Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Составление календарного плана




3. 3. Составление календарного плана

После того, как тема работы выбрана и уточнена, а у студента сложилось общее представление о том, как проводить исследование, составляется календарный план, в котором определяются:

· последовательные этапы;

· методы;

· ход сбора эмпирического материала;

· сроки выполнения основных частей работы и представление их описания научному руководителю.

План является основным документом. Он утверждается заведующим кафедрой. О ходе его выполнения могут быть заслушаны отчеты научного руководителя и студента.

3. 4. Структура дипломной работы

Согласно существующим формальным требованиям к написанию дипломных работ, работа должна состоять из следующих частей:

Титульный лист

Содержание (оглавление)

Введение

Главы

Выводы

Заключение

Приложения

Объем работы определяется в каждом вузе и по каждому предмету отдельно, однако обычно он составляет 25-40 страниц для курсовой и 60-100 страниц для дипломной работы.

Титульный лист

На титульном листе нем указываются министерство; название вуза, в котором выполнялась дипломная работа; название кафедры, на которой она выполнялось; полное название темы работы; фамилия и инициалы студента-дипломника; курс, группа, факультет, где он учится; фамилия, инициалы, ученое звание научного руководителя; год и место (город) выполнения работы.

Содержание

Важная часть, отражающая структуру работы. Главы и подпункты в содержании, а также в тексте работы принято нумеровать арабскими цифрами. Порядковые номера глав и подпунктов пишут в одной строке с заголовком. Введение, Заключение и Приложения не обозначаются в содержании и в тексте порядковыми номерами.

Введение

Во введении к работе обосновывается актуальность темы, ее научная новизна и практическая значимость; определяются объект, предмет, выдвигается гипотеза (или гипотезы); обозначаются цель и задачи исследования; рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; описывается структура работ.

Существует два принципа обоснования актуальности. Первый связан с объективной ситуацией общественного развития в данный момент времени, что подкрепляется, как правило, статистическими данными и представляет собой серьезную общественную проблему. Например, тема «Несовпадение ценностных ориентаций в супружеских парах как фактор развода» является актуальной в силу того, что в современной России, по данным статистики, 7 из 10 браков заканчивается разводами, и поиск причин данного явления востребован практическими запросами общества. Необходимо отметить, однако, что такое обоснование несколько отягощено оценочным суждением: разводиться – плохо. Строго говоря, наука не должна указывать «правильные» образцы поведения. Поэтому, обосновывая актуальность темы с точки зрения современного состояния в обществе, необходимо ссылаться на более убедительные, а лучше всего – нейтральные аргументы (например, продолжительность жизни одиноких людей демографическую ситуацию и т. п. ).

Второй принцип обоснования актуальности связан с научным интересом к ней. Следуя ему, необходимо представить краткий обзор исследований в данной области с указанием конкретных затрагиваемых проблем и приведением грамотных ссылок на опубликованные работы. Чем больше примеров исследований будет указано, тем убедительнее будет обоснована актуальность темы с точки зрения научного интереса к ней. Как правило, данное обоснование завершается фразой, которая подчеркивает недостаточную (неполную) разработанность данной темы, несмотря на большое количество работ.

Обоснование научной новизны может быть представлено несколькими вариантами:

1. Выделение конкретной, ранее не исследованной, предметной области в рамках исследуемой проблемы (например, «до сих пор в качестве факторов семейных конфликтов не рассматривались ценностные ориентации супругов»). При этом недостаточно просто написать, что конкретный аспект проблемы ранее не изучался. Необходимо вкратце перечислить те ее аспекты, которые подвергались изучению. Перечисление должно сопровождаться ссылками на конкретные публикации.

2. Исследование обозначенной проблемы на новой, ранее не изучавшейся, выборке (например, на выборке молодоженов).

3. Применение новых методов исследования (например, изучение ценностных ориентаций с помощью апробированной, то есть прошедшей проверку, авторской методики).

Практическая значимость исследования должна обосновываться через обозначение конкретных сфер применения полученных результатов. Эти сферы достаточно просто обозначить в случае проведения прикладного исследования. Например, полученные данные о ценностных ориентациях как факторах развода могут быть использованы в семейном консультировании, при планировании мероприятий в рамках молодежной политики. В том случае, если исследование носит фундаментальный характер, например, изучается взаимосвязь ценностных ориентаций и интеллекта, его практическое использование может быть связано с включением в курс лекций по психологии, социологии и т. д.

