Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шацкий Станислав Теофилович. Шацкая Валентина Николаевна




Шацкий Станислав Теофилович

(1878-1934)

Педагог, организатор системы внешкольного образования. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Начал педагогическую деятельность в 1905 г., включившись в организацию детских клубов для детей рабочих. Участвовал (вместе с А. У. Зеленкой др. ) в создании общества " Сеттльмент", затем руководил обществом " Детский труд и отдых ". Вместе с женой В. П. Шацкой, которая заложила основы музыкально-эстетического воспитания детей в России, организовал детскую трудовую колонию " Бодрая жизнь". Принимал самое активное участие в работе Первой опытной станции по народному образованию, которой он руководил много лет (1919-1934). Станция включала в себя не только образовательные учреждения (детские сады, школы, внешкольные учреждения), но и научно-исследовательские центры. Таким образом удавалось разрабатывать и проверять на практике новые формы и методы воспитания и образования детей разного возраста. Центральной идеей, на которой строилась работа Станции, была идея создания " открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Педагогические принципы, отрабатывавшиеся в этих внешкольных учреждениях, актуальны и в наше время.

С. Т. Шацкий основное внимание уделял развитию детской самодеятельности, считал необходимым всячески поддерживать инициативу и творческую активность ребят.

В своих теоретических исследованиях и практической работе он всегда подчеркивал важность взаимодействия педагога и ребенка на основе взаимного уважения. Шацкий считал, что учителя всегда должен интересовать накопленный детьми жизненный опыт, который помогает правильно организовать и учебный процесс, и физический труд, и занятия искусством.

Шацкий много внимания уделил проблемам воспитания детей в коллективе, в процессе трудовой деятельности. По его мнению, посильный и разумно организованный физический труд способствует организации детской жизни, дает возможность для развития самоуправления. Но при этом он подчеркивал, что жизнь детей должна быть пронизана эстетическими чувствами, положительными эмоциями. В ней должно быть много места для игры и художественной деятельности.

Шацкий говорил о необходимости гармонизации всех сфер школьной жизни, где учеба сочеталась бы со свободными занятиями по интересам, где интеллектуальный труд дополнялся бы практической деятельностью детей в разных художественных, спортивных, технических кружках и клубах. Занятия искусством он ставил в центр своей системы, т. к. считал, что через них возможно комплексное воздействие на личность, одновременное развитие ее познавательных и эмоциональных качеств. Решение этой задачи он ставил в зависимость от перехода от нормативной педагогики к демократической.

Педагогический талант Шацкого многообразен. Он внес вклад в теорию и методику внешкольного образования детей разного возраста, а также в развитие детского коллектива, политехнического обучения, социальной и дошкольной педагогики.

Основные труды СТ. Шацкого:

" Бодрая жизнь" (1915);

" Задачи общества " Детский труд и отдых" (1909);

" Что такое клуб" (1918).

Шацкая Валентина Николаевна

(26. 5. 1882, усадьба Горки, ныне с. Горки Калининской обл., - 7. 3. 1978, Москва)

Педагог, д. ч. АПН РСФСР (1950), проф. (1935), канд. пед. наук (1949). По окончании Моск. консерватории (1905) преподавала в муз. школе, работала в дет. клубах об-в " Сетлемент" и " Дет. труд и отдых". В 1911 вместе с С. Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию " Бодрая жизнь" (под Калугой), где руководила эстетич. воспитанием. С 1919 заведовала Школой-колонией " Бодрая жизнь", вошедшей в состав Первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР, и возглавляла муз. отдел станции (с 1920). В 1932- 1943 зав. кафедрой муз. воспитания в Моск. гос. консерватории. В 1944-46 зав. кабинетом эстетич. воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1948-62 директор НИИ худож. воспитания АПН РСФСР.

Ш. заложила основы сов. системы муз. -эстетич. воспитания, включающей дошк., шк., внешк. воспитание. Определяла понятие эстетич. воспитания как часть гармоничного воспитания личности. Ш. одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании разл. видов иск-ва в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетич. развитии детей всех уч. заведений, дошк., внешк., культ. -просвет. учреждений, театров, музеев и др. Ш. рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению Ш., способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие худож. вкуса достигаются при условии целенаправленного пед. руководства. Учитель должен не только осуществлять муз. работу с учащимися, но и быть организатором эстетич. жизни школы.

Ш. принимала активное участие в деятельности пед. секции ГУСа по разработке программ для ср. школы, по созданию уч. пособий и метод, разработок для преподавателей дет. садов, школ, пед. уч-щ (с 1940 Ш. - член уч. -метод, совета и пред. секции худож. воспитания). Ш. была одним из инициаторов создания в стране дет. муз. радиовещания.

Сочинения:

Бодрая жизнь, М. -П., 19243 (со-авт. );

Музыка в дет. саду, М., 1953;

Худож. воспитание в школе I ступени. Мат-лы к составлению программ, М., 1972 (соавт. );

Эстетич. воспитание детей в семье, М., 1954;

Общие вопросы эстетич. воспитания в школе, М., 1955;

Музыка в школе, кн. 1-2, 1950-63. Лит.: Скаткин Л. Н., Ветлугина Н. П., Жизнь в поисках, СП, 1972, № 8;

Фрадкин Ф. А., Время выбирает людей, СП, 1982, № 8;

Плохов а М. Г., Науч, -пед. деятельность В. Н. Шацкой, там же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...