Требования по технологичности, предъявляемые к конструкции деталей самолетостроительного производства
При проработке конструкторской документации на технологичность необходимо учитывать следующее: Технические возможности имеющегося в цехе оборудования (станки, прессы, печи, ПСО, ванны, стенды), должны обеспечивать изготовление конкретных деталей: 1. по габаритным размерам; 2. по производительности; 3. по точности (степени износа оборудования); 4. по безопасности выполнения работ; 5. по грузоподъемности (для подъемно-транспортного оборудования); 6. по техническим характеристикам. 7. В целях сокращения номенклатуры применяемого режущего инструмента: 8. для фрезеруемых деталей радиусы переходов от полотен к ребрам и стенкам, как на виде в плане, так и по сечениям должны быть унифицированными (одинаковыми); 9. диаметры гладких и резьбовых отверстий должны быть равны целым числам, а не дробным (в т.ч. и по технологическим отверстиям); 10. для деталей типа тел вращения радиусы переходов от одного диаметра к другому должны быть унифицированными; 11. радиусы острых кромок по деталям гидро-пневмотопливных систем (по канавкам для уплотнительных колец) должны быть не 0,1 мм, а 0,15 мм, что позволяет с большей точностью произвести их замеры по отпечаткам на микроскопе.
В целях сокращения объема слесарнозачистных работ на фрезеруемых деталях: 1. шероховатость поверхностей деталей из высокопрочных сплавов (мат. В93пч, В95пч, 30ХГСНА, титановые сплавы и их модификации) должна быть , по радиусам меньше 30 мм - ; по отверстиям Æ менее 30 мм , более 30 мм ; 2. шероховатость поверхностей деталей из всех других сплавов - кроме отверстий IТ6 - IТ7 классов точности; 3. в чертежах фрезеруемых деталей должно быть разрешение на ступеньки от прохода фрезы, недоводы до полотен, ребер по радиусам.
Допуски на наружные и внутренние контуры поверхностей фрезеруемых деталей (особенно по т.к.) должны быть не менее ± 0,3 мм. По клеймению и маркировке: 1. клеймение на бирках на особоответственных деталях нежелательно, надо клеймить на деталях, на деталях из алюминиевых сплавов и сталей клеймить ударно, на деталях из титана – эл.хим.клеймением и электрографическое нанесение информации; 2. клеймение и маркирование деталей мастичными клеймами по ОПИ-63 доп.2 не выполнимо, из-за потери информации при покрытии и нетехнологичности этого способа. Клеймить и маркировать необходимо либо ударно на детали, либо на технологическом припуске с переносом информации на деталь после покрытия. По отверстиям и поверхностям IT6 – 7 квалитетов точности: 1. экономически целесообразные; 2. технические возможности: 3. межосевые расстояния должны быть с допуском не менее ± 0,1 мм; 4. на деталях из алюминиевых сплавов пазы должны быть не точнее IT9; 5. криволинейные (радиусные) пазы на деталях из любых сплавов не технологичны; 6. шлифованием возможно получение поверхностей IT6 – 9 с шероховатостью ; 7. хонингованием возможно получение поверхностей IT6 – 9 с шероховатостью ; 8. внутреннее круглое шлифование возможно на длине не более 600 мм, при min Æ отверстий 70 – 80 мм. При больших длинах отверстий есть опыт шлифования отверстий с двух сторон, но при этом образуется ступенька, которая не выводится хонингованием; 9. глухие отверстия не технологичны при обработке, необходимо предусматривать (у дна или бортика отверстия) место выхода инструмента-резца, шлифовального круга, хона не менее 5 – 15 мм; 10. в деталях при сверлении под углом отверстий малого диаметра (менее 3 мм) в деталях из титанового сплава, а также закаленных сталей даже по кондуктору происходит увод и поломка сверла, поэтому необходимо засверливать отверстие предварительно по нормали и поверхности – по 182АТ – о чем должна быть оговорка в чертеже детали.
Крупногабаритные детали каркаса типа колец сложного профиля из штамповок, поковок и литья с Æ меньшим 2000 мм целесообразно обрабатывать на лобо-токарных станках, более 2000 мм – на токарно-карусельных станках. Шестерни 6, 7 степени точности необходимо шлифовать на зубошлифовальных станках, 8 степени точности – строгать на зубострогальных станках без последующей шлифовки. Для изготовления деталей типа тел вращения с поверхностями IT6 – IT9 классов точности (штоки, поршни, винты винтовых механизмов и т.д.), с высокими требованиями по взаимному расположению поверхностей (не параллельность, не перпендикулярность, несоосность и т.д.) в чертежах деталей необходимо иметь центровые отверстия. При возможности выполнения центров в теле детали, необходимо оставлять технологические центры, для чего в заготовке надо иметь припуски. При этом центровые отверстия после термообработки необходимо калибровать для использования их при шлифовании. При фрезеровании концевыми фрезами необходимо учитывать следующее: 1. для уменьшения отжима инструмента соотношение диаметра и длины режущей части фрезы должно быть не более 1: 3. Например – диаметр фрезы 30 мм. Длина режущей части должна быть не более 90 мм; 2. соответственно при проработке чертежей необходимо учитывать радиуса на виде в плане и высоту ребер в данном месте. При невыдерживании вышеуказанного соотношения, необходимо в чертеже детали менять либо радиусы, либо высоту ребер. 3. В целях устранения появления хлопунов (деформации полотен деталей в процессе развертывания или виброобработки) размеры полотен-окон деталей должны быть примерно следующие: 4. при толщине полотен 1,5 – 2,0 мм 150 ´ 150 мм; 5. при толщине полотен 2,0 – 4,0 мм 200 ´ 200 мм; 6. при толщине полотен 5,0 – 8,0 мм 250 ´ 250 мм; 7. при толщине полотен 8,0 – 12,0 мм 300 ´ 300 мм. При конструктивной необходимости иметь большие размеры полотен деталей при меньшей толщине полотна, в чертеж детали необходимо ввести усиливающий элемент полотна: либо ребро высотой 5 – 10 мм, либо отверстие с окантовкой. По деталям, проходящим поверхностное упрочнение, необходимо учитывать следующее:
1. детали, как правило, деформируются после упрочнения, следовательно, до упрочнения нельзя разделывать окончательно классные отверстия, пазы, окна с жестким допуском на межосевые расстояния; 2. детали, имеющие тонкие (1 – 3 мм) ребра, стенки, хвостовики, язычки не должны упрочняться вибронаклепом, либо в чертеже детали должно быть разрешение на неупрочнение этого места с изоляцией его в процессе упрочнения; 3. детали типа тел вращения, подвергаемые упрочнению обкаткой, раскаткой, алмазным выглаживанием, должны быть достаточно жесткими.
1.6 ПРИПУСКИ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ОБРАБОТКУ. План: 1.6.1 Понятие о припуске. Факторы, влияющие на размер припуска. Влияние величины припуска на экономичность технологического процесса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|