Во введении должны быть четко обозначены объект и предмет исследования. Объект – это обозначение достаточно широкой области явлений, в рамках которой проводится исследование. Например, объектом исследования на тему «Несовпадение ценностных ориентаций в супружеских парах как фактор развода» являются супружеские отношения. Предмет – это конкретная, поддающаяся измерению часть объекта, на которую направлено исследование. Например, в приведенном выше примере дипломного исследования предметом является взаимосвязь развода с ценностными ориентациями супругов.

Следует отметить, что иногда в качестве объекта исследования указывают его конкретных участников, например, супружеские пары со стажем семейной жизни от 3 до 5 лет. Такой вариант также приемлем.

После описания предмета исследования формулируется гипотеза, которая представляет собой предсказание результата исследования в терминах переменных, которые подвергаются эмпирическому изучению. Подробнее о гипотезах см. § 2. 2.

Целью исследования является, по большому счету, поиск ответа на поставленный исследовательский вопрос. Например, выявление роли рассогласованности ценностных ориентаций в супружеском общении. Или: сопоставление разных видов рекламных стратегий с точки зрения их влияния на эффективность продаж.

Задачи исследования – это конкретные последовательные шаги реализации поставленной цели, или частные цели исследования. Например, такими последовательными шагами могут быть: определение проблемного поля исследования, формирование выборки, подбор методик, статистический анализ данных, обобщение и интерпретация полученных результатов. Иногда студенты, перечисляя задачи описывают, фактически, не этапы работы, а способы их осуществления. Например, «анализ литературы» или «систематизация и обобщение данных литературы» – это средства формулировки проблемы, но не самостоятельные задачи.

Описание конкретных методов или методик исследования является специфичным для каждой научной дисциплины, и единственным требованием, которое предъявляется к их выбору, является их общепринятость в конкретной науке. Например, проводя научное исследование, нельзя воспользоваться тестом «Какой Вы друг? » из глянцевого журнала и при этом всерьез верить, что с помощью этого теста Вы действительно измеряете, например, преданность. Это то же самое, что мерить время термометром! Выбор надежных и адекватных методов исследования поможет сделать научный руководитель.

Описание структуры работы содержит информацию о том, на скольких страницах она изложена, из скольких глав она состоит, какие еще части (Введение, Заключение, Приложения) содержит, сколько в работе таблиц, графиков, рисунков, а также сколько источников насчитывает список литературы.

Первая глава

Первая глава представляет собой обзор имеющихся теорий и эмпирических данных по проблеме исследования. Вся логика построения первой главы должна быть подчинена формулировке проблемы и гипотез исследования, которые описываются в последнем параграфе. Обзор, содержащийся в первой главе, должен носить сравнительный и проблемный характер, однако студенты часто забывают об этом и составляют текст назидательного характера, в котором приводят переписанные из учебников определения основных понятий. Такой обзор не является научным, не выводит на постановку проблемы исследования и – как следствие – никак не связан с дальнейшей эмпирической частью работы.

При составлении теоретического обзора необходимо сопровождать описание каждого приведенного факта, теории или идеи библиографической ссылкой, то есть ссылкой на литературный источник, в котором с ними можно познакомиться подробнее.

Смысл ссылки заключается в том, что автор (студент) ссылается на конкретный источник из списка литературы, содержащегося в конце работы.

Библиографические ссылки на источники, представленные в списке литературы, употребляют:

· при цитировании;

· при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

· при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

· при анализе в тексте опубликованных работ.

В том случае, если в список включаются библиографические сведения об изданиях, с которыми автор непосредственно не знакомился, в библиографической ссылке указывается источник сведений, из которого взяты данные об издании, что оформляется фразой: «Цит. по... » или «Приводится по... ».  Цитаты, фактические, статистические и иные сведения выписываются с точным указанием страницы.

Существует два вида библиографических ссылок.

1. Внутритекстовые

Они размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся, и могут быть оформлены двумя способами.

Первый способ предполагает указание в квадратных скобках номера нужного издания из приводимого списка: [15]. Ссылка может содержать указание не на один, а сразу на несколько изданий: [15, 18, 54] Понятно, что в этом случае список литературы должен быть пронумерован. Если автор в тексте ссылается на конкретную страницу их упоминаемого источника, то номер этой страницы указывается через запятую после номера источника: [15, с. 28].

Второй способ оформления внутритекстовых ссылок предполагает вместо порядкового номера источника в списке литературы указывать фамилию автора и год издания – через запятую в круглых скобках, например: (Андреева, 1999). Если фамилия автора упоминается в основном тексте, то в круглых скобках указывается только год издания работы. Например: «По мнению Г. М. Андреевой (1999), …». Указание на конкретную страницу, как и в первом способе оформления ссылок, дается через запятую после года издания, например: (Андреева, 1999, с. 87) или: «По выражению Г. М. Андреевой (1999, с. 87), …». Если требуется сослаться на несколько авторов, то они перечисляются в круглых скобках в алфавитном порядке через точку с запятой. Второй вариант оформления ссылок не требует обязательной нумерации источников в списке литературы.

