Архаика и современность 7 страница
(Лопатин 2002: 35-36) Обращает на себя внимание и следующий факт: на своей «базовой» территории в Волго-Уральских степях срубники строили постоянные жилища полуземляночного типа, рассчитанные, как правило, на одну большую семью в 10—15 человек. Эти «хутора» отстояли друг от друга на несколько (а иногда и на несколько десятков) километров, что давало возможность стабильно эксплуатировать один и тот же участок земли, достаточный для обеспечения семейного коллектива как продукцией экстенсивного пойменного земледелия, так и кормами для скота в теплое время года. Такого рода дома использовались в течение длительного срока, покрывающего несколько поколений. Обитатели срубных хуторов явно не могли воспринимать принадлежащие им земельные участки иначе как «свои», «родные», а это, несомненно, не могло не сказываться на общем отношении к местным ресурсам. Здесь же, на «коренных» землях, располагаются и специфические погребения — со срубны-ми камерами и, в ряде случаев, с насыпным курганом1, — четко маркирующие «укорененность» покойного в данной земле. В противоположность «коренной» зоне, в Прикаспийской низменности постоянных срубных поселений нет, а есть только временные зимние «дюнные» стоянки. Встречающиеся в этих местах погребения того времени похожи на «коренные» во всем, кроме самых главных отличительных признаков: здесь нет курганов и срубов. Таким образом, при совершении погребального обряда 1 Очевидно, свидетельствующим о высоком социальном статусе покойного. Скифы живые просто переводили мертвого в иной статус и никак не маркировали его жесткую «приписанность» к данной конкретной территории. То есть «оседлые» в более северных степных регионах срубники вели себя здесь как типичные кочевники — но только в зимний период времени.
Более того, есть все основания полагать, что на зимнюю тебеневку в Прикаспий стада отгоняли отнюдь не все обитатели степных срубных хуторов. Долговременные срубные поселения носят выраженные признаки круглогодичной эксплуатации и даже снабжены хозяйственными пристройками, которые, судя по всему, использовались в том числе и для стойлового содержания части скота в зимний период. Идет ли речь о молодняке или просто о некоторой части стада, которую оставляли «дома» для обеспечения животной пищей той части семьи, которая не уходила на зимовку в Прикаспий, в данном случае не существенно важно. Важно другое: уже в развитой срубной культуре часть (и только часть!) населения была жестко привязана к системе чередования как минимум двух радикально отличающихся друг от друга способов существования, причем сами эти способы существования имели ярко выраженные сезонные и территориальные характеристики. Кто же составлял эту «подвижную» часть населения? Ответ на данный вопрос, как мне представляется, с достаточной долей вероятности может дать отсылка к типичным для индоевропейских (и для соседних, связанных с индоевропейскими) культур способам социально-возрастной стратификации. Юноши и мужчины добрачного возраста, не вступившие в «полные» гражданские права, как правило, «приписаны» именно к маргинальным территориальным зонам и к маргинальным способам жизнедеятельности. Таким образом, мы получаем следующую гипотетическую картину «распределения обязанностей» в пределах развитой срубной культуры. Теплое время года практически все население проводит в «коренных» степных и лесостепных угодьях, занимаясь мотыжным земледелием и придомно-пастушеским скотоводством в речных поймах и на водоразделах. Осенью, ориентировочно в октябре—ноябре, молодые люди (а возможно, и часть девушек) с соседних «хуторов» собирались в достаточно крупные группы и гнали скот на юг, в Прикаспийскую низменность, где и проводили зиму. При средней численности обитателей одного такого хутора в 10—15 человек понятно, что в соответствующую социально-возрастную категорию не могло попадать более 2—3 человек от одной большой семьи. Один-два пастуха вполне справятся с небольшим стадом, если речь идет о придомном выпасе с возможностью загнать скот на ночь на огороженную и так или иначе охраняемую территорию. Однако перегон скота на длинные расстояния заня-
