Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы научно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей




Основы научно-исследовательской деятельности студентов: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел I. Что такое наука?  
1. 1. Научное знание и его критерии  
1. 2. Естественное и гуманитарное научное знание  
1. 3. Структура научного знания  
1. 4. Методы теоретического познания  
1. 5. Методы эмпирического познания  
1. 6. Основные модели научного знания  
Раздел II. Организация научного исследования  
2. 1. Типы научных исследований  
2. 2. Научное исследование как процесс решения проблемы  
Раздел III. Планирование и проведение дипломного исследования  
3. 1. Выбор темы  
3. 2. Работа с литературой  
3. 3. Составление календарного плана  
3. 4. Структура дипломной работы  
3. 5. Некоторые распространенные ошибки  
Литература  

ВВЕДЕНИЕ

 

Если спросить студента, каковы его научные интересы, то, скорее всего, он назовет тему своей курсовой (дипломной) работы и будет в чем-то прав. Все студенты пишут курсовые и дипломные работы, некоторые публикуют собственные статьи, выступают с докладами на конференциях. Значит ли это, что все студенты занимаются наукой? Думается, утвердительный ответ на этот вопрос будет преувеличением, ведь научная деятельность требует соблюдения определенных правил, о которых студенты часто имеют весьма смутное представление.

Проведенный нами анализ 86 студенческих статей показал, что более трети из них, к сожалению, не могут претендовать на то, чтобы называться научными. Вот лишь некоторые отрывки, позволяющие утверждать вышесказанное (стиль и пунктуация авторов сохранены).

«…Выпуск специалистов со средним образованием предполагает высокую степень профессиональной направленности студентов на основе качественной профессиональной подготовки. Другими словами, процесс «производства» студентов ПГИИК сопряжен с его результатом: эффективный образовательный процесс способен «выдать» высокое качество «продукции» (развивающийся уровень профессиональной подготовки)…».

 «…В большинстве случаев постановку спектаклей относят к внеурочной деятельности, что неизбежно рано или поздно приводит к конфликту с урочной деятельностью, так как возникает конкуренция по времени. Данной ситуации позволяет избежать интеграция театральной деятельности в урочную, когда спектакль действительно станет делом не кучки энтузиастов, а делом всей школы. … Если поставить такую задачу, то найдутся методы безболезненного перехода от урочно-предметной школы к деятельно-ориентированной…».

 «…В независимости от того, будь – то мужчина или женщина, если индивиду свойственна, такая черта личности, как агрессивность, то в ситуациях встречи с агрессией, человек будет проявлять мотив нападения, реагировать намного острее, с больше яростью, злостью, гнев на источник агрессии или на того куда направлена агрессия, в отличие от неагрессивного индивида, что подтверждает первую гипотезу выдвинутую нами…»

«Мы можем дать несколько рекомендаций гостиницам г. Перми: …

1. Снижение налогового бремени для туристических фирм при организации местных туристических маршрутов (в следствии чего поднимутся востребованность услуг гостиниц).

2. Создать льготы при кредитовании.

3. Выделить средства на развитие регионального туризма из бюджета.

4. Привлечение инвесторов. Общее и региональное продвижение на российский и зарубежный рынок. »

 

Ненаучность и даже безграмотность данных высказываний очевидна. Однако некоторые псевдонаучные тексты вполне «презентабельны», рациональны и могут выглядеть как качественное научное исследование. На самом деле к настоящей науке они не имеют никакого отношения, и представленные в них выводы и результаты нельзя принимать всерьез.

Действительно научной является не просто «умная», грамотно написанная публикация, а публикация, отражающая результаты исследования, выполненного по определенным правилам с использованием определенных методов.

Безусловно, студенческие публикации – это лишь первый (и часто неуверенный) шаг в науку. Но если первый шаг сделан в неверном направлении, то дальнейший прогресс представляется маловероятным и даже невероятным. Таким образом, знакомство с основами научно-исследовательской деятельности самое время начинать с младших курсов обучения в вузе, пока не окрепла уверенность в том, что написанный, а тем более опубликованный текст научен по определению, пока не стало обыденной практикой выдавать псевдонаучные утверждения, часто имеющие вполне «серьезный» вид, за научные размышления.

Основной целью настоящего пособия является ознакомление студентов с технологией научно-исследовательской деятельности. Излагаются основные принципы и этапы работы над курсовой и дипломной работой, а также научной публикацией.

Первый раздел посвящен определению специфики научного знания и описанию его основных моделей. Во втором разделе содержится описание типов научного исследования и этапов его организации. В конце каждого параграфа первого и второго разделов предлагаются проверочные вопросы и задания для самоконтроля. В третьем разделе рассматриваются вопросы планирования и оформления дипломной работы.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...