Цп = Цт + Цэ (руб.), (9)
где Цп – цена потребления товара;
Ц т – рыночная цена товара;
Ц э – расходы на эксплуатацию товара.
Приобретая товар, покупатель значительное внимание уделя-
ет расходам на эксплуатацию, так как они во много раз превосхо-
дят рыночную цену товара. Так, при покупке автомобиля нема-
ловажным фактором являются расходы на его эксплуатацию (рас-
ход топлива, стоимость ремонта, включая запасные части, и т. д. ).
Слишком высокие цены на эксплуатацию зарубежных автомоби-
лей побудили многих российских автолюбителей отдать предпоч-
тение отечественным машинам. Так, рыночная цена автомобиля
составляет лишь 15—20% от общих расходов на эксплуатацию,
а цена самолета — порядка 10%. Это свидетельствует о том, что
при определении уровня конкурентоспособности следует учиты-
вать затраты на приобретение и эксплуатацию товара.
Следует также отметить, что цена товара не полностью отражает единовременные затраты на приобретение товара, посколь-
ку в этом случае не учитываются расходы на транспортировку
товара от места его покупки до места его установки или эксплуа-
тации. С учетом этого единовременные затраты на приобретение
товара складываются из цены товара, затрат на транспортиров-
ку, хранение, стоимости технической информации, затрат на уста-
новку, монтаж и доведение товара до степени его готовности к ра-
боте. 121
В ряде случаев при создании благоприятных условий реализа-
ции товара некоторые фирмы включают в цену товара все допол-
нительные расходы, чтобы достигнуть высокого уровня сервиса до
и после приобретения товара. Эти затраты компенсируются допол-
нительной прибылью, которую получают за счет увеличения объ-
емов продаж.
Маркетинговые показатели относятся к экономическим пока-
зателям, поскольку включают расходы на обеспечение известно-
сти товара, его марки, привлечение поставщиков и посредников,
а также создание имиджа товара.
Конкурентоспособность товара является относительным пока-
зателем, который выявляет отличие данного товара от товара-кон-
курента и не тождествен показателю уровня качества товара.
Главная цель определения уровня конкурентоспособности това-
ра — обеспечение его привлекательности на рынке, установление
преимуществ по сравнению с товаром-конкурентом, что способ-
ствует выходу товара на национальный и международный рынки.
Маркетолог должен воспринимать конкуренцию как соперни-
чество между субъектами рынка, которые осуществляют пред-
принимательскую деятельность. Конечная цель такого соперни-
чества — достижение максимальной прибыли за счет продажи
конкурентоспособного товара и завоевания потребительских пред-
почтений. В целях поддержания конкурентного преимущества
фирма должна осуществлять текущий контроль, предлагать рын-
ку товары, соответствующие потребительскому спросу.
Оценка уровня конкурентоспособности товара начинается с обо-
снования и уточнения задач по обеспечению конкурентоспособ-
ности товара на рынке (рис. 5. 16).
Анализ качественных параметров начинается с установления
соответствия параметров изделия существующим стандартам и нор-
мам. При несоответствии стандартам изделие не может быть ре-
комендовано для удовлетворения существующей потребности.
Показатель соответствия нормам и стандартам равен единице,
а несоответствия — нулю. Поэтому общий показатель по норма-
тивным параметрам (Jнп) рассчитывается как произведение част-
ных показателей по каждому параметру:


где П — нормативный параметр;
Gj — частный показатель по /-му нормативному параметру;
М— количество нормативных параметров, подлежащих оценке.
Оценка конкурентоспособности по консументным параметрам
устанавливается в зависимости от того, какие свойства товара яв-
ляются наиболее ценными для покупателя. Количественно такая
оценка может быть определена по формуле

где Kt — частный консументный показатель по /'-му параметру;
Рп! — величина /-го параметра анализируемого изделия;
Рэi — величина /'-го параметра эталонного изделия (товара-кон-
курента).
Общий показатель по конкурентным параметрам (К^) опреде-
ляется по формуле

где aj — удельный вес /'-го параметра из общего числа парамет-
ров;
т — число параметров, по которым производится оценка кон-
курентоспособности.
Консументный показатель анализируемого товара по сравне-
нию с товаром-конкурентом можно определить по аналогичной
формуле:

где Pni — величина консументного параметра создаваемого (или
существующего) изделия;
PKj — величина консументного параметра конкурентного из-
делия.
Оценка экономических параметров конкурентоспособности из-
делия связана с определением цены потребления анализируемого
товара и ее сравнением с ценой потребления товара-конкурента:
Воспользуйтесь поиском по сайту: