Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога
Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам Задачи изучения темы: познакомиться со спецификой работы сурдопедагога и воспитателя по РСВ на неспециализированных занятиях; учиться анализировать речевой материал, формировать умения проектировать коррекционно-педагогический процесс. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте организацию работы по РСВ на занятиях и во внережимное время. 2. Охарактеризуйте требования и порядок предъявления речевого материала на занятиях. 3. Раскройте методику предъявления речевого материала на занятиях во внережимные моменты. 4. Охарактеризуйте специфику планирования речевого материала для слухового восприятия на занятиях и во внережимное время. Форма отчетности: письменные ответы на вопросы. Литература: 1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М., 2003. 2. Багрова И. Т. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Т. Багрова. – М., 1990. – С. 74-86. 3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. – М., 2001. Практическое задание: составить конспекты занятия воспитания и режимного момента (по выбору студентов), включающие работу по развитию слухового восприятия. Форма отчетности: конспект занятия воспитателя, конспект режимного момента. Дополнительная литература: 1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика / Л. А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. и др. литература по выбору студентов. Практическое задание выполняется в рамках самостоятельной работы студентов, результаты его выполнения обсуждаются на практическом занятии.
Практическое занятие № 6 Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия Задачи изучения темы: познакомиться с особенностями планирования раздела «Развитие слухового восприятия»; учиться проектировать содержание коррекционно-педагогического процесса. Вопросы для обсуждения: 1. Дайте общую характеристику планирования содержания раздела «Развитие слухового восприятия». 2. Охарактеризуйте виды и содержание планов по разделу: перспективные планы специальных фронтальных занятий; перспективные планы индивидуальных занятий. 3. Раскройте содержание и организацию учета умений и навыков детей по разделу. Дайте характеристику текущего учета. 4. Охарактеризуйте требования и содержание периодического учета по разделу. 5. Раскройте методику оценки состояния слуховой функции у глухих и слабослышащих детей. Форма отчетности: письменные ответы на вопросы. Литература: 1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М., 2003. 2. Багрова И. Т. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Т. Багрова. – М., 1990. – С. 87-103. 3. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е. П. Кузьмичева. – М., 1991. – С. 41-48. Практическое задание: составить перспективный план на месяц для проведения специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия (III год обучения).
Практическое занятие № 7
Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) Задачи изучения темы: уточнить представления студентов о типах звукоусиливающей аппаратуры, возможностях и специфике ее использования в разных условиях (состояние слуховой функции, форма организации детей и т. п. ); познакомиться с методикой использования ЗУА в процессе работы с неслышащими детьми.
Вопросы для обсуждения: 1. Охарактеризуйте аппаратуру коллективного пользования, раскройте возможности и недостатки разных типов аппаратуры. 2. Дайте характеристику индивидуальных слуховых аппаратов, специфику их использования в зависимости от состояния слуховой функции детей. 3. Раскройте методику уточнения режима звукоусиления при использовании разных типов ЗУА. Форма отчетности: карты-конспекты. Характеристика ЗУА разных типов:
Литература: 1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М., 2003. – С. 199-216. 2. Руленкова Л. И. Аудиология и слухопротезирование / Л. И. Руленкова, О. И. Смирнова. – М., 2003. 3. Козлов М. Я. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. – Л., 1989.
Студенты дневного отделения (очной формы обучения) готовятся ко всем практическим заданиям. Студенты заочного отделения (заочной формы обучения) для работы на практических занятиях готовят темы: «Развитие слухового восприятии на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам» (практическое занятие №5); «Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия» (практическое занятие №6; «Использование ЗУА» (практическое занятие №7). Остальные занятия выносятся на самостоятельную работу студентов. 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)
Приложение 1. Схема протокола для фотозаписи занятия
Приложение 2. Схема анализа занятия по развитию РСВ. 1. Тема занятия. Соответствие темы периоду (год, квартал) обучения. 2. Программное содержание: характер образовательных, коррекционных, развивающих, воспитательных задач. Соответствие задач теме, периоду обучения, возможностям детей. Рекомендации по совершенствованию программного содержания. 3. Этапы занятия: последовательность, преемственность, логика, соответствие теме, программному содержанию, виду слуховой работы. Рекомендации по совершенствованию структуры занятия. 4. Методы: адекватность теме и задачам занятия, виду слуховой работы, разнообразия, соответствие возрастным возможностям детей. 5. Словарь: соответствие году обучения, слуховым возможностям детей, уровню их речевого развития. 6. Деятельность педагога: четкость обозначения цели, продуманность мотивации деятельности детей, использование приемов, обеспечивающих поддержание мотивации в процессе занятия; характеристика средств педагогической деятельности (речь, использование наглядности, дидактических пособий, игрушек, табличек), соответствие средств задачам занятия, возрастным особенностям детей; характеристика действий педагога (характер взаимодействия с детьми, направленность, культура, целесообразность, приемы активизации детей); результативность занятия (организация и содержание окончания занятия – обращение цели, актуализация мотивации; оценка результативности деятельности детей). Пожелания по оптимизации деятельности педагога.
7. Деятельность детей: адекватность, осознанность, активность, работоспособность, частота отвлеканий, (причина неадекватной деятельности детей). Рекомендации педагогу по оптимизации детской деятельности. 8. Выводы: результативность занятия, «удачи» и «промахи». Рекомендации по совершенствованию занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|