17) Основные психологические новообразования младшего школьного возроста.
17) Основные психологические новообразования младшего школьного возроста. Основным новообразованием является произвольность психической деятельности. Появяется: · Внутренний план дейстий · Аналитические способности · рефлексия
Аналитические способности - формируются на основе интеллектуализации познавательной деятельности. Развиваются на основе умения дефференцировать воспринимаемые объекты. Рефлексия - умение думать о себе, своих мыслях и действиях. На этой основе формируется внутренний мир, теперь ребёнок может оценивать не только другого, но и проанализировать свои поступки.
18) Внимание. Виды, свойства внимания. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Виды: · Непроизвольное внимание - оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. · приизвольное внимание - вызывается усилием воли, сопровождается напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение
Свойства внимания: 1. Устойчивость 2. Переключение 3. Распределение
19) Особенности внимания младших школьников, возможности развития. Особенности внимания в младшем школьном возрасте заключаются: · в переходе от непроизвольных форм к произвольным. · возможности произвольного внимания ростут, может концентрироватся 20-25 мин. · в 1 классе основным всё ещё остаётся непроизвольное внимание
Рассеянность: В младшем школьном возрасте является возростной нормой. Высокорассеянными могут быть: · СДВГ (гиперактивность) · ЗПР (задерджка психического развития)
· астеничные дети (храническая усталость)
Для развития могут быть использованы: · Четкая и стереотипная организация учебной деятельности · Научение ребёнка определённым образцам · Введение внешних средств концентрации
20) Восприятие. Свойства восприятия. Восприятие - это целостность отражения предметов и явлений окружающего мира в совакупности из свойств и частей при непосредственном воздействии разрушителей на органы чувств. Восприятие: · результат деятельности систем анализаторов · фзеологической основой является условно-рефлекторная деятельность · избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности
Восприятие состоит из 3х объектов: 1) Выделение наиболее характерных для предмета свойств и явлений - информативных точек 2) Составление, на основании информативных точек, устойчивых образов - сенсорных эталонов 3) Соотнесение сенсорных эталонов с предметами окружающего мира
Свойства восприятия: · Предметность - вырвжается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру · Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений, мы воспринимаем обобщённую структуру · Осмысленность - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета · Целостность - восприятие есть всегда целостный образ предмета · Константность - благодар ей вопринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, виличине. · Избирательность - приявляется в выделении обних объектов по сравнению с другими
21) Особенности восприятия младших школьников, действия восприятия, их становление в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте. Условия развития наблюдательности. К 7 годам у детей восприятие ещё не достаточно высоко и дефференцированно. Не сформированна в полном объёме способность к выделению значимых качеств, на основе которой формируется умение классифицировать.
Чаще всего дети делают ошибки при восприятии в силу 3х причин: 1. Когда восприятие объектов и предметов направленное на узнование 2. Когда действия восприятия носят внешний характер 3. Потому что не сформированны основные понятия
Наблюдательность - это способность детально видеть предмет, явление. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами.
Условия формирования наблюдательности: 1. Формирование информативных точек, сенсорных эталонов и умение находить их в окружающей среде. 2. Необходима установка на внимательное восприятие. 3. Необходимы тренировки внимательности 4. Обогащение словоря, т. к. мл. шк. при описании предмета использует ограниченнопе колличество слолв. 5. Тренировка операций сравнения. 22) Мышление. Операции мышления, виды. Возростная динамика мышления. Мышление - это самый сложный познавательный процесс, связанный с речью, представляет собой опосредованное и обобщённое отражение отражение окружающей действительности в ходе её анализа и ситнеза.
Формы мышления: 1. Понятие - это мысль отражающая общие существенные признаки предметов и явлений. 2. Суждение - это мысль, отражающая связи между предметами и явлениями их свойствами и признаками. Связ между понятиями 3. Умозаключение - это связь между разными мыслями / суждениями, в результате которой возникает новая мысль.
Операции мышления: · анализ · синтез · сравнение · абстрагирование · обобщение · конкретизация · сериация · транзитивность Сериация - умение распологать набор элементов, в соответствии имеющихся у них звязей. Транзетивность - формируется на основе сериации - это умение переносить связь между элементами на другую группу
Виды мышления: 1) Наглядно - действенное мышление - (формируется в 2, 5 - 3 года, остаётся ведущим до 4-5 лет) Основные характеристики: · базируется на восприятии · неразрывная связь мышления с практическим действиями · носит внешний характер
Приобретаемые умения: · удерживать предмет и манипулировать им · начинает анализировать и сравнивать предметы только в наглядно действенном плане: соотносить по цвету, размеру, форме · действия моделирования · полезные любые практические действия 2) Наглядно-образное мышление - (появляется с 3, 5 до 4 лет, и является ведущим до 6-7 лет) Основные характеристики: · базируется на восприятии и наглядно-действенном мышлении · необратимо · на начальных этапах связь с практическими действиями сохраняется но не такая тесная · может мыслить ярко и чётко Приобретаемые умения: · ребёнок может выполнять задания с опорой на образ предмета · умение выделять свойства предвета и главные и второстепенные · умеют классифицировать знакомые предметы, но испытывают трудности на этапе обобщения · формируется умение понимать иносказательный смысел 3) Наглядно-схематическое мышление - ( формируется в 5 - 5, 5 лет, является ведущим до 6-7 лет) Основные характеристики: · базируется на наглядно-образном мышллении · в некоторых простых для ребёнка ситуациях может быть обратимым · ребёнок способен из всех свойств предмета выделять главное Приобретаемые умения: · обобщать в процессе классифицирования · умеет называть главное и второстепенное · умеет работать с наглядностью в виде схем 4) Словестно-логическое - (формируется с 5, 5 - 6 лет, становится ведущим с 8 лет) Основные характеристики: · мышление освобождается от влияния восприятия · переходит во внётренний план, т. е. становится обратимым · формируются все операции мышления · возврат к внешнему плану в случае затруднения Приобретаемые умения: · выводить понятие на основе его описания · мыслить во внутреннем плане.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|