Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5. Методы эмпирического познания




В эмпирическом познании, как уже отмечалось выше, преобладает чувственное познание. Основные (но не единственные) методы эмпирического уровня научного познания – наблюдение и эксперимент.  

Наблюдение – это вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на естественное состояние наблюдаемого объекта со стороны субъекта наблюдения. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов.

Для осуществления наблюдения необходимо, во-первых, обеспечить высококачественное восприятие объекта (например, нужно обладать достаточным временем, поддерживать высокий уровень внимания или иметь хорошие приборы, усиливающие естественные человеческие способности восприятия). По возможности необходимо проводить это восприятие так, чтобы оно не слишком сильно влияло на естественную активность объекта, иначе мы будем наблюдать не столько сам объект, сколько его взаимодействие с субъектом наблюдения (малое влияние наблюдения на объект, которым можно пренебречь, называется нейтральностью наблюдения)[1]. Например, если зоолог наблюдает поведение животных, то ему лучше спрятаться, чтобы животные его не видели, и наблюдать их из-за укрытия. Полезно воспринимать объект в разнообразных условиях – в разное время, в разных местах, и т. д., чтобы получить более полную информацию об объекте. Нужно усилить внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие изменения объекта, которые ускользают от обычного поверхностного восприятия. Необходимо специально фиксировать результаты наблюдения, например, завести журнал наблюдения, где записывать время и условия наблюдения, описывать результаты полученного в это время восприятия объекта (такие записи еще называют протоколами наблюдений). Наконец, нужно позаботиться о проведении наблюдения при таких условиях, когда подобное наблюдение в принципе мог бы провести и другой человек, получив примерно те же результаты (возможность повторения наблюдения любым человеком называется интерсубъективностью наблюдения). В хорошем наблюдении не нужно спешить как-то объяснять проявления объекта, выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой степени полезно оставаться беспристрастным, невозмутимо и непредвзято регистрируя все происходящее (такая независимость наблюдения от рациональных форм познания называется теоретической ненагруженностью наблюдения). Таким образом, научное наблюдение – это в принципе то же наблюдение, что и в быту, в обыденной жизни, но всячески усиленное различными дополнительными ресурсами: временем, повышением внимания, нейтральностью, разнообразием, протоколированием, интерсубъективностью, ненагруженностью.

Можно говорить о существовании двух крайних течений в философии наблюдения. Это – феноменализм и ноуменализм. Феноменализмом можно называть такую философию наблюдения, которая утверждает, что наблюдаться может только то, что воспринимается внешними органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И только это можно считать научным. Все остальное должно быть изгнано из научного познания. Наоборот, ноуменализм утверждает возможность наблюдения не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств – интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции. Предполагается тем самым, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия.

 

Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Что является основной причиной повы­шенной невротизации (синдром школьной дезадаптации) детей 6-7 лет в первые месяцы учебы в школе? Возможные варианты отве­тов: низкий уровень готовности к учебной деятельности (несформированность первичных учебных навыков), недостаточное разви­тие произвольности, низкий уровень интеллекта, социально-психо­логические проблемы вхождения в классный коллектив и т. д. Каж­дая из этих гипотез требует экспериментальной проверки, хотя все они кажутся правдоподобными.

Классическое экспериментальное исследование отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует предполагаемой причиной – не­зависимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормаль­ным вариантом экспериментального исследования является нали­чие основной и контрольных групп объектов.

В эксперименте исследователь имеет дело с ограниченным числом объектов, основное требование к которым заключается в том, чтобы они были «типичными» представителями некоего класса объектов, то есть представляли генеральную совокупность. Для этого потенциальным объектам исследования должны быть предоставлены равные шансы стать ре­альными участниками исследования. Данное условие осуществляется с помощью техники рандомизации, которая состо­ит в том, что всем представителям совокупности присваивается ин­декс, а затем производится случайный отбор в группу необходимой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три группы: 1) всю генеральную совокупность; 2) группу рандоми­зации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную ран­домизированную выборку.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспе­риментального исследования (Дружинин, 1997). Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой пере­менных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независи­мой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии при­чинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количе­ственной связи между независимой и зависимой переменными.

