В результате освоения дисциплины студент должен
В результате освоения дисциплины студент должен
иметь представление: о физической природе звука, его акустических характеристиках; об истории создания и становления современной системы развития слухового восприятия; о характере нарушений слуха;
знать: психофизические механизмы восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе; последствия нарушений слуха и их влияние на ход и специфику речевого развития ребенка; содержание, методы, приемы, условия развития слуха детей в разных группах коррекционных образовательных учреждений; методы педагогического исследования слуха детей разного возраста (младенческий, ранний, дошкольный), владеющих и не владеющих речью; особенности организации работы по РСВ в разных группах специального ДОУ;
уметь: анализировать и организовать работу по РСВ в разных группах специального ДОУ; планировать работупо РСВ в разных возрастных группах; разрабатывать конспекты специальных занятий по РСВ и фрагменты режимных моментов и общеразвивающих занятий, в ходе которых предусмотрена работа по изучаемому разделу;
приобрести навыки: анализа коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушением слуха; планирования коррекционно-педагогического процесса по разделу, составления конспектов занятий и фрагментов режимных моментов; подбора методов и приемов РСВ в разных возрастных группах; разработки и создания дидактического материала для РСВ;
владеть, иметь опыт: работы с методическими и программными материалами; работы с учебными и дидактическими пособиями; проведения режимных моментов и фрагментов занятий по РСВ в разных возрастных группах в ДОУ для детей с нарушениями слуха; составления методических рекомендаций для педагогов и родителей по разделу.
Извлечение из ГОС ВПО по специальности «Методика развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха»
Значение слухового восприятия. Классификация детей с нарушениями слуха. Методы исследования слуховой функции. Система и этапы работы по развитию слухового восприятия. Выработка условно-двигательной реакции на слух. Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов. Обучение восприятию на слух речевого материала в разных возрастных группах. Планирование работы по развитию слухового восприятия. Использование звукоусиливающей аппаратуры.
3. Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
|
Очная
| Заочная
|
Номер семестра
|
|
|
Аудиторные занятия:
|
|
|
лекции
|
|
|
практические и семинарские занятия
|
|
|
лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
| –
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Всего часов на дисциплину
|
|
|
Текущий контроль
| Входной контроль: письменный опрос.
Рубежный: по разделу «Общие основы развития слухового восприятия с нарушениями слуха» тестирование; по разделу «Методика развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей» – тестирование; по разделу «Организация и планирование работы по развитию слухового восприятия» – тестирование.
|
Курсовая работа
(№ семестра)
| –
|
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – № семестров
| Зачет – 8 семестр
| Зачет – 10 семестр
|
3. 2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем
|
Всего часов по учебному плану
|
Виды учебных занятий
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
СРС
|
Лекции
| Практ. занятия, семинары
| Лабор. работы
|
Раздел 1. Общие основы развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха
|
1. Методика развития слухового восприятия, ее предмет, задачи и значение. Основы формирования речевого слуха
|
|
| –
| –
|
|
2. Методы исследования слуховой функции у детей с нарушениями слуха
|
|
|
| –
|
|
3. Классификация нарушений слуха у детей
|
|
|
| -
|
|
4. Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи
|
|
| -
| -
|
|
Раздел 2. Методика РСВ у глухих и слабослышащих детей
|
5. Выработка условной двигательной реакции на звук
|
|
| –
| –
|
|
6. Знакомство со звуками окружающего мира
|
| -
|
| –
|
|
7. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов
|
|
| -
|
|
|
8. Обучение восприятию на слух речевого материала
|
|
| -
|
|
|
Раздел 3. Организация и планирование работы по развитию слухового восприятия
|
9. Фронтальные и индивидуальные занятия
|
|
| -
| –
|
|
10. РСВ на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам
|
|
|
| –
|
|
11. Планирование и учет работы по РСВ
|
|
|
| –
|
|
12. Использование звукоусиливающей аппаратуры
|
|
|
| –
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
|
|
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем
|
Всего часов по учебному плану
|
Виды учебных занятий
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
СРС
|
Лекции
| Практ. занятия, семинары
| Лабор. работы
|
Раздел 1. Общие основы развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха
|
1. Методика РСВ, ее предмет, задачи и значение. Основы формирования речевого слуха
|
|
| –
| –
|
|
2. Методы исследования слуховой функции у детей с нарушениями слуха
|
|
| –
| –
|
|
3. Классификация нарушений слуха у детей
|
|
| -
| -
|
|
4. Система работы по формированию восприятия и воспроизведения устной речи
|
|
| -
| -
|
|
Раздел 2. Методика РСВ у глухих и слабослышащих детей
|
5. Выработка условной двигательной реакции на звук
|
|
| –
| –
|
|
6. Знакомство со звуками окружающего мира
|
| -
| –
| –
|
|
7. Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов
|
| -
| –
| –
|
|
8. Обучение восприятию на слух речевого материала
|
|
| –
| –
|
|
Раздел 3. Организация и планирование работы по РСВ
|
9. Фронтальные и индивидуальные занятия
|
|
| –
| –
|
|
10. РСВ на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам
|
| -
|
| –
|
|
11. Планирование и учет работы по РСВ
|
|
| -
| –
|
|
12. Использование звукоусиливающей аппаратуры
|
| -
|
| –
|
|
ИТОГО
|
|
|
| –
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: