Раздел 3. Организация и планирование работы по развитию
Раздел 3. Организация и планирование работы по развитию слухового восприятия Тема 9. Фронтальные и индивидуальные занятия Задание №1. Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия в разных группах детского сада. Задачи изучения темы: уточнить и обогатить знания студентов по теме; учиться проектировать и моделировать педпроцесс развития слухового восприятия в разных возрастных группах ДОУ. Студенты прорабатывают конспекты лекций, предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют задания. Вопросы и задания, отмеченные знаком * выполняются только студентами заочной формы обучения. Студенты дневной формы обучения выполняют эти задания по желанию. Задания и вопросы, на отмеченные знаком *, выполняется студентами обеих форм обучения. Вопросы и задания: 1*. Раскройте требования к организации и проведению фронтальных занятий (кто проводит; какова частотность в зависимости от года обучения; продолжительность занятий; доступность материала для аудирования всем детям группы и др. ). 2*. Раскройте содержание фронтальных занятий на разных годах обучения. Какое содержание является приоритетным при организации фронтальных занятий? 3*. Охарактеризуйте структуру фронтальных занятий. 4*. Объясните значение преемственности и связи фронтальных и индивидуальных занятий в развитии слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха. 5. Составьте конспект фронтального занятия по развитию слухового восприятия глухих детей 3-го года обучения. 6. Подготовьте наглядный и дидактический материал к его проведению. 7. Разбейтесь на группы (по 5-6 чел. ). Проведите занятие. Целесообразно разделить группу студентов на подгруппы:
а) «дети» – 2-3 чел. б) «эксперты» – 2-3 чел. «Эксперты» делают фотозапись занятия, проводят его устный анализ, «дети» принимают участие в проведении занятий, высказывают свое мнение о качестве занятия в процессе его обсуждения. По результатам работы студент-«педагог» составляет рекомендации по совершенствованию занятия. Для проведения последующих занятий студенты подгруппы меняются ролями, целеобразно, чтобы каждый студент выполнил все роли: «педагога», «ребенка», «эксперта». Примечание: Выполнение заданий №5 и №7 студентами отделения заочного обучения может быть сопряжено с организационными трудностями. Поэтому студентами ОЗО рекомендуется составить конспект занятия, подготовить наглядность для его проведения и передать сокурснику для анализа, который письменно анализирует конспект и составляет рекомендации по его совершенствованию. Схема анализа занятия по развитию слухового восприятия представлена в разделе «Лабораторные работы» настоящего пособия. Форма отчетности: 1. Для студентов дневного отделения: · конспект фронтального занятия; · наглядность к занятию; · рекомендации по совершенствованию занятия, ошибки. 2. Для студентов заочного отделения: · письменные ответы на вопросы; · конспект фронтального занятия; · наглядность к занятию; · письменный анализ занятия, рекомендации по его совершенствованию (выполнены «экспертом»). Литература: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971.
4. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. 5. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. 6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Задание №2. Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия. Задачи изучения темы: уточнить и обогатить знания студентов по теме; совершенствовать умения проектирования, моделирования и анализа коррекционно-педагогического процесса в ДОУ для детей с нарушениями слуха. Студенты прорабатывают конспекты лекций, предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют задания. Ряд вопросов, отмеченных знаком *, адресованы только студентам заочной формы обучения, студенты дневного отделения могут выполнить задания по своему желанию. Практическая часть работы имеет специфику для студентов дневной и заочной форм обучения. Все студенты разрабатывают конспекты. Студенты дневного отделения проводят занятия, обсуждают их с коллегами, определяют рекомендации по их совершенствованию. Студенты заочного отделения предают конспект однокурснику, который после ознакомления проводит его анализ и формулирует рекомендации по совершенствованию занятия. Формы отчетности аналогичны таковым в задании №1 по данной теме. Вопросы и задания: 1*. Раскройте требования к организации и проведению индивидуальных занятий. 2*. Охарактеризуйте содержание индивидуальных занятий, выделив приоритетные задачи развития слухового восприятия. 3*. Обоснуйте выбор типа ЗУА на индивидуальном занятии. 4*. Раскройте структуру индивидуального занятия. 5. Составьте конспект индивидуального занятия (содержание и год обучения по выбору студентов). 6. Подготовьте наглядный и дидактический материал для проведения занятия. 7. Проведите занятие, предварительно разбившись на группы, выделив внутри группы: «педагога», «ребенка», «экспертов».
План анализа занятий представлен в разделе «Лабораторные работы» настоящего пособия. Литература: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971. 4. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. 5. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. 6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|