Фальброк Генрих Адольфович. Зеленко Александр Устинович. Фортунатов Александр Алексеевич. Медынский Евгений Николаевич
Фальброк Генрих Адольфович (1864-1942) Деятель народного образования в России. Совместно с В. И. Чернолуским руководил обширным статистическим исследованием народного образования в России и составил ряд справочников по законодательству в области народного образования, библиотечному делу, по внешкольному образованию и т. д. Один из учредителей Лиги образования и Педагогической академии.
Зеленко Александр Устинович (1871-1953) Педагог, организатор внешкольного образования. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Преподавал рисование в гимназиях Москвы. Познакомившись в 1903-1904 гг. в Америке с организацией воспитания и обучения детей в сеттльментах (поселениях) интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы, решил использовать этот опыт в России. В 1905 г. вместе с С. Т. Шацким организовал летнюю детскую трудовую колонию в Московской области, а затем и первый в России клуб для детей. Создал при клубе различные курсы для подростков, работающих помощниками ремесленников. Этот опыт пригодился, когда удалось создать общество " Сеттльмент" и открыть мастерские - слесарную, столярную, швейную. Однако общество просуществовало недолго и было закрыто за попытку пропаганды социализма среди детей. Через несколько лет А. У. Зеленко принял активное участие в работе общества " Детский труд и отдых", сотрудничал с журналами " Свободное воспитание", " Для народного учителя", читал лекции в университете Шанявского, делясь со студентами своими идеями о воспитании детей в кружках и клубах. После Октябрьской революции вел большую научную работу, участвовал в создании Первой опытной станции по народному образованию, был научным сотрудником Института художественного воспитания АПН РСФСР.
А. У. Зеленко внес большой вклад в исследование внешкольного образования, одним из первых поставил проблему создания специальной архитектуры для детей, изучал американскую педагогику и предлагал пути использования ее достижений в отечественном образовании. Его основные идеи получили отражение в следующих работах: " Детские музеи в Северной Америке" (1925); " Школьный музей" (1927); " Детские парки" (1938). Фортунатов Александр Алексеевич (12. 7. 1884-19. 9. 1949, Москва) Педагоги историк, проф. Окончил ист. -филол. ф-т Моск. ун-та (1908). Пед. деятельность начал учителем истории и лит-ры в 1906 в об-ве " Сетлемент" (совм. с С. Т. Шацким и др. ), участвовал в работе об-ва " Дет. труд и отдых" (с 1909). Преподавал историю и лит-ру на Пречистенских курсах для рабочих (1908), затем в частных жен. гимназиях. В 1919-25 руководил внешк. работой учителей, занимался вопросами эстетич. воспитания на 1-й Опытной станции по нар. образованию Нарком-проса РСФСР. В 1926-39 преподавал историю, лит-ру и педагогику в ср. и высш. уч. заведениях Москвы (в т. ч. Нар. ун-те Шанявского, в МГУ, Ин-те истории при РАНИОН). С 1939 до конца жизни вёл пед. и н. -и. работу в МГПИ им. В. П. Потёмкина (с 1940 зав. кафедрой истории ср. веков, с 1947 декан ист. ф-та). Ф. рассматривал пед. процесс в его постоянном изменении и развитии; подчёркивал глубокую связь типа школы и социально-экон. условий жизни общества; доказывал, что структура и функции школы отражают полит., экон. и культурные интересы господствующих классов. Осн. труды по нач. обучению, методике преподавания истории в ср. школе, по истории трудовой школы. Автор ст. " Школьное дело" в Энциклопедич. словаре Гранат, т. 49-50, [1930-32]. Сочинения: Первый год обучения в нач. школе, М., 19142 (соавт. );
Второй и третий год обучения в нач. школе, М., 1915 (соавт. ); Теория трудовой школы в ее ист. развитии, ч. 1. От Томаса Мора до Карла Маркса, М., 1925; Алкуин и его ученики, " УЗ МГПИ им. В. П. Потемкина", 1948, т. 8,
Медынский Евгений Николаевич (27. 2. 1885, Ялта, — 6. 3. 1957, Москва) Педагог, деятель нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1944), д-р пед. наук (1935), проф. (1926). Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1914). В 1911—18 работал в области нар. образования в земских учреждениях. В 1912—15 в С. -Петерб. пед. академии прочитал впервые в России курс лекций по внешк. образованию. В 1915—17 преподавал на Высших пед. (быв. Фребелевских) курсах, в 1918—20 — в Нижегородском ин-те нар. образования, в 1920—22 проф. Уральского ун-та. С 1922 в Москве; зав. отделом статистики Политпросвета Наркомпроса РСФСР, в 1922—48 преподаватель, затем проф. 2-гг> МГУ (с 1930 МГПИ), ВКИПа (1930-37) и др. вузов Москвы. В 1944—52 в системе АПН РСФСР: в 1944—46 директор Гос. б-ки по нар. образованию, в 1944—48 зав. отделом НИИ теории и истории педагогики. Чл. През. АПН РСФСР (1947—52). В 1949—52 зав. редакцией педагогики изд-ва «Сов. энциклопедия». Осн. внимание уделял проблеме внешк. образования. Разработал систему работы земств и земских учреждений по просвещению, шк. и внешк. образованию (нар. дома, б-ки, выставки, лекционная деятельность, организация курсов). Пропагандировал демокр. начинания пед. общественности. В пед. деятельности и науч. исследованиях теоретич. положения были тесно связаны с анализом и обобщением практики обществ. -просветительской деятельности. К внешк. работе после 1918 М. относил политико-воспитат. и общеобра-зоват. мероприятия для взрослых. Им разработаны организац. -дидактич. основы внешк. образования, в т. ч. положения о самодеятельности населения в проведении культ. -просвет, работы, о взаимодействии всех внешк. учреждений для удовлетворения культурных потребностей народа. М. выдвинул идеи создания нар. домов для полит, просвещения масс, превращения б-к в центры общекультурной работы. Обосновал необходимость широкого исследования проблем воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни. В кон. 1917 — нач. 1918 выступал за организацию нар. образования на принципах самоуправления и автономии. Критиковал политику Наркомпроса. С 1920 разрабатывал науч. -теоретич. и метод. основы курса истории педагогики с марксистских позиций. Автор первого сов. учебника по истории педагогики «История педагогики в связи с экон. развитием общества» (т. 1—3, 1925—29), в к-ром реализовал идеи взаимосвязи ист. пед. процесса с социально-экон. развитием общества, с рев. борьбой нар. масс. После существенной доработки книга вышла в 2 частях: «Всеобщая история педагогики» и «История рус. педагогики до Вел. Окт. социалистич. революции» (1938). Затем на основе однотомного учебника (1947) был написан ряд глав нового учебника по истории педагогики (совм. с Н. А. Константиновым и М. Ф. Шабаевой, неск. изд. в 1956—82). На содержании учебника негативно отразились идеологизированные оценки ист. -пед. явлений, а также трактовка сов. школы как высш. этапа развития мирового пед. процесса. Внёс существенный вклад в изучение проблем взаимосвязи и взаимовлияния отеч. и заруб, педагогики, определение самобытности многонац. пед. мысли; занимался ист. -культурным анализом памятников пед. мысли прошлого как важнейших источников для познания ист. -пед. процесса. В работе «Братские школы Украины и Белоруссии в XVI—XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией» (1954) М. показал пути развития отеч. педагогики, оригинальность её идей и творческое осмысление пед. наследия др.. стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|