Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бодхичитта и сосредоточение на природе ума




Вчера кто-то задавал вопрос, как бодхичитта вписывается в контекст основной практики, описанной здесь – практики фокусировки, или концентрации, на природе ума. И поскольку природа ума бодхичитты ничем не отличается от природы любого другого ума, занимающегося любой иной когнитивной деятельностью, совершенно необязательно, что мы станем медитировать на природе ума бодхичитты. Хотел бы я прояснить один момент, что не всегда оказывается в учениях, чтобы была ясность по этому поводу. Существует две разновидности бодхичитты, одна из них бодхичитта сделанная, или созданная, сотворённая бодхичитта; и бодхичитта несотворённая. Так, скажем, сотворённая, несотворённая; или вымученная, или созданная усилием, и спонтанная.

 

Можно сказать, первая характеризуется тем, что она возникает в результате сознательных усилий и следования через определённую цепочку логических умозаключений, определённых доводов и выводов: «Все существа мои матери, я им обязан за их доброту», – и так далее, и так далее. Мы в цепи причин и следствий достигаем бодхичитты. Вторая же этого не требует. Необходимо также знать, что это спонтанная, несотворённая бодхичитта, которая не требует убеждения себя логическими какими-то доводами и доказательствами, а возникает и присутствует спонтанно. Она является тем водоразделом, который отделяет практикующего, не вошедшего на пути, и прибывающего на путях. То есть она является тем порогом, за которым начинается первый из пяти путей, ведущих к просветлению, а именно путь накопления.

 

В своём труде «Бодхисаттва-чарья-аватара», в его начале Шантидева, автор, говорит о том, что, как только вы обретаете спонтанную, естественно присутствующую без усилий бодхичитту, то, в каком состоянии вы бы ни находились и чем бы вы ни занимались, бодрствуете ли вы, спите ли вы или вы совершенно пьяны – неважно, бодхичитта эта постоянно присутствует в вас, постоянно увеличивается, прибывает и накапливает тот благой потенциал, ту благую энергию, которую она и производит в уме. И что это значит, что это такое? Я упоминал вчера о возможности многих сопряжённых, сосуществующих во времени, единомоментных когнитивных актов.

 

Достигнув этой спонтанной, или несотворённой, бодхичитты, мы имеем её, обладаем ею в проявленном виде всегда, в каждый момент времени потока нашего сознания. Единственный момент, или единственное состояние потока нашего сознания, которое находится под вопросом в плане наличия в нём этой бодхичитты, – это полная вовлечённость, погружённость в неконцептуальную прямую медитацию, прямое постижение пустотности, абсолютной истины. Но в отношении этого вопроса различные тексты внутренние различных монастырских колледжей, монастырских университетов будут говорить разные вещи, там будут разногласия, среди гелугпы даже. Мы оставим в стороне эту дискуссию. Имея эту бодхичитту в потоке нашего сознания в проявленной форме в каждое мгновение его функционирования, не означает, что мы отдаём себе в ней отчёт или уделяем ей внимание всякий раз. Имея в потоке нашего сознания различные когнитивные процессы, текущие в один момент времени, то внимание, которое мы уделяем каждому из них, варьируется – какому-то больше, каким-то мы не уделяем его вовсе.

 

И здесь возникает существенная разница в терминологии в толковании между западной и буддийской когнитивной, или ментальной, моделью. Западная наука, западная психология скажет, что бодхичитта находится в бессознательном состоянии, когда мы спим, в то время как буддийская наука об уме опишет состояние бодхичитты, буддийская же наука об уме будет утверждать, что бодхичитта находится в проявленном, активном состоянии, когда мы спим. И что же это значит на самом деле? Что это означает на практике? Как объяснял это мне мой учитель, чтобы мы ни делали в жизни, мы всегда имеем подсознательно или осознанно эту цель, это стремление к достижению просветления ради принесения блага всем живым существам. Мы можем думать об этом, мы можем не думать об этом, но она всегда присутствует за кадром, она всегда в нашем уме.

 

И это добавляет ещё один элемент, кусочек в эту мозаику, головоломку, которая именуется нашим умом, для того чтобы лучше его понять. И с западной точки зрения, в западных терминах сознательное оно или бессознательное, тем не менее, это всё равно ментальная функция, это ментальная деятельность. Но как советовал мне мой учитель геше Нгаванг Даргье, не стоит экстраполировать, переносить западную или иные системы, иные терминологии на буддийскую систему знаний об уме, для того чтобы разобраться, для того чтобы понять какие-то её моменты. Ибо в этом заключена великая опасность, и мы можем ещё больше только запутаться, все эти неконгруэнтные системы накладывая одна на другую. Итак, понимайте это так, что когда мы медитируем на махамудру, пытаемся постичь, фокусируясь на природе нашего ума, то параллельно, попутно присутствует в нашем уме проявленная мысль бодхичитты.

 

И даже если мы обладаем полностью развитой, квалифицированной, полной, действительной шаматхой, то есть полным сосредоточением со всеми сопутствующими факторами на каком-то избранном объекте, не отвлекаясь, не прерывая нашу фокусировку, нашу концентрацию, сосредоточение, – мы можем иметь, опять же, эту мысль бодхичитты в проявленной форме. И лично для меня это было довольно-таки важным откровением, прояснением, которое я получил от учителя, ибо до этого моя идея о том, что такое полное сосредоточение, или полная концентрация, была довольно отличной от этой. Мы понимаем теперь, что та ментальная деятельность, которая происходит в потоке нашего сознания, гораздо обширней, чем просто какой-то фокус концентрации единственный.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...