В Михаилин Тропа звериных с we тие крайне трудоемкое и опасное, особенно если учесть, что сруб-ники, по всей видимости, не владели навыками верховой езды Поэтому «ватажный» способ перегонки скота представляется единственно возможным решением данной проблемы Итак, «сбившиеся в стаю» молодые мужчины и юноши отгоняли крупные стада скота на юг на всю холодную часть года «Дома» при этом оставалась большая часть населения, которая ничуть не меняла привычных способов существования Понятно, что сам способ социальной организации пастушеских «временных трудовых коллективов» радикально отличался от обычного, «летнего», и не мог не повторять стандартной для большинства архаических (а во многом и современных) человеческих сообществ модели Мап-nerbund, «мужского союза»1 При этом прикаспийские зимние пастбища были зоной куда более интенсивных контактов между представителями различных региональных (и даже культурных) групп — что отметил и В А Лопатин в цитированной выше работе, назвав эти пастбища «интернациональными» Общая для большинства социально-возрастных групп маргинального типа модель поведения со специфическим сочетанием эгалитаристских и жестко-иерархических черт во «внутренней» политике и с выраженной наклонностью к решению «внешних» проблем силовым путем превращала «зимний» период существования одновременно в традиционную йохсета, место и время для инициа-ционных испытаний, дающих впоследствии право на более высокий социальный статус, и в не менее традиционный limes, где «правильные» поведенческие стратегии не обязательны и где, скажем, удачливый вор не считается преступником, а, напротив, повышает «градус удачи» всей группы Так, кража чужого скота, совершенно невозможная в условиях «соседского и хуторского» хозяйства на «коренной» территории, является здесь вполне законной стратеги-
1 Кстати, данная сезонная модель с точностью повторяет обычный способ существования волков — обычных враюв и спуишков стад, переюняемых по степи на большие расстояния Волки летом живут «семьями» на строю распределенных участках территории и, как правило, ведут куда менее афессив-ный образ жизни не охотятся на крупную добычу, не нападают на людей и скот и т д Зимой же, сбиваясь в крупные иерархически организованные с гаи, они радикально меняют способы охоты Меняется при jtom и объект этой охоты То же касается и собак, обязательных cnyi ников скотовода — [ем более пеше-ю Летом собаки срубников должны были жигь нормальной «семейной» жизнью, выводить щенков и т д А в хо годное время юда они, сопровождая «общие» стада, волей-неволей вынуждены были сбиваться в стаи, ипо ше < волчьи» по структуре, хоть и стоящие <по дру!ую сторону баррикады» Вот и ключ к < псам/волкам» как к традиционному индоевропейскому кодовому маркеру зфебическот (и др мар! инл п.ных) сыгуса Скифы ей1 Однако присвоенный таким образом скот не может являться собственностью вора, поскольку ответственность за кражу несет вся «стая» — и она же является «хозяином» добычи Если «прибывший» скот не будет потреблен на месте, он подлежит разделу на обратном пути на север, по пересечении культурной границы, за которой «ничьей» собственности быть уже не может Но даже и в этом случае принадлежать он будет не юношам-пастухам, а их отцам, главам семейств (хотя и может впоследствии составить основу благополучия сыновей при смене статуса на взрослый, «женатый» и при отселении «на свои хутора»2) Эта, «зимняя», привязка маргинально-воинских практик надолго утверждается в степных регионах Евразии и в ряде примыкающих областей' Целый ряд римских авторов (Овидии, Тацит, Сенека, Дион Кассий, Аммиан Марцеллин) свидетельствуют о том, что зимние набеги сарматов на придунайские области Римской империи были самым обычным делом В «Аргонавтике» Валерия Флакка языг Гезандр говорит «На родине нам приятно воевать и грабить в снегах» (VI, 338—339) Попытки объяснить практику зимних набегов тем, «что кочевники зимой испытывали большие трудности, вызванные малым количеством или отсутствием корма для скота, вследствие чего резко уменьшалась продуктивность последнего» [Нефедкин 2004 85], трудно признать удачными И в самом деле, не на ослабевших же от бескормицы лошадях отправляться в дальние и опасные походы К тому же целью этих походов было никак не снабжение оставшихся дома сородичей фуражом и продовольствием «Зимняя лихость» должна иметь другие,
