Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава о нисхождении Аллаха к обитателям Рая 3 глава




Мы скажем: Эти атрибуты противоречат атрибутам Господа миров, и мы не знаем ничего с такими атрибутами помимо этой сущности, находящейся во всяком месте, нисходящую во всякую вещь. И поклонение ваше вашему божеству отлично в основе от поклонения Аллаху, и путь ваш в поклонении ему занимает наихудшее положение по сравнению с поклонением истуканам, поклонению солнцу и луне, ибо все эти сущности есть создания Творца, а вы же поклоняетесь сущности, которая не была сотворена вовсе.

 

لأن الكلمة قد اتفقت من الخلق كلهم أن الشيء لا يكون إلا بحد وصفة وأن شيء ليس له حد ولا صفة

Слова, на которых вы сошлись относительно Творца – это то, что это сущность, не имеющая границ и атрибутов, то есть суть ничто – без границ, без атрибутов.

 

فلذلك قلتم لا حد له وقد أكذبكم الله تعالى فسمى نفسه أكبر الأشياء وأعظم الأشياء وخلاق الأشياء قال تعالى -,قُلْ أَيُّ شَيْءٍ أَكْبَرُ شَهَادَةً قُلِ اللَّهِ شَهِيدٌ بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ-,

И так вы говорите: нет у Него границ. Но уличил вас во лжи Всевышний Аллах, именовавший себя величайшей из сущностей, величественной из сущностей, и Творцом всех сущностей. Сказал Всевышний: «Скажи: «Чье свидетельство является самым важным?». Скажи: «Аллах — Свидетель между мною и вами»[210].

 

وقال -,كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلاَّ وَجْهَهُ-, فهو سمى نفسه أكبر الأشياء وأعظم الأشياء وخلاق الأشياء وله حد وهو يعلمه لا غيره

И сказал Всевышний: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика»[211] - назвал Всевышний сам себя величайшей из сущностей, величественной из сущностей, и Творцом всех сущностей, и у него есть граница, которую знает он, но не другие.

 

 

حدثنا الحسن بن الصباح البزاز البغدادي حدثنا علي بن الحسن بن شقيق عن ابن المبارك أنه سئل بم نعرف ربنا قال بأنه فوق العرش فوق السماء السابعة على العرش بائن من خلقه قال قلت بحد قال فبأي شيء

78. Сообщил нам Хасан бин Саббах аль-Баззар Багдади: сообщил нам Али бин Хасан бин Шакик, от ибн Мубарака, что был спрошен он: «Что ты знаешь о нашем Господе?». Сказал ибн Мубарак: «Что Он над Троном, над семью небесами на Троне, отделённый от творений». Я сказал: «Посредством границы?». Сказал ибн Мубарак: «А посредством чего же ещё?»[212].

 

قال أبو سعيد رحمه الله والحجة لقول ابن المبارك رحمه الله قول الله تبارك وتعالى -,وَتَرَى الْمَلائِكَةَ حَافِّينَ مِنْ حَوْلِ الْعَرْشِ-,

Сказал Абу Саид: довод на слова ибн Мубарака, да помилует его Аллах, - слова Аллаха, Благословен Он и Возвышен: «Ты увидишь ангелов, окружающих Трон»[213].

 

فلماذا يحفون حول العرش إلا لأن الله عز وجل فوقه ولو كان في كل مكان لحفوا بالأمكنة كلها لا بالعرش دونها

И зачем же они окружают Трон? Не иначе как потому что Аллах, Благословен Он и Возвышен, над ним. Ибо если был бы он во всяком месте, то и окружали бы они всякое место, а не только лишь Трон.

 

ففي هذا بيان بين للحد وأن الله فوق العرش والملائكة حوله حافون يسبحون ويقدسونه ويحمل عرشه بعضهم قال الله تعالى -,الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ-,

И в этом яснейший довод на наличие границы, и то что Аллах над Троном, а ангелы вокруг окружают его, превозносят его и святят его имя, и несут Трон некоторые из них, как сказал Всевышний: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа»[214].

