Глава о нисхождении Аллаха к обитателям Рая 1 глава
حدثنا هشام بن خالد الدمشقي وكان ثقة حدثنا محمد بن شعيب وهو ابن شابور أنبأنا عمر بن عبد الله مولى غفرة قال سمعت أنس بن مالك رضي الله عنه يقول قال رسول الله صلى الله عليه وسلم أتاني جبريل وفي يده كهيئة المرآة الييضاء وفيها نكتة سوداء قلت ما هذه يا جبريل قال هذه الجمعة بعث بها إليك ربك تكون عيدا لك ولأمتك من بعدك قلت وما لنا فيها قال لكم فيها خير كثير أنتم الآخرون السابقون يوم القيامة وفيها ساعة لا يوافقها عبد يصلي يسأل الله شيئا إلا أعطاه قلت ما هذه النكتة السوداء قال هذه الساعة تكون يوم الجمعة وهو سيد الأيام ونحن نسميه عندنا يوم المزيد قلت وما المزيد ياجبريل قال ذلك بأن ربك اتخذ في الجنة واديا أفيح من مسك أبيض فإذا كان يوم الجمعة من أيام الآخرة هبط الرب تبارك وتعالى عن عرشه إلى كرسيه وحف الكرسي بمنابر من نور فيجلس عليها النبيون وحف المنابر بكراسي من ذهب فيجلس عليها الصديقون والشهداء ويهبط أهل الغرف من غرفهم فيجلسون على كثبان المسك لا يرون لأهل المنابر والكراسي عليهم فضلا في المجلس ثم يتبدى لهم ذو الجلال والإكرام فيقول سلوني فيقولون بأجمعهم نسألك الرضا فيشهدهم على الرضا ثم يسألونه حتى تنتهي نهية كل عبد منهم ثم يسعى عليهم بما لا عين رأت ولا أذن سمعت ولا خطر على قلب بشر ثم يرتفع الرب عن كرسيه إلى عرشه ويرتفع أهل الغرف إلى غرفهم وهي غرفة من لؤلؤة بيضاء أو زبرجدة خضراء أو ياقوتة حمراء ليس فيها قصم ولا وصم مطردة فيها أنهارها متدلية فيها ثمارها فيها أزواجها وخدمها ومساكنها فليس أهل الجنة إلى شيء أشوق منهم إلى يوم الجمعة ليزدادوا قربا من الله ورضوانا
75. Сообщил нам Хишам бин Халид: сообщил нам Мухаммад бин Шуайб бин Шабур: поведал нам Умар бин Абдуллах – вольноотпущенник Гуфары, сказавший слышал я Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сказавшего что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пришёл ко мне Джабраиль, а в руках у него было нечто подобное белому зеркалу, на котором была чёрная точка. Я сказал: «Что это, о Джабраиль?». Джабраиль сказал: «Это пятница. Послал меня с ней твой Господь. Она станет праздником для тебя и твоей общины после тебя». Я сказал: «Что нам в ней?». Джабраиль сказал: «Вам в ней много блага. Вы последние и опередившие в Судный День. В ней есть час, о коем не прекращает молить раб. Чтобы не попросили в него Аллаха, он дарует это. Я сказал: «А что это за чёрная точка?». Джабраиль сказал: «Это час, который будет в день пятницы, который господин всех дней. Мы называем его: «День добавки». Я сказал: «А что за добавка, о Джабраиль?». Джабраиль сказал: «Это потому что есть в Раю благоухающая долина из белого мускуса. И когда будет день пятницы, в него в отличии от других дней низойдёт Господь, Благословен Он и Возвышен, с Трона на Престол. Престол будут окружать минбары из света, на которых будут восседать пророки. По краям минбаров будут стоять стулья из золота, на которых будут восседать праведники и мученики за веру. Обитатели комнат также выйдут из них, и усядутся на холмы из мускуса, но не увидят они что обладатели минбаров и стульев более почётны в собрании. Затем обратится к ним Обладатель Величия и Почёта (Всевышний Аллах), и скажет: «Просите». Скажут они все: «Просим Тебя о довольстве». И увидят они довольство. И затем будут они просить покуда не кончаться просьбы каждого из рабов. А потом они устремятся к тому что не видели ни одни глаза, не слышали ни одни уши, и не может вообразить себе сердце человека. После этого поднимется господь с Престола на Трон, и поднимутся обитатели комнат в комнаты, а комнаты эти из белого жемчуга, зелёного сапфира и красного рубина, в коем нет ни червоточинки, ни изъяна. В них будут течь реки и расти плоды, у них будут жёны. Слуги и домочадцы. И не будет обитателей Рая беспокоить ничто. И так до дня пятницы, где будет добавка близости к Аллаху и довольства»[199].
