Установление последовательности и содержания сборочных операций и составление схем сборки
После тщательного изучения конструкции и работы как всей машины, так и отдельных ее агрегатов и сборочных единиц, анализа технических условий на их изготовление и сборку на основе знания условий конкретного производства приступают к разбивке изделия на составные части. При выполнении этой работы целесообразно исходить из следующих принципов: сборочная единица не должна расчленяться как в процессе сборки, так и в процессе дальнейшей транспортировки и монтажа; габаритные размеры сборочных единиц должны устанавливаться исходя из необходимости обеспечения возможности их сборки и с учетом наличия технических средств их транспортировки; сборочным операциям должны предшествовать подготовительные и пригоночные работы, связанные срезанием металла, которые сводятся в отдельные операции и должны производиться на специальном рабочем месте или даже в механическом цехе на станках; сборочная единица не должна состоять из большого числа деталей и сопряжений; в то же время излишнее "дробление" машины на сборочные единицы нерационально, так как это усложняет процесс комплектования при сборке, создает дополнительные трудности в организации сборочных работ; большинство деталей машин должно войти в те или иные сборочные единицы с тем, чтобы сократить число отдельных деталей, подаваемых непосредственно на сборку; исключение составляют базовые детали, а также некоторые детали крепления; изделие следует расчленить таким образом, чтобы конструктивные условия позволяли осуществлять сборку наибольшего числа сборочных единиц независимо одну от другой и без ущерба для эксплуатации машины; такое расчленение обеспечит и лучшую ремонтопригодность изделий.
Трудоемкость сборки большинства сборочных единиц должна быть приблизительно одинакова.
Выше горизонтальной линии показываются в порядке последовательности сборки прямоугольники, условно обозначающие детали, а ниже - прямоугольники, условно изображающие сборочные единицы. Для каждой сборочной единицы первого и более высоких порядков могут быть построены аналогичные схемы (рисунок 5.13). Технологическая схема сборки является основой для проектирования технологического процесса сборки. При сборке сложного изделия иногда бывает целесообразно сначала разработать общую схему сборки изделия и после этого - схемы узловых сборок (т.е. сборки соединений 1-го, 2-го и более высоких порядков). Учитывая, что некоторые крупные изделия транспортируются к заказчику в разобранном виде, при разработке технологической схемы сборки таких изделий одновременно составляется и схема их демонтажа.
После разработки схем сборки устанавливается состав необходимых сборочных, регулировочных, пригоночных, подготовительных и контрольных работ и определяется содержание технологических операций и переходов. В условиях единичного производства ограничиваются разработкой маршрутных технологических карт и в работе в значительной мере руководствуются технологическими схемами сборки. Сборка выполняется высококвалифицированными рабочими, которые сами выбирают приемы сборочных работ, пользуясь чертежом изделия. При этом широко применяются пригоночные работы. В тяжелом машиностроении при единичном производстве основными технологическими документами часто служат схемы общей сборки изделия и схемы узловых сборок, в которых указываются: трудоемкость работы, вид оснастки, цех, из которого поступают детали и т.п. При этом на выполнение отдельных ответственных операций (запрессовка крупных деталей, испытания и т. п.) составляются типовые инструкции. В работе широко используются универсальное сборочное оборудование и инструменты. В серийном производстве разрабатываются маршрутно-операционные и операционные технологические карты и при необходимости выпускаются технологические инструкции, комплектовочные карты, ведомость оснастки и другие документы. Процесс сборки расчленения на общую сборку и сбору узлов, а также на технологические операции и переходы, а в крупносерийном производстве - и на приемы. Доля пригоночных работ сокращается за счет широкого применения регулировки размеров с помощью разнообразных компенсаторов, а в крупносерийном производстве - применения селективной сборки и методов неполной взаимозаменяемости. При формировании технологической операции в ее состав по возможности включаются однородные работы, что способствует специализации сборщиков и повышению производительности их труда. В целях синхронизации операций, необходимой для организации поточной сборки и крайне желательной при всех Формах ее организации, состав технологической операции устанавливается с учетом трудоемкости отдельных элементов сборочных работ. При трудоемкости операции, превышающей установленный такт сборки, операция дополнительно расчленяется и из ее состава выделяются отдельные переходы и переносятся в другие операции, имеющие трудоемкость меньше такта сборки.
Пригоночные работы, испытания и контроль выделяются в отдельные операции сборки. При этом особое внимание должно быть уделено анализу возможности и целесообразности перенесения максимального количества подготовительных и пригоночных работ вмеханические цехи или измерительные лаборатории, где подобные работы могут быть выполнены на станках и точных установках более производительно и качественно (например, плоское шлифование компенсирующих шайб и прокладок на требуемый размер компенсации, рассортировка деталей по размерам сборочных групп и раскладка их по соответствующим ящикам и т.п.). Механизация слесарно-сборочных работ является важнейшей проблемой проектирования технологических процессов сборки, которой должно быть уделено особое внимание. Ранее указывалось, что в различных отраслях машино- и приборостроения доля сборочных работ составляет 20-45% от общей трудоемкости изготовления изделия: при этом основную часть сборочных работ составляют ручные работы. На долю ручных работ приходится более половины, а в тяжелом машиностроении - до 85% этих работ от всей трудоемкости сборки. В связи с этим одним из основных направлений совершенствования технологии сборки является проведение широкой механизации сборочных работ путем применения разнообразных сборочных приспособлений и стендов, а также механизированных универсальных, унифицированных и специальных сборочных инструментов. По своему назначению ручной механизированный инструмент подразделяется на группы; для резки металлов и подготовки кромок под сварку, сверлильный, резьбонарезной, шлифовальный, гайко-винтозавертываемый, специальный инструмент. Ручной механизированный инструмент по роду используемой энергии может быть электрическим, пневматическим, гидравлическим.
Электрифицированные инструменты разделяются на два типа: с вращательным движением рабочего органа (электродрели, шлифовальные машины, злектрогайковерты); с возвратно-поступательным движением рабочего органа (электронапильники, электромолотки). Пневматические инструменты разделяются на три типа: с вращательным движением рабочего органа; ударного действия; давящего действия. Сборочные приспособления по типу привода подразделяются на механические, гидравлические, пневматические и пневмогидравлические. В зависимости от назначения приспособления можно разделить на группы: приспособления зажимы, установочные, рабочие (используемые для вальцевания, запрессовки, установки и снятия пружин и т.д.). Эффективным путем сокращения времени ТПП является применение технологической оснастки, созданной на основе агрегатирования сборочного оборудования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|