В целом алгоритм экспериментального исследования выглядит так:

1. Выдвигается гипотеза о качественной причинной связи А и В.

2. Проводится поисковый эксперимент.

3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая каче­ственная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количествен­ная функциональная гипотеза.

4. Проводится подтверждающий эксперимент.

5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными.

Экспериментальное исследование проводится в несколько этапов. Часть из них являет­ся обязательными, часть в некоторых случаях может отсутство­вать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок. Приведем основные этапы экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Выдвижение экспериментальной гипотезы, которая долж­на быть сформулирована в виде высказывания: «Если..., то... ». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована. Это означает, что входящие в высказывание «если А, то В» переменные А и В должны быть, во-первых, измеряемыми, а во-вторых, контролироваться в экс­перименте: А – управляться экспериментатором, а В – регистриро­ваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Определение переменных в терминах экспериментальной процедуры и их операционализация завершают этап уточнения гипотезы.

2. Формирование экспериментальной и контрольной групп. Отобранные объекты исследования должны быть правильно (равнозначно) распре­делены по экспериментальной и контрольным группам таким образом, чтобы эти группы не различались по характеристикам входящих в них объектов.

3. Определение и операционализация внешних переменных, которые могут влиять на зависимую перемен­ную.

4. Осуществление контролируемого экспериментального воздействия в экспериментальной группе.

5. Регистрация результатов (измерение зависимой переменной) в экспериментальной и контрольной группах, их сопоставление на предмет статистической значимости различий.

 

Как правило, результаты наблюдений и экспериментов регистрируются с помощью чисел. Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта (объектов) исследования, как правило, при помощи чисел. Числа являются универсальным кодом, позволяющим устанавливать степень выраженности изучаемых свойств объектов, а также закономерные отношения между ними. Таким образом, необходимым атрибутом эмпирического познания является измерение. Измерение в терминах производимых исследователем операций – это приписывание объекту числа по определенному правилу. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения – признаком.

 В обыденном сознании, как правило, нет необходимости разделять свойства вещей и их признаки: такие свойства предметов, как вес и длина, мы отождествляем, соответственно, с количеством граммов и сантиметров. Если нет необходимости в измерении, мы ограничиваемся сравнительными суждениями: этот человек тревожный, а этот – нет, этот более сообразителен, чем другой, и т. д.

В научном исследовании нам исключительно важно отдавать себе отчет в том, что точность, с которой признак отражает измеряемое свойство, зависит от процедуры (операции) измерения.

Например, при проведении психологического исследования мы можем разделить испытуемых на группы по сообразительности: сообразительные и не очень. И далее приписать каждому испытуемому символ (например, 1 и 0) в зависимости от его принадлежности к той или другой группе. А можем упорядочить всех испытуемых по степени выраженности сообразительности, приписывая каждому его ранг, от самого сообразительного (1 ранг), самого сообразительного из оставшихся (2 ранг) и т. д. до последнего испытуемого. В каком из этих двух случаев измеренный признак будет точнее отражать различия между испытуемыми по измеряемому свойству, догадаться нетрудно (Наследов, 2007).

В зависимости от того, какая операция лежит в основе измерения признака, выделяют определенные измерительные шкалы (Стивенс, 1960). Эти шкалы устанавливают определенные соотношения между свойствами чисел и измеряемым свойством объектов. Шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены).