2. Подстрочные

Данные ссылки размещаются внизу страницы, под строками основного текста, имеют сквозную нумерацию по всему документу.

Например: Литературовед А. М. Левидов писал о том, что «не количество прочитанных книг служат показателем культуры чтения, а качество их потребления»1.

___________________________________________________

1Левидов, А. М. Литература и действительность / А. М. Левидов. – СПб. : Питер, 1987. – С. 409.

Более предпочтительным и удобным является использование внутритекстовых, а не подстрочных ссылок. Одна из причин – гарантия сохранения исходного форматирования в печатном варианте работы.

Вторая глава

Строгих требований к содержанию второй и последующих глав в работе не существует. Все они могут быть теоретическими, если работа носит теоретический характер. Если же исследование является эмпирическим, то после главы, или глав, посвященных аналитическому обзору, должна следовать глава, в которой описываются методы получения и обработки данных, а также процедура проведения исследования. Данное описание должно содержать максимально подробную и четкую информацию, чтобы любой другой исследователь мог иметь возможность проверки полученных Вами результатов.

Третья глава

Глава, которую мы условно называем третьей (на самом деле это может быть четвертая или пятая глава), следует после описания методов и процедуры исследования и содержит изложение эмпирических результатов. Отметим, что в этой главе должно содержаться строгое описание фактов, не «отягощенное» личными домыслами, оценками или комментариями.

Выводы

Выводы – это сжатое перечисление фактов, представленных в третьей главе. В основу данного перечисления может быть заложена некая внутренняя логика, например, от общего – к частному, или логика соответствия выдвинутым гипотезам.

Заключение

Заключение к работе представляет собой осмысление и интерпретацию полученных выводов, констатацию подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез, а также сопоставление полученных результатов с результатами, полученными в других исследованиях. В случае расхождения результатов такое сопоставление обязательно должно сопровождаться комментариями и предположениями относительно возможных причин.

Список литературы

Список литературы является обязательной составной частью курсовой и дипломной работы. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках, которые упоминаются в тексте работы.

Список литературы размещается после текста работы и предшествует приложениям. Сведения о наличии списка литературы отражаются в Содержании (или Оглавлении), помещаемом, как правило, непосредственно после титульной страницы.

Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

Наиболее удобным является алфавитное расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи).

Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему).

При наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд.

Нумерация составленного списка литературы производится в том случае, если автор использует цифровой вариант оформления ссылок в тексте работы. При другом варианте оформления ссылок нумерация списка литературы не является обязательной.

Все библиографические сведения необходимо приводить по правилам. Следует учитывать, что использовавшийся в течение многих лет ГОСТ 7. 1-84 устарел и в настоящее время не применяется.

Ниже приводятся описания и примеры оформления библиографии по следующим стандартам:

 ГОСТ 7. 1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7. 0. 5-2008 Библиографическая ссылка. Общие правила и требования составления

ГОСТ 7. 82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов

Книги

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об изданиии (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем. – (Серия).

Если у издания один автор, то описание начинается с фамилии и инициалов автора. Далее через точку пишется Заглавие. За косой чертой после заглавия Имя автора повторяется как сведение об ответственности.

Если у издания два автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой после Заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй автор.

Если у издания три автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой после Заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй и третий авторы.

Если у издания четыре автора и более, то описание начинается с Заглавия. За косой чертой указываются все авторы.

Если у издания есть один или несколько авторов, и также указаны редакторы, составители, переводчики и т. п., то информация о них указывается в сведении об ответственности, после всех авторов перед точкой с запятой.

Если у издания нет автора, но указаны редакторы, составители, переводчики и т. п., то описание начинается с заглавия. За косой чертой после Заглавия сразу пишутся редакторы, составители и т. п. с указанием функции.

Если у издания нет автора, редакторов и т. п. То после заглавия сразу идет информация об издании после точки и тире.

Примеры:

Лейбин В. М. Психоанализ: учебник / В. М. Лейбин. – СПб. : Питер, 2002. – 576 с. – (Учебник нового века).

Ашервуд Б. Азбука общения / Б. Ашервуд; пер. с англ. И. Ю. Багровой и Р. З. Пановой, науч. ред. Л. М. Иньковой. – М. : Либерея, 1995. – 173 с.

Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г. З. Залаев, И. И. Родионов, В. А. Цветкова; под ред. Ю. М. Арского. – М.: Информатика, 1997. – 211 с.

