Т. К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина. – М.: ИКП РАО, 2004.

3. Рау Ф. Ф. О психологических основах РСВ речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау // Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау. – М.: Педагогика, 1981. – С. 136-149.

 

Задание №4*. Стойкие нарушения слуха.

Задачи изучения темы: актуализировать представления студентов о стойких нарушениях слуха (врожденных и приобретенных); совершенствовать умение конспектировать материал.

Студенты знакомятся с предложенными материалами, заполняют таблицу, характеризующую разные типы нарушений слуха.

Тип нарушений слуха Механизм, причины, его вызывающие Характер затруднений слухового восприятия Тип аудиограммы Прогноз
1. кондуктивная тугоухость        
2. сенсоневральная тугоухость        
3. слуховая нейропатия        
4. центральные расстройства слуха        

 

Форма отчетности: заполненная карта-конспект.

Литература:

1. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: КАРО, 2005

Задание №5.   Характеристика структуры акта коммуникации.

Задачи изучения темы: актуализировать представления о психолого-педагогических основах развития слухового восприятия; совершенствовать умение разрабатывать методический аспект теоретической проблемы.

Студенты прорабатывают первую часть статьи Ф. Ф. Рау «Механизм восприятия глухими устной речи», составляют методические требования к процессу развития слухового восприятия на основе характеристики акта коммуникации.

Вопросы для анализа:

1. Раскройте общую характеристику акта коммуникации.

2. Опишите структуру акта коммуникации.

3. Охарактеризуйте предпосылки и условия успешной коммуникации.

4. Опишите значение предпосылок и условий, а также структуру акта коммуникации в работе по РСВ дошкольников с нарушениями слуха.

Форма отчетности: письменные ответы на вопросы, методические требования.

 

Литература:

Рау Ф. Ф. Механизм восприятия глухими устной речи / Ф. Ф. Рау // Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / Авт. -сост.: Т. К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина. – М.: ИКП РАО, 2004.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...