23) Особенности мышления младших школьников (виды мышления, становление операций мышления).
23) Особенности мышления младших школьников (виды мышления, становление операций мышления). К старшему дошкольному возросту у ребёнка в той или иной степени развиты все виды мышления. · Успешность ребёнка в предметной деятельности (игры со спичками, апликации, лепка из пластелина), свидетельствует о развитом наглядно-действенном мышлении · Успешность ребёнка в работе с картинками и с изображением этих картинок говорить о развитии наглядно-образного мышления · Взрослые должны обращать внимание на умение говорить, подбирать точные слова отражающие мысль, на умение понимать словестное написание пребмета - это говорит о развитии словестно логического мышления В младшем школьном возрасте происходит перелом в развитии мышления. Мышление становится обстрагированным и интеллектуалтзованным.
24) Соотношение понятий " язык", " речь". Виды речи. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Речь – процесс общения с помощью языка. Виды: 1) внешняя (говорение) 2) внутренняя (размышление) 3) устная 4) письменная 5) экспрессивная (отдельно выделяют для детей, речь, которую человек использует для выражения своих мыслей в эмоционально значимых ситуациях). С 7 до 11 лет речь ребёнка активно развивается, при чём развитие приобретает характер целенаправленной деятельности. Свойства речи: 1) содержательность 2) понятность 3) выразительность 4) действенность. 25) Память. Процессы памяти, виды. Процессы памяти: · Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
· Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. · Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека. · Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного.
Память – это психический процесс запоминания, сохранения и забывания информации. Виды: 1) кратковременная 2) долговременная I от характера и цели деятельности: 1) произвольная 2) непроизвольная II по степени осмысленности: 1) логическая 2) механическая III в зависимости от психической активности человека и содержания деятельности: 1) двигательная 2) эмоциональная 3) образная 4) слуховая 5) зрительная IV по времени хранения: 1) кратковременная 2) оперативная 3) долговременная V по наличию/отсутствию смециальных монемических приёмов: 1) непосредственная (без приёмов) 2) опосредованная.
26) Особенности памяти младших школьников. В начале обучения память школьника – память дошкольника. По высказыванию Блонского дети сначала запоминают, а потом анализируют, то есть память является основой мышления. Её продуктивность характеризуется интересом информации для ребёнка и уровнем её понимания. Исследования показывают, что в среднем в первом классе продуктивнее непроизвольная память, непосредственное запоминание. Так как у многих ещё нет приёмов осмысленного материала, умения опосредовать и мыслительная деятельность очень развёрнута. Со второго класса продуктивность осмысленного и опосредованного запоминания возрастает, с этого возраста полезно делать акцент не на «запомнить», а на «понят». Хорошую память характеризуют большой объём, длительный срок хранения информации, быстрота и точность воспроизведения.
27) Особенности формирования представлений в младшем школьном возрасте. Представление – это процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе прошлого опыта. Представления мл. шк. перестают основываться только на воссоздающих (репродуктивных) образов (образ, механически вопроизводимый в памяти). Представления становится продуктивными, то есть шк. может воспроизвести образ предмета, не воспринимаемого в данный момнт в контексте новых условий с учётом основных свойств предмета. Представления активно развиваются благодаря развитию воображения и возможностям мышления и памяти.
28) Воображение. Функции воображения, приёмы, виды. Воображение – познавательный психический процесс, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. Функции: 1) целеполагание 2) произвольно представлять действия в образах и решать на их основе задачи 3) благодаря воображению человек может регулировать свои эмоцональные состояния 4) иногда помогает влиять на соматическое состояние 5) позволяет произвольно регулировать прознавательные процессы, может случить началом деятельности и удерживать от неё 6) благодаря воображению ребёнок способен к формированию внутреннего плана действий, составлть программы действий и оценки её правильности. Приёмы: 1) агглютинация (кентавр, сфинкс) 2) гиперболизация 3) схематизация 4) типизация 5) заострение Виды: 1) репродуктивное (действительность воссоздаётся в точном соответствии с реальностью; в мл шк возрасте упражняется активностью в ходе учебной деятельности) 2) продуктивное (творческое, создание субъективно-объективно новых образов на основе опыта) 3) активное 4) пассивное.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|