Тема 10. Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам
Тема 10. Развитие слухового восприятия на занятиях педагога-дефектолога и воспитателей по различным предметам Заданиепо теме выполняется в рамках подготовки к практическому занятию №5 по аналогичной теме.
Тема 11. Планирование и учет работы по развитию слухового восприятия Задание. Планирование и учет работы по разделу. Задачи изучения темы: обогатить знания студентов по теме, совершенствовать умение проектировать коррекционно-педагогический процесс по разделу. Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют задание. Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте разделы, которые входят в план методической работы ДОУ по развитию слухового восприятия? 2. Перечислите, какими документами должен пользоваться сурдопедагог при составлении календарного и перспективного планов. 3. Укажите количество индивидуальных занятий (в среднем), которое отводится на изучение новой темы, с чем может быть связано увеличение или уменьшение количества занятий? Ответ обоснуйте. 4. Раскройте дифференцированный подход к планированию речевого материала для обучения восприятию на слух глухими и слабослышащими дошкольниками. 5. Составьте календарный план работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях: а) глухих детей 2 года обучения; б) слабослышащих детей 4 года обучения. В плане необходимо отразить следующие рубрики: · Номер занятия по порядку · Тема занятия · Речевой материал · Дидактический материал · Виды работы · Аппаратура · Расстояние · Примечания 6. Раскройте организацию учета работы по развитию слухового восприятия в специальных ДОУ. Перечислите виды учета, дайте их краткую характеристику.
7. Охарактеризуйте специфику методики оценки слуховых возможностей в зависимости от уровня владения речью и от состояния слуха: а) у неговорящих детей; б) у глухих детей, овладевших словесной речью в процессе обучения; в) у слабослышащих детей. Литература: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др. / под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. 3. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. –М.: Просвещение, 1971. 4. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. 5. Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. 6. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС 2001. Тема 12. Использование звукоусиливающей аппаратуры Задачи изучения темы: уточнить и обогатить знания студентов по теме; совершенствовать умение работать со специальной аппаратурой. Студенты прорабатывают предложенную литературу, отвечают на вопросы, выполняют задания. Вопросы и задания: 1. Определите роль звукоусиливающей аппаратуры разных типов для развития слухового восприятия глухих и слабослышащих детей. 2. Перечислите, какая звукоусиливающая аппаратура используется на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и общеобразовательных занятиях воспитателя в группах для глухих дошкольников.
3. Докажите, от каких факторов зависит использование звукоусиливающей аппаратуры на фронтальных и общеобразовательных занятиях в группах для слабослышащих дошкольников. 4. Раскройте особенности использования звукоусиливающей аппаратуры на индивидуальных занятиях в группах глухих и в группах слабослышащих детей. 5. Охарактеризуйте, что должен знать сурдопедагог о подборе режима работы звукоусиливающей аппаратуры. Раскройте порядок настройки, режима работы, усиления звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов. 6. Опишите методику подбора усиления для детей в первоначальный период обучения. 7. Охарактеризуйте типичные ошибки и трудности, с которыми сталкивается сурдопедагог при использовании звукоусиливающей аппаратуры разных типов. Литература: 1. Пелымская, Т. В. Формирование устой речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Леонгард, Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э. И. Леонгард. – М.: Просвещение, 1971. 3. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: пособие для учителя / И. Г. Багрова. – М.: Просвещение, 1990. 4. Кузьмичева, Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся 1-12 кл. : пособие для учителя / Е. П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991. 5. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учебное пособие для студентов пед. высших учебных заведений / Л. П. Назарова / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. 6. Система работы над произношением с глухими и слабослышащими детьми: учебно-методическое (электронное) пособие / Авт. -сост.: Т. К. Королевская, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина / Современная звукоусиливающая аппаратура / из материалов Е. В. Китаевой, В. Ф. Ладонычевой. – М.: ИКП РАО, 2004. По завершении изучения раздела со всеми студентами в качестве рубежного контроля проводится тестирование. В отдельных случаях, при недостаточной работе студентов в процессе изучения раздела, возможно устное собеседование. II. Материалы, устанавливающие содержание
и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций Изучение курса «Методика развития слухового восприятия детей с нарушенным слухом» предполагает проведение текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль является обязательной формой аттестации движений студентов в процессе изучения дисциплины, его содержание определено в рабочей программе курса. В процессе изучения курса используется все три формы текущего контроля: · входной контроль; · рубежный контроль; · контроль остаточных знаний. Входной контроль проводится в начале изучения курса и предполагает проверку знаний в области: анатомии, физиологии и патологии органов слуха и речи, детской сурдопсихологии, дошкольной сурдопедагогики. Форма проведения входного контроля – письменный опрос. Примерные вопросы для письменного опроса в рамках входного контроля: 1. Роль слуха в жизни человека. 2. Строение слухового анализатора. 3. Функции разных отделов слухового анализатора. 4. Визы функциональных нарушений в работе слухового анализатора. 5. Органические нарушения, заболевания лор - органов. 6. Общие закономерности развития детей с нарушениями слуха. 7. Модально-специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха. 8. Особенности развития речи детей с нарушениями слуха. 9. Познавательное развитие дошкольников с нарушениями слуха. 10. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы глухих и слабослышащих детей. 11. Развитие разных видов детской деятельности у глухих и слабослышащих детей. 12. Учреждения для детей с нарушениями слуха. 13. Возможности интеграции дошкольников с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения. 14. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения неслышащих дошкольников. 15. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении. 16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха: краткая характеристика направлений. 17. Развитие неслышащих детей в процессе воспитания и обучения.
18. Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи, воспитывающей неслышащего ребенка. Рубежный контроль проводится для всех студентов курса по мере изучения каждого из разделов программы. Рабочей программой курса предусмотрено проведение трех мероприятий рубежного контроля по мере изучения каждого из разделов программы курса. Рубежный контроль проводится в форме тестирования. В случае неудовлетворительного прохождения тестирования, а также при несистематической и некачественной работе в рамках изучения раздела (плохое посещение лекционных занятий, неудовлетворительная работа на практических и лабораторных занятий, невыполнение и непредоставление в срок материалов самостоятельной работы) со студентом проводится устное собеседование. Успешное прохождение всех мероприятий рубежного контроля является основанием для допуска студента к промежуточной форме аттестации. Контроль остаточных знаний проводится выборочно в конце IX семестра. Промежуточная аттестация студентов проходит в форме устных ответов на зачете по завершению изучения дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|