Неметрические шкалы

Номинативная шкала (шкала наименований)

В основе данной шкалы лежит процедура, обычно не ассоциируемая с измерением. Пользуясь определенным правилом, объекты группируются внутри класса так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое. Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение. Примеры номинативных признаков: «пол» (1 – мужской, 0 – женский), «национальность» (1 – русский, 2 – белорус, 3 – украинец). Заметим, что в этом случае мы учитываем только одно свойство чисел – то, что это разные символы. Остальные свойства чисел и их соотношения (3 > 2) не учитываются. Привычные операции с числами – упорядочивание, сложение-вычитание, деление – при измерении в номинативной шкале теряют смысл. При сравнении объектов мы можем сделать вывод только о том, принадлежат они к одному или разным классам, тождественны или нет по измеренному свойству. Несмотря на такие ограничения, номинативные шкалы используются достаточно широко, и к ним применимы специальные процедуры обработки и анализа данных.

Ранговая (порядковая) шкала

Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства. Существует множество способов получения измерения в порядковой шкале (экспертная оценка, самооценка испытуемых и т. д. ). Но суть остается общей: при сравнении испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать, насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уж тем более – во сколько раз больше или меньше. Например, четверым бегунам присвоены ранги в соответствии с тем, кто раньше достиг финиша (1 – самый быстрый, 4 – самый медленный). Неверно будет утверждать, что бегуны с рангами 1 и 2 отличаются друг от друга меньше, чем бегуны с рангами 2 и 4, поскольку бегун с рангом 1 мог прибежать к финишу в 2 раза быстрее, чем бегуны с рангами 2, 3 и 4, которые прибежали почти одновременно. При измерении в ранговой шкале, таким образом, из всех свойств чисел учитывается то, что они разные и то, что одно число больше, чем другое.

Метрические шкалы

Интервальная шкала

Это такое измерение, при котором числа отражают не только различия между объектами в уровне выраженности свойства (характеристика порядковой шкалы), но и то, насколько больше или меньше выражено свойство. Равным разностям между числами в этой шкале соответствуют равные разности в уровне выраженности измеренного свойства. Иначе говоря, измерение в этой шкале предполагает возможность применения единицы измерения. Объекту присваивается число единиц измерение, пропорциональное выраженности измеряемого свойства. Вожная особенность интервальной шкалы – произвольность выбора нулевой точки: ноль вовсе не соответствует полному отсутствию измеряемого свойства. Произвольность выбора нулевой точки отсчета обозначает, что измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства. Следовательно, применяя эту шкалу, мы можем судить, насколько больше или насколько меньше выражено свойство при сравнении объектов, но не можем судить о том, во сколько раз больше или меньше выражено свойство. Наиболее типичные пример измерения в интервальной шкале – температура по шкале Цельсия (°С). Важная особенность такого измерения заключается в том, что нулевая точка на шкале – это точка замерзания воды, но не отсутствия температуры, тепла). И если сегодня +5°С, а вчера было +10°С, то можно сказать, что сегодня на 5 градусов холоднее, но неверно утверждать, что сегодня холоднее в два раза.

Абсолютная шкала (шкала отношений)

Измерение в этой шкале отличается от интервального только тем, что в ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию измеряемого свойства. В этой шкале измеряется, например, рост, вес, время выполнения задачи и т. д. В силу абсолютности нулевой точки, при сравнении объектов мы можем сказать не только о том, насколько больше или меньше выражено свойство, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов и т. д. ) больше или меньше оно выражено.

Завершая описание основных измерительных шкал, отметим, что неметрические шкалы являются менее информативными, то есть отражают меньше информации о различии объектов по измеренному свойству. Наоборот, метрические шкалы – более мощные, они лучше дифференцируют изучаемые объекты. Соответственно, в ситуации выбора использование метрических шкал является более предпочтительным. Тем не менее, в гуманитарных науках в настоящее время более распространены ранговые (порядковые) и интервальные шкалы, а шкалы отношений больше используются в естественнонаучных дисциплинах.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Чем обусловлен принцип нейтральности наблюдения?

2. В чем суть феноменалистского и ноуменалистского подходов к наблюдению?

3. Перечислите основные требования к проведению классического экспериментального исследования.

4. Назовите этапы экспериментального исследования.

5. Что такое измерение?

6. Почему важно правильно выбрать процедуру (операцию) измерения?

7. Назовите и охарактеризуйте измерительные шкалы по Стивенсу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...