حدثنا عثمان بن أبي شيبة حدثنا جرير عن ليث عن عثمان ابن أبي حميد عن أنس رضي الله عنه قال سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم قال أتاني جبريل في كفه كالمرآة البيضاء فيها كالنكتة السوداء فقلت ما هذا الذي في يدك قال الجمعة قلت وما الجمعة قال لكم فيها خير وهو عندنا سيد الأيام ونحن نسميه يوم القيامة المزيد قلت ولم ذاك قال لأن الرب تبارك وتعالى اتخذ في الجنة واديا أفيح من مسك أبيض فإذا كان يوم الجمعة ينزل على كرسيه من عليين أو نزل من عليين على كرسيه ثم حف الكرسي بمنابر من ذهب مكللة بالجوهر ثم يجيء النبيون حتى يجلسوا على تلك المنابر ثم ينزل أهل الغرف حتى يجلسوا على ذلك الكثيب ثم يتجلى لهم ربهم فيقول أنا الذي صدقتكم وعدي وأتممت عليكم نعمتي وهذا محل كرامتي فسلوني وساق عثمان بن أبي شيبة الحديث إلى قوله وذلك مقدار منصرفهم من الجمعة ثم يرتفع إلى عرشه عن كرسيه ويرتفع معه النبيون والصديقون والشهداء أو النبيون والشهداء والصديقون ويرجع أهل الغرف إلى غرفهم
76. Сообщил нам Усман бин Абу Шуайб: сообщил нам Джарир, от Лейса, от Усмана бин Абу Ахмада, от Анаса, да помилует его Аллах, сказавшего: слышал я как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пришёл ко мне Джабраиль, а в ладони его было нечто подобное белому зеркалу, на котором была чёрная точка. Я сказал Джабраилю: «Что это в твоей руке?». Джабраил сказал: «Пятница». Я сказал Джабраилю: «Что такое пятница?». Джабраил сказал: «Вам в ней благо. Она у нас господин прочих дней. Мы называем её Судный День и добавка». Я сказал Джабраилю: «И что же это?». Джабраил сказал: «Господь, Благословен Он и Возвышен, создал в Раю благоуханную долину из белого мускуса, и когда наступает День пятницы, нисходит он на Престол (Курси) из Илиййина», или «нисходит из Илиййина на Престол». Престол окружают минбары из золота, увенчанные драгоценностями. Потом придут пророки и усядутся на эти минбары. Затем выйдут обитатели комнат и усядутся на холмы. Затем придёт к ним их Господь и скажет: «Я тот, угроза которого вы сочли правдивой, и я исполнил для вас мою милость. Это место моего почтения. Просите меня…» продолжил дальше Усман бин Абу Шуайб хадис до слов: «И это то, что издержал я на вас в День пятницы. Затем поднимется Господь с Престола на Трон, и поднимутся вместе с ним пророки, праведники и мученики за веру», или «пророки, мученики за веру и праведники, а обитатели комнат вернутся в комнаты»[200].
حدثنا عبد الله بن صالح المصري قال حدثني حرملة ابن عمران عن سليمان بن حميد قال سمعت محمد بن كعب القرظي يحدث عن عمر بن عبد العزيز قال فإذا فرغ الله عز وجل من أهل الجنة والنار أقبل الله عز وجل -, فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلائِكَةُ-, فسلم على أهل الجنة في أول درجة فيردون عليه السلام قال القرظي وهذا في القرآن -,سَلامٌ قَوْلا مِن رَّبٍّ رَّحِيمٍ-, فيقول سلوني قال ففعل ذلك بهم في درجهم حتى يستوي في مجلسه ثم يأتيهم التحف من الله تحملها الملائكة إليهم 77. Сообщил нам Абдуллах бин Солих аль-Мисрий, сказавший: сообщил мне Хармала бин Имран, от Сулаймана бин Хумайда, сказавшего: слышал я от Мухаммада бин Кааба аль-Куразий, рассказывавшего от Умара бин Абдулазиза, сказавшего: «Когда закончит Аллах, Велик Он и Преславен, с обитателями Рая и Ада, то приблизится Аллах, Велик Он и Преславен, «вместе с ангелами, осененный облаками»[201]. Поприветствуют его Миром обитатели Рая на первом уровне, и ответит Аллах, Велик Он и Преславен, им Миром». Сказал аль-Куразий: «Об этом упомянуто в Коране «Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»[202]. Скажет Аллах, Велик Он и Преславен: «Просите». Сказал аль-Куразий: «И будут они просить о их степени, покуда не будет вознесена она в собрании. Затем придёт подарок от Аллаха, который принесут им ангелы»[203].
