Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 1. Особенности рынка товаров промышленного назначения




1. 1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Рынок товаров промышленного назначения характеризуется
участием в нем предприятий и организаций, покупающих товары
для последующего их использования в производстве различных
товаров и услуг. Особенность таких рынков — осуществление на
них преимущественно крупных сделок по приобретению значи-
тельных объемов сырья, материалов, комплектующих изделий для
последующего производства товаров и изделий.

Это предопределяет их отличительные особенности от рынков
потребительских товаров. Субъектами рынков товаров промыш-
ленного назначения обычно являются крупные предприятия, осу-
ществляющие немногочисленные, но крупные сделки с покупа-
телями. Спрос на этих рынках определяется спросом на потреби-
тельские товары. По своему характеру спрос на промышленные
товары неэластичен, поскольку колебания цен на товары промыш-
ленного назначения не оказывает заметного влияния на величи-
ну спроса.

 

 

Величина спроса на промышленные товары меняется более
быстрыми темпами по сравнению со спросом на потребительские
товары под влиянием экономической конъюнктуры рынка. По-
этому повышение или понижение цены обычно не вызывает со-
ответствующего роста объема продаж и в основном определяется
потребностями производственного процесса.

Снижение цен на промышленные товары не вызывает соответ-
ствующего увеличения роста продаж, как это происходит при сни-
жении цен на товары потребительского назначения. Более того,
низкие цены на промышленные товары вызывают у покупателей
сомнение в качестве таких товаров.

На величину спроса определенное влияние оказывают поставки
в установленные сроки и формы расчета с поставщиками. Спрос
на промышленные товары характеризуется совмещенностью то-
варов, когда покупка одного изделия вызывает необходимость
приобретения другого. Так, изготовление машин и агрегатов тре-
бует приобретения множества комплектующих товаров, необхо-
димых для изготовления более сложного товара.

Рынок спроса промышленных товаров характеризуется боль-
шим количеством покупателей, принимающих решение о покуп-
ке товара. И чем сложнее товар, тем большее количество участ-
ников привлекают для окончательного принятия решения о по-
купке. В этих случаях могут создаваться закупочные комитеты
с участием технических экспертов и руководителей предприятия.

Сопоставление рынков промышленных и продовольственных
товаров с учетом особенностей каждого из них приведено в табл. 1. 1
(10, с. 8).

                                           Таблица 1. 1
Сравнительные характеристики рынков

 

 

Фактор

 

 

Рынок

  промышленных товаров Продовольственных товаров
  1 2 3
  1. Количество покупателей Ограниченное количе- ство покупателей   Большое количество покупателей
  2. Покупательские мотивы Рациональные мотивы Рациональные и эмоци- ональные мотивы
  3. Информация о продукте, данные об исследованиях рынка Высокая информиро- ванность Низкий уровень инфор- мированности и учета в специальных рыноч- ных исследованиях
  4. Среднее количество закупаемого товара Большое Маленькое

 

      Окончание табл. 1. 1  
  1 3  
  5. Тип и способ взаимодей- ствия при установлении цен Переговоры о цене и выход на взаимопри- емлемый уровень Определяется продав- цом  
  6. Средняя стоимость по- купки Высокая Низкая  
  7. Географическое распре- деление спроса Сильнокон центри ро- ванный Разбросанный, рассре- доточенный  
  8. Происхождение спроса Производный спрос Первичный или незави- симый спрос  
  9. Развитие спроса во вре- мени Зависит от общеэконо- мических тенденций Развивается под воз- действием многообраз- ных факторов  
  10. Изменения цен Спрос не особенно чув- ствителен Спрос относительно гибок  
  11. Каналы распределения Чаще прямые каналы (производитель продает сам) Чаще непрямые каналы (наличие посредников)  
  12. Особенности произ- водства Производится после по- лучения заказа Заблаговременное про- изводство для аноним- ного потребителя  
  13. Отношения между по- ставщиками и покупателями Тесные взаимоотно- шения Отсутствие взаимоотно- шений  
  14. Взаимная выгода Играет большую роль Не играет роли  

1. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ

Товары производственно-технического назначения классифи-
цируются в зависимости от того, что получит потребитель от при-
менения и покупки товаров, а также в зависимости от различно-
го сочетания промышленных товаров и услуг.

При использовании товаров производственно-технического на-
значения потребитель может осуществлять капитальное строитель-
ство и производство других изделий. При этом товары могут из-
менять свою форму, состав и внешний вид. Для обеспечения не-
прерывного производственного процесса необходимо постоянно
иметь производственные запасы в нужных количествах, а так-
же осуществлять производственные услуги, связанные с техниче-
ским обслуживанием, контролем, экспертизой, консультировании-
ем и др.

 

 

При покупке товаров, с точки зрения потребителя, их можно
условно разделить на исходные, основные и сопутствующие.

К исходным относятся сырьевые товары преимущественно сель-
скохозяйственного производства, природные богатства, производ-
ственные материалы, изделия и комплектующие материалы.

К основным товарам относятся различные сооружения, пред-
приятия, капитальное основное и вспомогательное оборудование.

К сопутствующим товарам относятся различные материалы,
необходимые для эксплуатации основного оборудования и машин,
красители для ремонтных работ и услуги по ремонту, техниче-
скому обслуживанию, консультационные услуги.

В зависимости от различного сочетания промышленных товаров
и услуг следует различать товар и сопутствующую ему услугу —
например, сочетание основного оборудования и сопутствующих
ему услуг по наладке и запуску; услуга и сопутствующие ей мате-
риалы при осуществлении ремонтных работ с использованием
запасных частей для их проведения.

Виды промышленного товара приведены в табл. 1. 2 (10, с. 13).

                                                                                                                         Таблица 1. 2
Основные виды промышленного продукта

 

Вид Составляющие Пример

 

Промышлен-ное обору-дование Здания и сооружения, основное, вспомогательное оборудование, снаряжение, инструменты, мебель и др. Помещения, станки, ком- пьютеры, машины, спец- одежда, столы, шкафы, ковры и др.
Промышлен-ные товары Сырье, полуфабрикаты, произво- димые продукты, комплектующие материалы для производства Шерсть, лес, нефть, же- лезная руда, сталь, стек- ло, лампы, винты, краски и т. д.
Промышлен-ное обеспечение Упаковочные материалы, различ- ные виды энергии, детали для производства Ящики, коробки, банки, пленки, электроэнергия, запчасти, услуги по об- служиванию
Промышлен-ные услуги Услуги службы контроля, техниче- ского обслуживания оборудования, услуги службы обеспечения, об- легчающие процесс производства и организации, консультационные услуги Транспортировка, хране- ние, финансовые, мар- кетинговые, консалтинго- вые услуги, научно-ис- следовательские работы

Услуги, сопутствующие товарам промышленного назначения,
разделяются на услуги, связанные с лизинговыми операциями,
и производственные услуги, осуществляемые организациями снаб-
жения и сбыта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...