 

قال أبو سعيد رحمه الله سمعت محتجا يحتج عنهم في إنكارهم الحد والنزول وفي قولهم هو في كل مكان بحديث أربعة أملاك التقوا أحدهم جاء من المشرق والآخر من المغرب والثالث من السماء والرابع من الأرض فقالوا أربعتهم جئنا من عند الله

Сказал Абу Саид: Я слышал что аргументируют они в отрицании границы и нисхождения, и в их словах «Он во всяком месте» хадисом: «Четыре ангела покаяния: один с востока, другой с запада, третий с небес и четвёртый – из земли, но говорят они все: «Пришли мы от Аллаха»[215].

 

فقلت إن أفلس الناس من الحديث وأفقرهم فيه الذي لا يجد من الحديث ما يدفع به تلك الأحاديث الصحيحة المشهورة في تلك الأبواب إلا هذا الحديث وهو أيضا من الحديث أفلس لأن هذا الحديث لو صح كان عليه لا له

Сказал: Они вводят в смущение людей этим хадисом и запутывают им те, которые не могут найти хадис для того, чтобы отвергнуть этот, хотя известных и достоверных хадисов в этой теме много. Приводимый же ими хадис – хадис вводящий в заблуждение, и даже если бы и был он достоверным, то он не в пользу джахмитов, а против них.

 

فالحمد لله إذ ألجأتهم الضرورة إلى هذا وما أشبهه لأنهم لو وجدوا حديثا منصوصا في دعواهم لاحتجوا به لا بهذا ولكن حين أيسوا من ذلك وأعياهم طلبه تعلقوا بهذا الحديث المشتبه على جهال الناس ليروجوا بسببه عليهم أغلوطة وسنبين لهم ما اشتبه عليهم من هذا الحديث إن شاء الله حتى يعلموا أنه عليهم لا لهم

Хвала Аллаху, что сделали они необходимость в этом и подобном этому. Поистине, если они обнаруживают хадис, предписывающий нечто в поддержку их призыва, то они нуждаются в этом, что утешительно само по себе. Они представляют этот хадис с неясным смыслом невежественным людям, ввергая их по причине него в ошибки. Мы разъясним вам этот хадис, и вы, если пожелает Аллах, поймёте, что он не в их пользу, а против них.

 

قلنا هذا الحديث لو صح لكان معناه مفهوما معقولا لا لبس له أنهم جاءوا كلهم من عند الله كما قالوا لأن الله تعالى على عرشه فوق سمواته وسمواته فوق أرضه كالقبة وكما وصف رسول الله صلى الله عليه وسلم فهو ينزل ملائكة من عنده بالمشرق وملائكة بالمغرب وملائكة إلى تخوم الأرض للأمر من أموره ولرحمته ولعذابه ولما يشاء من أموره

Мы скажем: Даже если бы этот хадис был достоверен, смысл его понятен и осознаваем разумом, и в нём нет проблемы, ибо приходят все ангелы от Аллаха. Как и было сказано: Всевышний Аллах на Троне, поверх небес, а небеса поверх земли подобно своду, как и описал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он ниспосылает ангелов от себя с востока, и ангелов с запада, и ангелов с земли, дабы исполнить его веление, нести наказание или милость, и то что он пожелает.

 

فلو أنزل أحد هؤلاء الأربعة بالمشرق والثاني بالمغرب والثالث أنزله من السماء إلى تخوم الأرض للأمر من أموره ثم عرجوا منها والتقوا جميعا في ملتقى من الأرض مع رابع نزل من ملتقاهم من السماء فسئلوا جميعا من أين جاءوا فقالوا جميعا جئنا من عند الله لكان المعنى فيه صحيحا على مذهبنا لا على مذهبكم لأن كلا بعثهم الله تعالى من السماء وكلا نزلوا من عنده في مواطن مختلفة ولو نزل مائة ألف ملك في مائة ألف مكان من الأرض لجاءوا من عند الله

Если бы был ниспослан один из этих четырёх ангелов с востока, второй с запада, третий ниспослан с небес на земную поверхность для исполнения велений, а затем забран с неё, и все бы они собрались вместе, и с ними те что ниспосланы с небес, то будь они спрошены: «От куда вы пришли?», то сказали бы они все: «Мы пришли от Аллаха». Смысл этого хадиса верен по нашему масхабу. Все они посланы Аллахом с небес, и все низошли от него на свои места пребывания, пусть бы даже был ниспослан миллион разных ангелов в миллион разных мест земли, то все бы они пришли от Аллаха.