' Зимой в евроазиатских лесных, лесостепных и степных ландшафтах вообще становится много проще проблема «пересечения пределов» Замерзающие реки не только перестают быть естественными границами, но и становятся настоящими «дорогами» И если «сбегать за Волгу за барашками» летом весь ма проблематично, то зимой пути открыты 2 Ср в данной связи проблему принадлежности военной добычи, рассмот 3 В ряде других индоевропейских культур (древнегреческой, италийских, 88 В Михаилин Тропа звериных слов более весомые основания — и сезонная смена социальных ролей, имеющая в евроазиатской степной зоне давние и устойчивые традиции, как представляется, нам таковые дает. Само существование «стаи», альтернативной кровнородственным семейным группам и состоящей из не родственных друг другу по крови индивидов, объединенных тем не менее общими (временными!) интересами и общим (временно!) движимым имуществом, представляется возможным только в том случае, если данная общность объединяется системой ритуалов, создающих — опять же на время! — прочную структуру связей, приравненных к кровным. Эта общность должна иметь свой, четко выделенный из «бытового» пространства «язык», группу символических кодов, позволяющих индивиду «переключиться» с одной («летней», «семейной») поведенческой модели на другую («зимнюю», «ватажную») При общем широком «интернациональном» характере зимних пастбищ и зимних способов существования этот символический язык должен быть максимально общедоступен и общепонятен (как мы это наблюдаем на примере «языка жестов» североамериканских степных племен или на примере евроазиатского конгломерата «звериных стилей»1).
Нарисованная гипотетическая модель «оседло-кочевого» быта срубников имеет, на мой взгляд, достаточно много общего с теми сведениями, которые дошли до нас о скифах (а также о киммерийцах и сарматах). Особенно если учесть тот факт, что упомянутые «этносы» времен классической и поздней греческой античности занимали те же самые степные (и — лесостепные!) ландшафты, что и предшествовавшее им «срубное» население, которое, вполне ве- 1 В этой связи имеет смысл особо рассмотреть группу «птичьих» образов, крайне популярных в индоевропейских звериных стилях вообще и в скифском в частности (птицы представлены в том числе и в двух фризах пект орали из Толстой Могилы) Сезонная сцепленность меридианальных (осенних и весенних) откочевок с «параллельными» перемещениями крупных масс перелетных птиц не моит не быть замечена и осмыслена Свидетельств подобною осмысления сохранились в целом ряде индоевропейских и смежных традиций Ср с традиционным историческим названием (и самоназванием) ирландских солдат-наемников («дикие гуси»), функции перелетных птиц (кукушка, лебедь, утка) в русской и др фольклорных традициях и т д «Птичий» образ женских «духов-посредников» между живыми и мертвыми (фраваши, валькирии, фюль-гьи и т д) также, на мой взгляд, тесно связан с данной символической системой Сезонные откочевки за пределы «своей» земли не могли не восприниматься как своею рода «экскурсии в зону смерти» Какой член этой семантической пары («пгицы»-фраваши и «перелетные птицы/учасшики откочевок») дал первичный, а какой — вторичный символический смысл, для нас сейчас не слишком важно, пока просто отметим сам факт наличия подобной устойчивой связи Подробнее об этом - в «птичьей» i таве данного раздела Скифы роятно, могло дать весьма существенную часть генофонда будущих степных варваров. О роли овладения навыками верховой езды в радикальной смене системы балансов между «летними» и «зимними» способами жизни в степной зоне я скажу чуть позже, в главе, посвященной коню как животному, крайне важному в символическом ряду пек-торали из Толстой Могилы. Пока же заметим следующее. С поразительным постоянством индоевропейские кочевые культуры, приходящие в Северное Причерноморье одним и тем же маршрутом — через Волгу и Прикаспийскую низменность, — демонстрируют одну и ту же логику развития. Они появляются на исторической арене как «чистые» кочевники, уничтожая и вытесняя противостоящие им культуры, сочетающие признаки оседлости и номадизма (скифы — киммерийцев1, сарматы — скифов, а еще позже новые, неиндоевропейские кочевые орды — полуоседлых сармато-аланов), и через несколько веков меняют способ существования, «присваивая» бывшую чужую землю, укореняясь на ней и сохраняя кочевые навыки только как часть своего нынешнего образа жизни. Не логично ли будет предположить, что каждая очередная «чисто кочевая» культура возникает в одной и той же культурной зоне (условно говоря, в зоне «интернациональных» зимних пастбищ)2 и расширяется затем в сторону наиболее богатых и привлекательных территорий, воспринимаемых очередной «стаей» как вожделенная зона изобилия. Однако, присвоив эту зону изобилия и поначалу потребляя ее на привычный «волчий» манер, «стая» не может со временем не начать воспроизводить те социальные модели «взросления», которые изначально заложены в «социальной программе» составляющих ее индивидов. Кочевая элита может сколько угодно «отрабатывать» сугубо маргинальную дружинно-воинскуто номади-ческую идеологию, однако с поразительным постоянством сбивается на «старшие» модели поведения. Она принимается хоронить 1 Сохраненный у Геродота сюжет о «самоубийстве киммерийцев» перед 2 Причины подобных «выбросов» могут быть самыми разнообразными — В Muxait iuh Тропа звериных слов статусных мертвецов в заранее отведенных местах, приобретающих со временем сакральный статус. Она обзаводится «своими земпя-ми» — взамен «своих пастбищ» и «своих источников воды» — и продолжает отправлять на «зимние степные радости», «за зипунами» своих сыновей, проходящих первую воинскую инициацию1 К концу VI века до н.э., когда имел место исторический поход Дария против скифов, последние уже успели как следует обжиться в северно-причерноморских степях. Скифские юрода с выраженными признаками оседлой культуры и собственно оседлая культура скифского царства в Крыму — это, конечно, дело позднейших эпох. Однако самый факт наличия неких «отеческих могил», за которые скифы обещают драться всерьез, свидетельствует, на мои взгляд, о выраженной тенденции к присвоению скифами Северного Причерноморья Но присвоение это имеет специфический характер Прибрежные, приморские районы с зимними пастбищами, во многом похожими на прикаспийские, неминуемо должны были восприниматься скифами, обустроившимися в бывшей киммерийской степи, как «интернациональная», «транзитная», «хулиганская» зимняя зона, где вполне законна именно та стратегия, которую скифы и продемонстрировали Дарию в исполнении «казачьих» банд Скопаса За этими отрядами, впрочем, бдительно надзирали «взрослые» бойцы и командиры, которые и продемонстрировали потенциальную мощь общескифского ополчения и готовность вмешаться в нужный момент. 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНКРЕТНЫХ ОБРАЗОВ: ЛЕВ, ПАРД, ОЛЕНЬ, КАБАН Следующий этап интерпретации образного ряда пекторали вынужденно сложен. Дело в том, что при общей симметричности композиции справа и слева от вертикальной оси половинки пекторали в ряде изобразительных «эпизодов» различаются деталями представленных сцен и фигур, что, естественно, в последнюю очередь имеет смысл объяснять случайной творческой прихотью заказчика или исполнителя. В тексте, настолько структурно выверенном, настолько семантически емком, случайностей быть не может, — и если в левой (от «носителя») части пекторали кошачьи хищники терзают кабана, а в правой — оленя, то этому обстоятельству должно быть четкое объяснение. 1 Ср стандартную зимнюю привязку охоты как cyiy6o арисюкрат ическо! о развлечения в контексте более поздних европейских военно-аристократических культур Подробнее об этом — в «орлиной» 1лаве данною раздела Скифы Однако речь идет не только и не столько о различиях вообще, сколько о различиях в симметрически организованном тексте, что само по себе уже задает определенную матрицу поиска возможных смыслов сцен и образов, соположенных по принципу — одновременно структурного единства и семантической противопоставленности. Данная особенность построения пекторали, а также необходимость анализировать общий смысл текста с учетом этой особенности, подробно проговорена и у Д.С. Раевского. Вписывая сцены терзания в общую логику интерпретации, основанную на концепции мирового древа и бесконечного цикла рождений и смертей1, автор ссылается на гипотезу В.