Раздел II. Организация научного исследования
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2. 1. Типы научных исследований Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки. Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся, например, исследования в области инженерной психофизиологии. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторные, или аналитические, исследования направлены на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования. Они предполагают попытку решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области. Отметим, что поисковые исследования допускают определенную степень свободы, которая ограничена, однако, требованиями объективности и доказательности.
Второй тип – критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и т. д. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для получения данных. Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется найденное ранее теоретическое знание. Еще один тип исследования – воспроизводящее. Цель его проведения – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Всякое исследование должно быть спланировано так, чтобы его результаты могли воспроизводиться любым другим исследователем. Каждый раз после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т. п. возникает лавина воспроизводящих исследований, которые призваны проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование – основание всей науки, поскольку любой эксперимент должен быть воспроизводим не только автором, но и другим исследователем, обладающим соответствующей компетентностью. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными. Наконец, по содержанию и характеру организации исследования можно разделить на качественные и количественные. Качественное исследование носит описательный характер, и получаемые с его помощью результаты не распространяются на генеральную совокупность. Задача исследователя состоит в том, чтобы идентифицировать стороны объекта, переменные, которые его интересуют, в процессе проведения наблюдения. При этом исследователь, как правило, не знает заранее, что именно привлечет его внимание. Например, применяя метод интервью и обследуя клиентов, которые более двух раз обращались в одну и ту же турфирму, а также сравнивая эту информацию с информацией, полученной о тех, кто обращался только один раз, можно обнаружить важные переменные и описать процесс посредством этих переменных так, чтобы показать следующее: именно эти переменные привели к тому, что клиенты, которых вы обследовали, стали постоянными клиентами. Качественное исследование не позволяет сформулировать исследовательские гипотезы, но оно направлено на решение исследовательских вопросов: Есть ли связь между определенными явлениями? Чем отличаются друг от друга данные объекты? и т. д.
Количественное исследование имеет целью получить данные на выборках, которые затем могут быть распространены на генеральную совокупность. Кроме этого, при количественном исследовании переменные, которые подлежат изучению, определяются до проведения исследования. Исследовательская задача состоит в том, получить различные виды информации об этих переменных. Проведение количественного исследования требует выдвижения исследовательской гипотезы (или гипотез, в том числе альтернативных), которые предсказывают его результат. Подробнее о гипотезах речи пойдет в следующем параграфе. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Назовите известные Вам классификации научных исследований, а также критерии, заложенные в их основания. 2. Можно ли назвать научным «метод тыка»? Почему? 3. Что такое воспроизводящее исследование и в чем его смысл? 4. Почему исследование качественного типа не требует выдвижения гипотез?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|