قال أبو سعيد فهذه الأحاديث قد جاءت كلها وأكثر منها في نزول الرب تبارك وتعالى في هذه المواطن وعلى تصديقها والإيمان بها أدركنا أهل الفقه والبصر من مشايخنا لا ينكرها منهم أحد ولا يمتنع من روايتها حتى ظهرت هذه العصابة فعارضت آثار رسول الله صلى الله عليه وسلم برد وتشمروا لدفعها بجد Сказал Абу Саид: Эти хадисы все полностью, или же большинство из них, о нисхождении Господа, Благословен Он и Преславен, находятся в этих источниках, на признании их правдивости и вере в них мы получали знания от проницательных учёных по фикху - наших шейхов. Не отрицал их никто и не запрещал их передачу до тех пор пока не появилась эта банда, и не отвергла хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не принялась с усердием отвергать их.
فقالوا كيف نزوله هذا Они говорят: «Каковы форма и образ этого нисхождения?»
قلنا لم نكلف معرفة كيفية نزوله في ديننا ولا تعقله قلوبنا وليس كمثله شيء من خلقه فنشبه منه فعلا أو صفة بفعالهم وصفتهم ولكن ينزل بقدرته ولطف ربوبيته كيف يشاء فالكيف منه غير معقول والإيمان بقول رسول الله صلى الله عليه وسلم في نزوله واجب ولا يسأل الرب عما يفعل كيف يفعل وهم يسألون لأنه القادر على ما يشاء أن يفعله كيف Мы скажем: Не вменяется в обязанность познание формы и образа нисхождения в нашей религии, и не постигнет его разум. Всевышний Аллах не подобен ничему из творений ни действиями, ни атрибутами. Однако же нисходит Всевышний Аллах по своей Мощи и Доброте. Владычество его осуществляется так как он пожелает, а каковы её форма и образ – непостижимо разумом. Однако вера в слова посланника Аллаха, Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о нисхождении обязательна. Не спрашивают Господа о его деяниях о том, как именно он их совершает, однако же творения будут спрошены. Всевышний Аллах мощен сделать то, что пожелает, и так как пожелает. Не могут говорить слабые творения, которые не имеют мощи кроме той, что наделил их Всевышний Аллах: «Как он сделал это? Какова его мощь?».
يشاء وإنما يقال لفعل المخلوق الضعيف الذي لاقدرة له إلا ما أقدره الله تعالى عليه كيف يصنع وكيف قدر ولو قد آمنتم باستواء الرب على عرشه وارتفاعه فوق السماء السابعة بدءا إذ خلقها كإيمان المصلين به لقلنا لكم ليس نزوله من سماء إلى سماء بأشد عليه ولا بأعجب من استوائه عليها إذ خلقها بدءا فكما قدر على الأولى منهما كيف يشاء فكذلك يقدر على الأخرى كيف يشاء Если вы верите в вознесение Господа на Трон, и возвышенность Его над семью небесами, будучи отделённым от его творений, как верят в это молящиеся Господу, то мы скажем вам: А разве нисхождение с неба на небо более трудно для Всевышнего Аллаха? Это не удивительно, ибо Господь вознёсся, когда сотворил небеса изначально, и подобно как был мощен в первый раз сделать то что пожелал, также и в другой раз мощен сделать то, что пожелает.
وليس قول رسول الله صلى الله عليه وسلم في نزوله بأعجب من قول الله تبارك وتعالى -,هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللَّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلائِكَةُ-, Разве слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о нисхождении удивительнее слов Аллаха, Благословен Он и Возвышен: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним вместе с ангелами, осененный облаками?»[204].
ومن قوله -, وَجَاءَ رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا-, فكما يقدر على هذا يقدر على ذاك
И чем слова Всевышнего: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»[205]. Если Всевышний Аллах способен на это, то способен и на то.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|