 

الله وإنما قيل من عند الله لأن الله تبارك وتعالى فوق السماء والملائكة في السموات وبعضهم حافون بعرشه فهم أقرب إلى عرش الرحمن من أهل الأرض

Если же будет сказано: от Аллаха, то Аллах, Благословен он и Преславен, над небесами, а ангелы в небесах, окружают Трон, и они ближе к Трону Милостивого чем обитатели земли.

 

ومما يبين ذلك قوله تعالى -,إِنَّ الَّذِينَ عِندَ رَبِّكَ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ-,

И разъясняют это слова Всевышнего: «Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц»[216].

 

ففي هذه الآية بيان لتحقيق ما ادعينا للحد فإنه فوق العرش بائن من خلقه ولإبطال دعوى الذين ادعوا أن الله في كل مكان لأنه لو كان في كل مكان ما كان لخصوص الملائكة -,عِندَ رَبِّكَ لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ-, معنى

В этом айате истинное разъяснение того, что касается границы, и того что Аллах над Троном, отделённый от творений, а также обличение ложью тех, кто заявляет «Аллах во всяком месте». Ибо если бы был он во всяком месте, то чем бы были заняты ангелы, которые «находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему» [217].

 

بل كانت الملائكة والجن والإنس وسائر الخلق كلهم عند ربك في دعواهم بمنزلة واحدة إذ لو كان في كل مكان إذا لذهب معنى قوله -, لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ-, لأن أكثر أهل الأرض من الجن والإنس من يستكبر عن عبادته ولا يسجد له ولكن خص الله بهذه الصفة الملائكة الذين هم عنده في السموات

Напротив – получается что ангелы, джинны, люди и прочие творения – все они у Господа, соответственно призыву джахмитов, и находятся в одном месте, если Господь пребывает по утверждению их во всяком месте. Однако же по смыслу этого айата «не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц»[218] большинство обитателей земли из джиннов и людей превозносятся над поклонением и не славословят Господа, и не падают перед ним ниц, но однако этим атрибутом выделил Аллах ангелов, которые находятся возле него в небесах.

 

فأوطئوا بهذه الآية وأقرعوا بها رؤوسهم عند دعواهم أن الله في كل مكان فإنها آخذة بحلوقهم لا مفر لهم منها إلا بجحود

Однако же сообразно этому айату, и утверждениям главарей джахмитов о том что Аллах во всяком месте, получается что Господа окружают творения, от которых не приходит Ему ничего кроме отрицания.

 

فإن أقروا أنهم من الملائكة الذين عنده دون سواهم فقد أصابوا ما أراد الله ونقضوا قولهم أن الله في كل مكان وأقروا له بالحد وأنه فوق السموات والملائكة عنده -, لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ-,

Утверждение о том что возле Всевышнего Аллаха находятся ангелы, и нет иных творений, как и пожелал того Аллах, делает недействительным их утверждение «Аллах во всяком месте», и утверждает наличие у Аллаха границы, и то что находится он над небесами, а ангелы рядом с ним «не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц»[219].

 

وإن لم يقروا به كانوا بذلك جاحدين لتنزيل الله تعالى ويلزمهم في دعواهم أن يشهدوا لجميع عبدة الأوثان وعبدة الشمس والقمر والجن والإنس وكفرة أهل الكتابين والمجوس أنهم كلهم عند ربك -, لاَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ-, لأن الله تعالى قد أخبر أن الذين عنده كذلك صفاتهم

А если же они не заявляют об этом, и тем самым отрицают нисхождение Всевышнего Аллаха, то следует им засвидетельствовать в их призыве что все идолопоклонники, поклоняющиеся солнцу и луне, джинны и люди, неверующие из людей Писания и огнепоклонники – все они «не превозносятся над поклонением Ему, славословят Ему и падают перед Ним ниц»[220], ибо Аллах сообщил об этом, что относится это к атрибутам его приближённых.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...