Н. Топорова о троичной структуре ритуала тризны в индоевропейском мире: В этой же связи нельзя не остановиться на гипотезе В.Н. Топорова2, что ритуалу в индоевропейском мире изначально была присуща троичная структура, отразившаяся и в его славянском наименовании, то есть что он включал жертвоприношение «трех животных одного или разных видов». На пекторали мы видим запечатленными оба варианта такой троичности: с одной стороны,/ терзанию подвергаются три вида животных — лошадь, олень и ка7 бан, с другой — терзание лошади представлено троекратно. Пб В.Н. Топорову, такая троичность жертвы обусловлена ее соотнесенностью с тернарным строением космоса, «это соотнесение предполагает, что три мира (или трехчастный мир) отвечают трем жертвам (или расчленению жертвы на три части)». (Раевский 1985: 191] Обсуждение общих проблем, связанных с концепцией «трех миров», не входит здесь в мои задачи, но, как бы то ни было, цифровая логика в данном случае еще раз подводит автора, который буквально двумя страницами выше провел сцену преследования собакой зайца по тому же ведомству, что и расположенные рядом с ней в нижнем фризе пекторали сцены терзания, а теперь благополучно о зайцах (которых к тому же два) забывает в угоду «троичной структуре жертвы», соотносимой с «тернарным строением космоса». Впрочем, Д.С. Раевский признает определенные трудности, связанные с дальнейшей интерпретацией представленных на пекторали сцен терзания. «Животные, терзаемые в нижнем регисфе, погибают для того, чтобы произошел акт рождения, воплощенный в образах верхнего регистра» [Раевский 1985: 191]. 2 См.: [Топоров 1979: 12]. В Михаи шн Тропа звериных с юв Труднее в данном контексте поддается интерпретации жертвенная триада «конь — олень — кабан» Выше шла речь о маркировании тернарного космоса в терминах зооморфного кода, но в рассмотренных там случаях более четко была обозначена видовая дифференциация используемых для этой цели животных1 В данном же памятнике мы обнаруживаем хотя и трех разных животных но принадюжащих к общему «разряду» — копытных Следует отметить что олень и кабан достаточно часто сочетаются в качестве объекта терзания в парных сценах такого содержания на скифских и культурно-исторически близких к ним памятниках Так, мы находим эту пару на серебряном сосуде из кургана Куль-Оба и на ножнах акинака из комплекса Феттерсфетъде На нашей пекторали помещение на одной ее стороне сцены терзания оленя, а на другой — кабана составляет одно из главных различии между левой и правой частью композиции К вопросу о семантике этого различия мы вернемся после рассмотрения других расхождений между ними [Раевский 1985 191-192] Ниже предлагается интерпретация правой и левой части композиции как соотносимых соответственно с «верхом»/«миром людей» и «низом»/«иным миром»2 Мировые деревья множатся, как в тропическом лесу, и впору уже выстраивать «тернарную структуру мироздания» из них одних хтоническое мировое древо, оно же дерево смерти — серединное, оно же человеческое — небесное, оно же бо- 1 Напомню, что в интерпретативной системе, о которой идет речь, копыт 2 Правая часть лук персонажа подвешен (находится наверху) у персона Скифы 93 жественное. Что до оленя с кабаном, то об их связи со смертью на время приходится забыть в угоду более тонким дефинициям: Что касается пары «олень — кабан», то, как уже сказано выше, по отношению к иным видам фауны они как представители копытных, скорее всего, выступают в качестве элементов, семантически однозначных. Но в случае их противопоставления между собой • наиболее закономерно соотнесение именно кабана (как единственного плотоядного копытного) с нижним миром. [Раевский 1985: 199| Все столь скрупулезно подмеченные Д.С. Раевским различия между правой и левой частью композиции, естественно, имеет смысл воспринимать как семантически значимые. Однако предложенная гипотеза, на мой взгляд, слишком противоречива, чтобы послужить основой для адекватной интерпретации этих различий. В русле предложенной выше «трехступенчатой» трактовки сцен терзания, соотнесенной с осетинским институтом трех балцев — годичного, трехгодичного и семигодичного, — было бы соблазнительно увидеть в обеих этих «промежуточных» сценах («оленьей» и «кабаньей») знак «второй инициации», обретения носителем пек-торали второй по счету статусной воинской ступени (в таком случае грифон, терзающий коня, соответствовал бы третьей, высшей ступени). Однако подобная трактовка оставила бы неразрешенными ряд вопросов, часть из которых уже поднял Д.