ТЕМА 2.4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ. По регуляции волевого усилия. направленности волевого. Речь -процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.
ТЕМА 2. 4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ План лекции. 1. Речь, ее виды. 2. Внимание, его виды и свойства.
1. РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность. Язык возникает в процессе становления человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Язык является общественным явлением, важнейшим способ организации человеческих отношений. Единицей языка является слово. Слово имеет две стороны: внешнюю звуковую (фонетическая стона); внутреннюю смысловую (семантическая сторона). Речь является специфически человеческой деятельностью. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе, в трудовой деятельности. Речь связана с мышлением человека. Она является инструментом мышления. Речь не может существовать вне языка. С другой стороны, язык остается живым только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется в процессе общения. Физиологическим основанием речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга. Раздражителями для нее являются слова, «сигналы сигналов» (И. П. Сеченов), заменяющие предметы и их свойства. Как раздражитель слово существует в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное. Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические (голосовой аппарат и органы слуха) и центральные (определенные структура головного мозга).
Виды речи:
Внешняя речь связана с процессом общения, обменом информацией, она направлена на общение с другими людьми. Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли. Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Письменная речь – это речь в письменной форме. Письменная речь является разновидностью монологической. Особенностями письменной речи является: отсутствие непосредственного контакта с собеседником, боле развернутый текст, структурная сложность (строгое соблюдение правил грамматики, подбора слов и выражений).
Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входя в контакт с людьми. Главной особенностью внутренней речи является ее беззвучность, хотя она и нередко проявляется в форме шепота, а иногда начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Также ее особенностями является то, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь порождается потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, построить схему действий, перед тем, как реализовать их практически. Внешняя и внутренняя речь человека находятся в постоянной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Современные исследователи также выделяют кинетическую речь – это эмоционально-выразительные элементы речи (например, жесты, которые использует любой человек при общении или жесты-символы, используемые глухонемыми). Мы часто сопровождаем свою внешнюю или внутреннюю речь кинетической речью.
2. ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА Внимание – познавательный психический процесс – направленность и сосредоточенность сознания человека на предметы, явления окружающей действительности или собственные переживаниях при одновременном отвлечении от всего остального. Под направленностью психической деятельности (сознания) подразумевается избирательный характер психической деятельности, т. е. выделение из окружающей действительности значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, с сохранением деятельности на определенный промежуток времени. Например, читаю книгу, человек направляет свое сознание на содержание текста и в течение определенного промежутка времени сохраняет в поле своего внимания текст, его содержание. Под сосредоточенностью подразумевается углубленность (степень углубленности) в деятельность при отвлечении от всего постороннего, т. е. человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает всего остального. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Виды внимания:
Свойства внимания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|