Логопедия: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / ред. Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).

 

Диссертации

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (автор); последующие сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве диссертации, а также сведения об ученой степени, на соискание которой представлена диссертация. Сведения приводят в сокращенном виде, например:

дис. ... канд. пед. наук

дис. ... д-ра техн. наук

Примеры:

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв.: дис. … канд. ист. наук: 07. 00. 02: защищена 22. 01. 02: утв. 15. 07. 02 / Белозеров И. В. – М., 2002. – 215 с.

Тевлина, В. В. Исторический опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Вторая половина XIX-XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук: 07. 00. 02: защищена 04. 10. 04 / В. В. Тевлина; Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – Архангельск, 2004. – 409 с.

 

Авторефераты диссертаций

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (автор); последующие сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве автореферата диссертации на соискание ученой степени. Сведения приводят в сокращенном виде, например:

автореф. дис. ... канд. физ. наук

автореф. дис. ... д-ра пед. наук

Пример:

Бесстрашнова, Я. К. Модели и методы управления надежностью коммерческого кредитования: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08. 00. 13: защищена 30. 10. 03 / Я. К. Бесстрашнова; СПбГПУ. – СПб., 2003. – 20 с.

 

Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet)

Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. текст. дан. »). – Место издания: Издательство, Дата издания. – Режим доступа: URL. – Примечания («Электрон. версия печ. публикации»).

Описание электронного ресурса в области «Автор» и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс].

Если описывается сайт в целом, то область «Дата издания» будет выглядеть следующим образом:

Год начала издания – год окончания издания. Если работа над сайтом продолжается в текущий момент, то приводят год начала издания и тире после него с последующим пробелом в 4 знака.

Примеры:

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ. -техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998 –    . – Режим доступа к журн.: http: //zhurnal. mipt. rssi. ru.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997–  . – Режим доступа: http: //www. rsl. ru, свободный.

История книги [Электронный ресурс]: учебник для вузов / ред. А. А. Говоров, Т. Г. Куприянова; Московский гос. ун-т печати, Лаборатория компьютеризации ФИДиКТ. – Электрон. текстовые дан. и граф. дан. – М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1998. – 348 с.: цв. – Режим доступа: http: //www. hi-edu. ru/e-books/HB/, свободный. – Электрон. версия печ. публикации.

Шпринц, Л. Книга художника: от миллионных тиражей – к единичным экземплярам [Электронный ресурс] / Л. Шпринц. – Электрон. текстовые дан. – М.: Б. изд., 2000. – Режим доступа: http: //artbook. km. ru/news/000525. html, свободный.

 

Статьи из книг

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие книги: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы книги); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Место издания: Издательство, Год издания. – Местоположение статьи (страницы).

Сведение об издательстве в области выходных данных книги можно упустить.

Примеры:

Двинянинова, Г. С. Комплимент: коммуникативный статус или стратегия в дискурсе / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.

Воронцова, М. В. Федеральный и региональный компоненты содержания экологического образования / М. В. Воронцова // XV международные Ломоносовские чтения: сб. научных трудов / ПГУ. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2003. – С. 476–477.

 

Статьи из журналов

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Если статья размещены в двух и более журналах, то сведения о ее местоположении в каждом из номеров отделяют точкой с запятой.

Примеры:

Ладынин, И. А. Дафны в библейской и египетско-христианской традиции о финале царствования Априя: конец 570-х – начало 560-х годов до н. э. / И. А. Ладынин // Вестник древней истории. – 2004. – N 3. – С. 3–13.

Казаков, Н. А. Запоздалое признание / Н. А. Казаков // На боевом посту. – 2000. – № 9. – С. 64–76; № 10. – С. 58–71.

 

Статьи из продолжающихся изданий

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие издания. Название серии – Год издания. – Номер выпуска: Заглавие выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примеры:

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Вестник Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23–25.

Белова, Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства / Г. Д. Белова // Актуал. проблемы прокурор. надзора / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Генер. прокуратуры Рос. Федерации. – 2001. – Вып. 5: Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. – С. 46–49.

Приложения

В приложения к работе выносятся материалы, которые являются необходимыми для восприятия ее содержания и потенциальной репликации (повторения исследования). Отдельное представление этих материалов обусловлено необходимостью сохранения целостности и логической последовательности основной части работы, поскольку включение некоторых рисунков, таблиц, графиков, текстов может затруднить восприятие основных результатов. Вместе с тем не существует обязательного требования, которое бы гласило, что любой график или таблица должны быть представлены исключительно в приложении – они могут содержаться и в основном тексте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...