5. Темы практических и семинарских занятий
5. Темы практических и семинарских занятий Форма обучения очная Практическое занятие №1-2 Методика развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха Тема: Методы исследования слуховой функции. Задачи изучения темы: познакомиться с методами исследования слуховой функции; учиться анализировать достоинства и ограничения их применения; уточнить значение клинических данных о состоянии слуховой функции для деятельности учителя-сурдопедагога. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте основные характеристики звуковых колебаний (звук, длина, волны, частота колебания, амплитуда колебания; дифракция, реверберация, интерференция, резонанс; громкость, частота, сила, спектр звука; характеристика речевых сигналов). 2. Охарактеризуйте условия проведения обследования слуха и его основные этапы. 3. Раскройте методы скринингового исследования слуха у детей с младенческого возраста. 4. Охарактеризуйте методы исследования слуха без применения технических средств. 5. Раскройте методы исследования слуха посредством специальной аппаратуры. Форма отчетности: составить карту-конспект «Методы исследования слуховой функции».
Основная литература: 1. Руленкова Л. И. Аудиология и слухопротезирование / Л. И. Руденкова, О. И. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – С. 36-58, 75-38. 2. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: Каро, 2005. – С. 36-38, 75-138. 3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. – М.: Владос, 2001. – С. 33-42.
Дополнительная литература: 1. Бельтюков В. И. Восприятие звуков речи при нормальном нарушенном слухе / В. И. Бельтюков, Л. В. Нейман. – М., 1958. 2. Козлова М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлова, А. Л. Левин. – М., 1989. 3. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / под ред. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. – М., 2004.
Практическое занятие №3 История и современные проблемы классификации детей с нарушениями слуха: теоретические и методические аспекты Задачи изучения темы: познакомиться с историческими и современными тенденциями построения классификаций детей с нарушенным слухом; учиться анализировать и выделять методологические аспекты их функционирования. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте исторические и современные тенденции в построении классификаций детей с нарушениями слуха. 2. Раскройте исторические аспекты становления методики развития слухового восприятия за рубежом. 3. Охарактеризуйте современные методы развития слухового восприятия, представленные в зарубежной сурдопедагогике. 4. Раскройте исторические с современные проблемы методики развития слухового восприятия в отечественной сурдопедагогике. Форма отчетности: письменные ответы на вопросы. Литература: 1. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е. П. Кузьмичева. – М., 1991. 2. Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности / А. Леве. – М., 2003. 3. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. – М., 2001. 4. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука / П. А. Янн. – М., 2003.
Практическое занятие №4
Знакомство со звуками окружающего мира Задачи изучения темы: познакомиться с методикой по ознакомлению со звуками окружающего мира детей с нарушениями слуха разного возраста; учиться составлять картотеки игр и упражнений по знакомству с разными звуками; актуализировать умение моделировать коррекционно-педагогический процесс. Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте значение восприятия звуков окружающего мира для психического и речевого развития ребенка. 2. Охарактеризуйте содержание работы по знакомству детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира. 3. Охарактеризуйте приемы ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира. 4. Раскройте условия ознакомления детей с нарушенным слухом со звуками окружающего мира (эмоциональность, организация слухо-речевой и предметной среды, обучение родителей). Практическое задание №1 : составить картотеку игр и упражнений по знакомству детей со звуками окружающего мира. Практическое задание №2 : составить конспект прогулки или другого режимного момента (по выбору студента) с включением задач, направленных на знакомство детей со звуками окружающего мира. Подготовка и выполнение практических заданий осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Результаты выполнения заданий обсуждаются на занятии.
Литература: 1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М., 2003. 2. Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста / И. В. Королева. – СПб.: Каро, 2005. – С. 190-224. Дополнительная литература: 1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика / Л. А. Головчиц. – М.: Владос, 2001. 2. Леве А. Развитие слуха в игре / А. Леве. – М., 1992.
Практическое занятие № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|