Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Общие основы развития слухового восприятия дошкольников




4. Содержание курса

 

 

Раздел 1. Общие основы развития слухового восприятия дошкольников

 с нарушениями слуха

 

Тема 1. Методика развития слухового восприятия, ее предмет, задачи и значение. Основы формирования речевого слуха

Методика развития слухового восприятия как самостоятельная дидактическая система в процессе обучения детей с недостатками слуха. Предмет, задачи, методы, методика развития слухового восприятия. Связь методики развития слухового восприятия с общей и специальной психологией, детской сурдопсихологией, анатомией, физиологией и патологией органов слуха и речи, акустикой, языкознанием, частными методиками.

Значение слухового анализатора в чувственном отражении окружающей действительности. Выпадение слухового анализатора из системы анализаторов у детей с нарушениями слуха. Влияние неполноценного слухового анализатора на личность глухого ребенка, его деятельность и развитие в целом.

Развитие слуховой функции в онтогенезе: готовность к функционированию до момента рождения и восприятие различных звуков. Формирование поведенческих реакций в первые месяцы жизни ребенка: сосредоточение, комплекс оживления, локализация звука.

Стойкие нарушения слуха (врожденные и приобретенные в доречевом периоде). Степень поражения слуховой функции.

Психофизиологические основы развития слухового восприятия. Сущность и механизмы восприятия речи при нормальном и нарушенном слухе.

Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия. Характеристика структуры акта коммуникации.

Тема 2. Методы исследования слуховой функции у детей с нарушениями слуха

Физиологическая акустика. Возникновение и свойства звуков. Звук голоса человека. Диапазон звука, громкость звука, частота звука, спектр звука. Простые (чистые) тоны, шумы. Характеристика речевых сигналов: гласные и согласные. Форманты. Фонемы как сегментные характеристики речи. Супрасегментные характеристики речи (интонационно-ритмическая структура), два типа передаваемой информации – лингвистическая, экстралингвистическая.

Факторы риска возникновения нарушений слуха.

Объективные и психоакустические (субъектные) методы исследования слуха.

Исследование слуха речью. Критерий оценки состояния органа слуха – способность слышать и понимать речь. Количественная оценка результатов исследования.

Речевая аудиометрия: возможности и ограничения метода.

Пороговая тональная аудиометрия: характеристика, требования к процедуре обследования. Аудиограммы. Характеристика и интерпретация аудиограмм.

Объективная тональная аудиометрия. Группы по условиям, определяющим возникновение реакций: реакции, обусловленные речевой (словесной) инструкцией (основаны на условных связях через вторую сигнальную систему); ориентировочные реакции (двигательные, вегетативные и т. д. ); условно-рефлекторные реакции на звук, вырабатываемые на основе подкрепления другими раздражителями.

Акустическая импедансометрия. Аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам мозга. Регистрация вызванной отоакустической эмиссии.

Скрининговое исследование слуха у детей раннего возраста: обследование с помощью звукореакотеста, «гороховый метод». Педагогическое обследование слуха с помощью музыкальных инструментов, голоса.

Исследование слуха камертоном. Требования к проведению методики. Педагогический аспект исследования слуха.

Тема 3. Классификации нарушений слуха у детей

История развития классификации детей с нарушениями слуха: попытки обучения глухих языку; деление глухонемых на группы «по способностям» в обучении языку; появление первой классификации Ж. Итара; история развития классификации нарушений слуха. Клинико-педагогическая классификация Л. В. Неймана: цели, принципы, значение. Психолого-педагогическая классификация Р. М. Боскис. Отечественные и мировые классификации детей с нарушениями слуха.

Возможности восприятия речи детьми разных категорий в зависимости от степени сохранности слухового анализатора.

Тема 4.  Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи

Исторические сведения об использовании остаточного слуха в обучении глухих и о развитии слухового восприятия путем специальных упражнений в XVIII - XIX веках в нашей стране и за рубежом.

Исследования Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Ф. А. Рау, Л. В. Неймана о роли слуха в восприятии речи, об особенностях восприятия звуков глухими, о роли упражнений на улучшение слухового восприятия глухих.

Роль Т. А. Власовой, Е. П. Кузьмичевой, И. Г. Багровой, Н. Д. Шматко в создании современной системы работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста.

Последовательность работы по развитию восприятия и воспроизведение речи.

Условно-рефлекторная связь: слушаю – говорю. Побуждение проговаривания всей обращенной к ребенку речи. Сведения о слуховых возможностях детей. Индивидуальный режим работы ЗУА. Обучение реагированию на звуковой сигнал. Различение, опознание и распознание на слух.

Побуждать ребенка проговаривать услышанное, даже если он ошибается, т. к. это позволяет определить уровень слухового восприятия ребенка, поощрять попытки воспроизведения услышанного.

Исходной единицей при работе по развитию слухового восприятия является фраза, т. к. устная речь формируется как средство общения. Но начинается работа по развитию речевого слуха со звукоподражаний и лепета, постепенно переходя к фразам.

Необходимость ранней коррекционной работы. Работа с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...