Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Планирование и проведение дипломного исследования




РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3. 1. Выбор темы

Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода.

Темы дипломных работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании выпускающей (профильной) кафедры и доводятся до сведения студентов. Студентам предоставляется право выбора темы работы. Студент имеет право предложить тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы студент должен исходить как из собственных интересов и склонностей, объективных возможностей.

Темы дипломных работ могут определяться и другими путями:

1. По инициативе и по предложению преподавателя, ведущего исследовательскую работу по определенной проблеме. Преподаватель может включить студентов в состав исследовательской группы, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. По предложению студента при его столкновении с конкретной проблемой или затруднениями, возникающими в его практической деятельности по специальности.

3. В результате ознакомления со специальной литературой в изучаемой области и периодическими отраслевыми изданиями.

Во всех случаях первичная формулировка темы должна быть согласована с научным руководителем. В процессе исследования тема может быть скорректирована или даже полностью переформулирована в соответствии с конкретным предметом и методами исследования. Как правило, первоначальные формулировки тем по сравнению с их окончательными формулировками являются менее конкретными.

При выборе темы и области исследования студент должен реально оценить возможности сбора эмпирических данных. Например, тема «Психология олигархов» может быть теоретически интересной, но бесперспективной в плане формирования и изучения конкретной выборки, а тема «Приемы программирования сознания» наталкивается на трудности объективного определения критериев программирования и методов для проведения экспериментального исследования.

Следует учесть также, что каждый раз, когда предполагается изучение особенностей или специфики чего-либо (или кого-либо): санаторно-курортного лечения, одаренных детей, экономических программ и т. д., помимо этих объектов в исследование должны быть включены контрастные (фоновые) объекты: лечение вне курорта-санатория, обычные дети, альтернативные экономические программы. Без включения в исследование фоновых объектов мы можем лишь верить в то, что обнаруженные закономерности на них не распространяются. Однако без проведенного сравнения выводы о специфике не будут обоснованы эмпирически, а значит, не могут быть названы научными.

3. 2. Работа с литературой

Работа с литературой представляет собой фундамент дипломного исследования, поскольку помогает студенту сориентироваться в исследуемой проблеме, оценить степень ее разработанности в науке, познакомиться с выдвинутыми теориями и полученными фактами.

Смысл анализа литературы заключается, прежде всего, в том, чтобы сформулировать проблему исследования и – в случае, если исследование является количественным, – выдвинуть гипотезу (или гипотезы). Проблема должна представлять собой до сих пор не решенную и актуальную задачу. Она формулируется в виде исследовательских вопросов, например: Какая форма сдачи вступительных экзаменов обладает большей предсказательной способностью в отношении успешности дальнейшего обучения в вузе? На основе исследовательского вопроса – как ответ на него – формулируется исследовательская гипотеза. Источником ее формулировки также является анализ литературы. Гипотеза должна быть сформулирована в строгом соответствии с теми уже обнаруженными эмпирическими фактами, которые содержатся в анализируемых публикациях. Например, если на выборке немецких школьников обнаружено, что представление учебного материала в форме презентации снижает эффективность его усвоения по сравнению с традиционной формой его подачи, нет оснований предполагать, что на выборке студентов презентация окажется более эффективной и полезной. С другой стороны, если будут обнаружены данные о том, что студенты по сравнению со школьниками лучше усваивают визуальный материал, мы все-таки сможем предположить, что презентация в студенческой аудитории является более эффективными способом подачи учебного материала.

Анализ литературы следует начинать с систематического каталога, где нужно найти основную отрасль научного знания по исследуемой проблеме, а также, при необходимости, смежные отрасли. При выборе литературы следует отдавать предпочтение первоисточникам: монографиям и статьям и избегать учебных пособий, которые содержат обобщения, часто не оформленные ссылками. Надо понимать, что автор учебника не является автором исследования, о котором он пишет. Существенным подспорьем в работе с литературой являются аннотированные указатели литературы по соответствующим специальностям, а также специализированные научные (не научно-популярные! ) журналы.

Важно отметить, что чтение отобранных источников требует строгой фиксации как основных идей, которые в них представлены, так и выходных данных:

· фамилия автора;

· название работы;

· источник, в котором она опубликована (например, журнал или коллективная монография);

· фамилия или фамилии редакторов источника (если имеются);

· место издания;

· издательство;

· год издания;

· количество страниц или конкретные страницы, которые занимает статья или глава, если речь идет не обо всем источнике, а только о его части.

В результате анализа литературы должны быть составлены собственные краткие аннотации работ с аккуратным обозначением выходных данных, которые впоследствии составят список литературы. Некоторые студенты неверно воспринимают список литературы к дипломной работе как формальное приложение, которое должно быть натянуто до 40-50 источников, темы которых имеют отношение к проблеме исследования. На самом деле список литературы должен содержать только те источники, на которые автор ссылается в тексте. И наоборот: все работы, на которые автор ссылается в тексте, должны быть внесены в список литературы. Это обязательное правило. В результате анализа литературы и обнаружения на этой основе проблемного поля исследования можно, если это необходимо, уточнить или переформулировать тему исследования и приступать к его планированию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...