Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. 3. Мышление. Интеллект. По характеру решаемых задач. По форме. (по уровню обобщения). По развернутости. По новизне и оригинальности




ТЕМА 2. 3. МЫШЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

 

План лекции.

1. Мышление, его виды и формы.

2. Мыслительные операции.

 

1. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Мышление – познавательный психический процесс – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Опосредованное означает то, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, выйдя утром рано на улицу, мы видим лужи, мы можем сделать вывод о том, что ночью был дождь.

Обобщенное означает мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам, то есть мы объединяем отдельные качества, свойства в целостную картину мира. Например, лужи, сырость, серое небо позволяют нам сделать вывод о дожде ночью. Или, мы знаем, что если к листу бумаги преподнести зажженную спичку, то он загорится (мы отразили общее свойство бумаги и применили его к единичному предмету).

Существенные связи означают то, что мы выделяет основные, важнейшие характеристики предметов и, затем, объединяем именно их.

 

Виды мышления:

Критерий Виды мышления

По характеру решаемых задач

Теоретическое мышление (направлено на познание законов, правил)
Практическое мышление (мышление, в котором решение проблем реализуется во                            внешней практической деятельности)

По форме

(по уровню обобщения)

Наглядно-действенное мышление (решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта)
Наглядно-образное мышление (мышление осуществляется с использованием образов предметов и явлений)
Словесно-логическое (абстрактное) мышления (осуществляется в словесной форме, при помощи логических операций с понятиями)

По развернутости

Дискурсивное/аналитическое мышление (развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека; при этом виде мышления каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих)
Интуитивное мышление (характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным)

По новизне и оригинальности

Репродуктивное/воспроизводящее (мышление, направленное на воссоздание ранее решаемых задач)
Продуктивное/творческое (мышление, направленное на создание чего-то нового; это новое может быть субъективно новым)

 

Формы мышления:

Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. В основе понятий лежат знания об предметах и явлениях. Понятия подразделяют на:

- конкретные - отражаются определенные предметы и явления (к примеру, " мебель", " растения", " животные" ).

- абстрактных - отражаются существенные признаки и свойства, отделенные от самих объектов (" вес", " мужество", " храбрость", " добро", " зло" и т. д. ).

- общие - те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (например, понятия «стул», «человек», «болезнь» и др. ). В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.

- единичные - понятия, обозначающие какой-либо один предмет (например, «Днепр», «Киев» и т. д. ). Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другими, более общими понятиями. Например, в понятие «Днепр» входит то, что это река, которая течет по территории Украины. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений.


 

Суждение – понимание связи конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями

Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение опирается на понятия и суждения.

Может быть:

индуктивным (способ рассуждения от частного к общему)

дедуктивным (от общего к частному).

 

2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Умственные действия – это операции, которые человек осуществляет в умственном плане, это оперирование образами предметов с помощью понятий. В зависимости от того, какие образы играют при этом ведущую роль, умственные действия могут быть сенсорными, перцептивные и мыслительными. Умственные действия происходят мысленно при помощи речи. В умственных действиях можно выделить главные составные элементы или процессы – мыслительные операции. К ним относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация.

Анализ – мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов (их цвет, форму и т. д. ). Например, анализ стихотворения, анализ такого понятия как «мышление» и т. д.

Синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных свойств. Например, целостный образ человека (его характер, темперамент, способности, особенности памяти, мышления, его отношение к окружающим и т. д. ).

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, можно сравнить двух человек по внешности, характеру; сравнить познавательные процессы: восприятие и мышление; сравнить города, животных и т. д.

Абстрагирование – мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они свойственны. Например, используя такое понятие как «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того, чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяется сформированным нами понятием.

Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизацией понятия «фрукт» является понятие яблоко.

Обобщение – это мысленное объединение предметов, явлений в группы по существенным признакам. Например, мы можем обобщить такие понятия как «стул», «стол» «кровать», «шкаф» понятием «мебель».

Классификация – группировка объектов по видовым, родовым и другими признакам; объединение объектов на основании их совместных существенных признаков. Например, можно выполнить классификацию по группам: одушевленные – неодушевленные, люди – техника – животные …

Систематизация – упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов. Систематизация обеспечивает разграничение и дальнейшее объединение не отдельных объектов, как это имеет место при классификации, а их групп и классов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...