ОПК-1. Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
Знать:
- стилистическую дифференциацию русского языка и сферы общения;
- специфику деловой речи вустной и письменной формах ее существования;
- этические и коммуникативные нормы делового этикета;
- принципы деловой коммуникации.
Уметь:
- характеризовать речевую ситуацию и ее составляющие, ориентироваться в различных речевых ситуациях,
- применять правила и нормы речевого этикета в профессиональном общении;
- правильно и целесообразно пользоваться средствами языка в профессиональном общении;
- эффективно взаимодействовать с деловым партнером.
Владеть:
- навыками организации и координации речевого взаимодействия в разных ситуациях делового общения;
- технологиями эффективной речевой коммуникации в деловом общении;
- навыками составления и оформления текстов делового стиля, работы с деловыми документами.
- основными методами и приемами различных типов устной и письменной деловой коммуникации.
Освоено
Хорошее знание терминов и понятий по курсу
Владение нормами русского литературного языка
Владение стратегиями и тактиками делового (профессионального) общения
Умение вести коммуникацию в письменной форме в профессиональной деятельности
Умение вести коммуникацию в устной форме в профессиональной деятельности
Уверенное владение нормами делового этикета в письменной и устной форме.
зачтено
Не освоено
Неудовлетворительное знание основных терминов и понятий курса.
Недостаточное владение нормами русского литературного языка.
Незнание стратегий и тактик ведения делового общения
Неумение вести деловую коммуникацию в письменной форме.
Неумение вести деловую коммуникацию в устной форме.
Не зачтено
Типовые контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации
Коды оцениваемых компетенций
Оцениваемый показатель (ЗУВ)
Тема
Образец типового (тестового или практического) задания (вопроса)
ОПК-1. Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
Знать:
- стилистическую дифференциацию русского языка и сферы общения;
- специфику деловой речи вустной и письменной формах ее существования;
- этические и коммуникативные нормы делового этикета;
- принципы деловой коммуникации.
Уметь:
- характеризовать речевую ситуацию и ее составляющие, ориентироваться в различных речевых ситуациях,
- применять правила и нормы речевого этикета в профессиональном общении;
- правильно и целесообразно пользоваться средствами языка в профессиональном общении;
- эффективно взаимодействовать с деловым партнером.
Владеть:
- навыками организации и координации речевого взаимодействия в разных ситуациях делового общения;
- технологиями эффективной речевой коммуникации в деловом общении;
- навыками составления и оформления текстов делового стиля, работы с деловыми документами.
- основными методами и приемами различных типов устной и письменной деловой коммуникации.
Тема 5. Функциональная дифференциация русского языка.
Тема 8. Письменная деловая коммуникация: языковые нормы и требования к оформлению документов.
Тест 1
1. Назовите стилевую черту, не характерную для официально-делового стиля?
А) лаконичность
В) стандартность
Б) безэмоциональность
Г) выразительность
2. Укажите неверно названный признак норм литературного языка:
А) обязательность
В) вариантность
Б) нормированность
Г) необязательность
3. Какой подстиль относится к официально-деловому?
А) академический
В) административно-канцелярский
В) технический
Г) научно-популярный
4. Деловое письмо относится к
А) организационно-распорядительным документам
Б) информационно-справочным документам
В) частным
Г) законодательным
5. Языковые особенности официально-делового стиля - (выберите верный вариант)
А) стилевая принадлежность
Б) следование языковым нормам
В) выбор языковых средств, присущих деловому стилю
Г) правильность речи
Тест 2
Письменная деловая речь
1. Дайте определение термину «документ».
2. Какие виды документов существуют:
а) информационные, частные
б) информационно-справочные, частные, распорядительные
в) организационно-распорядительные, информационные, справочные
г) организационно-распорядительные, информационно-справочные, частные
3. Выберите ряд, в котором верно указаныподстили официально-делового стиля.
а) канцелярский, уставный
б) дипломатический, канцелярский, технический
в) канцелярский, дипломатический, юридический
4. Дайте определение понятию «реквизит».
5. Запишите наиболее употребительные реквизиты деловых документов.
6. Выберите верно указанные реквизиты приказа.
а) адресант, наименование, дата, номер, заголовок, подпись
б) адресант, адресат, дата, номер, подпись
в) адресат, дата, номер, наименование
7. Дайте определение документу служебное письмо.
8. Выберите верную речевую формулу для текста служебного письма
а) Срочно вышлите договор
б) Просим выслать договор в максимально короткие сроки
в) Обращаются к Вам с просьбой выслать договор
9. Выберите верно указанный вид служебного письма:
Направляем на согласование договор о дальнейшем сотрудничестве. Приложение: договор на 12 л.
а) письмо-приглашение
б) письмо-подтверждение
в) сопроводительное письмо
10. Какое качество письменной деловой речи указано неверно.
а) точность, исключающая двоякое понимание текста
б) максимальная краткость, лаконизм формулировок
в) абстрактность, обобщенность изложения сведений.
Содержание самостоятельной работы студента по дисциплине
№
Наименование темы дисциплины
Вид СРС
Формы и методы контроля
Сферы, ситуации общения, социально-коммуникативные роли. Язык и речь строителя как объекты обучения\освоения в курсе русского языка
Конспектирование научной литературы по теме «Личность и общество. Функции общения»
Тест по конспекту
Контрольная работа
Собеседование
Функциональная дифференциация русского литературного языка
Составление обощающей таблицы «Функциональные стили русского языка»
Обобщающая таблица
Контрольная работа
Собеседование
Официально-деловой стиль как один из книжных стилей.
Подготовка устного сообщения на тему «Подстили и жанры официально-делового стиля»
Устное сообщение
Контрольная работа
Собеседование
Письменная деловая коммуникация: языковые нормы и требования к оформлению документов.
Конспектирование по теме «Состав и правила оформления реквизитов организационно-распорядительных документов»
Конспект
Контрольная работа
Собеседование
Устная деловая коммуникация: языковые нормы и правила деловой речи
Сообщение на тему «Особенности делового этикета». Подготовка к деловой игре «Деловые переговоры».
Деловая игра «Деловые переговоры»
Собеседование
ВОПРОСЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Тема 1. Социально-методические основы обучения профессиональному общению магистрантов технического профиля
Стиль делового общения. Искусство общения с подчиненными. Стратегия делового поведения в коллективе. Нюансы субординации. Социально-этические нормы делового стиля общения.
Тема 2. Сферы, ситуации общения, социально-коммуникативные роли. Язык и речь строителя как объекты обучения\освоения в курсе русского языка.
Функции общения. Стили, виды общения. Коммуникация, интеракция и социальная перцепция как взаимосвязанные стороны общения. Выразительные средства общения.Манеры и жесты, корректность, непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Личность и общество. Функции общения: информационная, контактная, побудительная, координационная, амотивная, коммуникативная, перцептивная.
Тема 3. Терминология как основа профессионального общения и языковое содержание обучения.
Термины как основная лексическая единица профессиональной речи. Основные способы образования терминов. Алгоритм заключения терминологического стандарта.