С. Раевский. Действительно — почему, в таком случае, второй ступени соответствуют и олень, и кабан? Почему авторы памятника, выстроившие настолько строго симметричную композицию, нарушили ее именно в данном случае? И зачем вообще им потребовалось «удваивать» сюжет в случае с двумя первыми ступенями, а в случае с третьей — и вовсе утраивать его? Впрочем, пойдем по порядку. Начнем с того, что интерпретации подлежат не только олень и кабан, разнесенные по разные стороны пекторали, но и выступающие с ними в неразрывном единстве сцены терзания кошачьи хищники, которые, кстати, также отличаются друг от друга. Только различие здесь строится не по принципу правой/левой стороны пекторали, а по принципу близости/удаленности от центра композиции. «Дальние» звери — львы, причем самцы: тщательно сработанная грива не оставляет в том никакого сомнения. С «ближними» к центру кошачьими хищниками определиться труднее. Проще всего было бы объявить их львицами — и сослаться на здравый смысл. Но здравый смысл в современной его разновидности — не самый лучший помощник в деле интерпретации инокуль-турных памятников, ибо всегда готов подставить исследователю В Михсш шн Iропа звериных с юв ножку чему примеров гьма И дело даже не в гом, чго в реальной львиной охотничьей практике самцы крайне редко принимают участие в совместной охоте с самками1 По справедливому замечанию Д.С Раевского ] Раевский 1985 112], кошачьи хищники отнюдь не являлись самыми характерными представителями Северно-Причерноморской фауны даже и в скифские времена, так что об их реальном образе жизни скифы могли знать разве что понаслышке — хотя бы от тех же греков, также знавших о львах в основном понаслышке2. Львицы маловероятны еще и потому, что нижний фриз пекторали является сугубо воинским, и самкам тут делать нечего Впрочем, львицы ли противопоставлены в данном случае львам, леопарды или парды (барсы), в нашем случае не слишком важно3. Оба кошачьих хищника (как и все остальные элементы зоологического, растительного и антропоморфного знакового кода) в данном торевтическом тексте являются именно элементами знакового кода и как таковые могут вообще не иметь почти никакого отношения (за исключением внешнего подобия) к реальным животным, растениям и людям С точки зрения кодовой природы этих образов различий в каждой паре три — и в обоих случаях это одни и те же различия На терзаемое животное сзади нападает удаленный от центра и косматый, наделенный гривой кошачий хищник, тогда как спереди на него нападает хищник, расположенный ближе к центру и лишенный гривы. Данный набор характеристик, будучи сопоставлен с воинскими статусными характеристиками, дает две вполне внятные последовательности качеств, свойственных разным воинским статусам Удаленность от центра (направленность агрессии к центру), косма-тость (длинные волосы как признак «неподзаконности») и столь же «неподзаконное» право нападать сзади есть, несомненно, признаки более маргинального статуса Тогда как близость к центру 1 Охотиться вместе могут молодые самцы, вступившие между собой в сво 2 Позволю себе напомнить устойчивое античное поверье (которое, веро 3 Кстати, имеет смысл обратить внимание и на традиционное неразличе Скифы (направленность агрессии от центра), отсутствие длинных волос (или убранность оных) и обязанность встретить врага (добычу) лицом к лицу — признаки статуса более высокого Вариантом приведенной трактовки является ее «сезонная» разновидность — в том случае, если речь идет о сезонной смене мужских воинских ролей В этом случае первая позиция должна рассматриваться как соответствующая «дикому», «казачьему», «осенне-зимнему» статусу Вторая же — «охранному», «весенне-летнему» сезонному статусу1 Впрочем, оба эти варианта трактовки воинских статусов не противоречат друг другу, поскольку вполне совместимы в зависимости от сезонной, территориальной и ситуативной обустовленности
Читайте также: АРХАИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ 1 страница Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|