Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2.4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ. По регуляции волевого усилия. направленности волевого. Речь -процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.




ТЕМА 2. 4. РЕЧЬ. ВНИМАНИЕ

План лекции.

1. Речь, ее виды.

2. Внимание, его виды и свойства.

 

1. РЕЧЬ, ЕЕ ВИДЫ

Речь - процесс использования языка в процессе общения. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность.

Язык возникает в процессе становления человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Язык является общественным явлением, важнейшим способ организации человеческих отношений. Единицей языка является слово. Слово имеет две стороны: внешнюю звуковую (фонетическая стона); внутреннюю смысловую (семантическая сторона).

Речь является специфически человеческой деятельностью. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе, в трудовой деятельности.

Речь связана с мышлением человека. Она является инструментом мышления.

Речь не может существовать вне языка. С другой стороны, язык остается живым только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется в процессе общения.

Физиологическим основанием речи является условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий головного мозга. Раздражителями для нее являются слова, «сигналы сигналов» (И. П. Сеченов), заменяющие предметы и их свойства. Как раздражитель слово существует в трех формах: слово услышанное, слово увиденное, слово произнесенное.

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические (голосовой аппарат и органы слуха) и центральные (определенные структура головного мозга).

 

Виды речи:

 

 

Внешняя речь связана с процессом общения, обменом информацией, она направлена на общение с другими людьми.

Устная - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь – это речь в письменной форме. Письменная речь является разновидностью монологической. Особенностями письменной речи является: отсутствие непосредственного контакта с собеседником, боле развернутый текст, структурная сложность (строгое соблюдение правил грамматики, подбора слов и выражений).

 

Внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входя в контакт с людьми. Главной особенностью внутренней речи является ее беззвучность, хотя она и нередко проявляется в форме шепота, а иногда начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Также ее особенностями является то, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь порождается потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, построить схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя и внутренняя речь человека находятся в постоянной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах.

Современные исследователи также выделяют кинетическую речь – это эмоционально-выразительные элементы речи (например, жесты, которые использует любой человек при общении или жесты-символы, используемые глухонемыми). Мы часто сопровождаем свою внешнюю или внутреннюю речь кинетической речью.

 

2. ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СВОЙСТВА

Внимание – познавательный психический процесс – направленность и сосредоточенность сознания человека на предметы, явления окружающей действительности или собственные переживаниях при одновременном отвлечении от всего остального.

Под направленностью психической деятельности (сознания) подразумевается избирательный характер психической деятельности, т. е. выделение из окружающей действительности значимых для человека конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, с сохранением деятельности на определенный промежуток времени. Например, читаю книгу, человек направляет свое сознание на содержание текста и в течение определенного промежутка времени сохраняет в поле своего внимания текст, его содержание.

Под сосредоточенностью подразумевается углубленность (степень углубленности) в деятельность при отвлечении от всего постороннего, т. е. человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает всего остального.

Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого.

Виды внимания:

Критерий  

По регуляции волевого усилия

(по происхождению и способам осуществления)

Непроизвольное внимание возникает без волевых усилий, неожиданно, независимо от сознания, в деятельности или на отдыхе, под влиянием различных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма. НВ вызывают яркие предметы, неожиданные события что-то новое, незнакомое… Например, открывается дверь, и вы непроизвольно поворачиваете голову и обращаете внимание на того, кто входит. Возбудить непроизвольное внимание могут не только внешние предметы, обстоятельства, а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления, чувства, все то, что волнует нас. Например, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором речь идет о еде. НВ связано с общей направленностью личности и наличием предшествующего опыта. То, что интересует нас больше всего и что составляет сферу наших интересов, обращает на себя внимание, даже если мы сталкиваемся с этим случайно. Именно поэтому, писатель может обращать внимание на поступки людей, их особенности и т. д., художник – на красоту старинного здания, студент – на способ составления шпаргалок. НВ является относительно кратковременным.

Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточение человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности, т. е. человек прикладывает волевые усилия для того, чтобы обратить внимание на что-либо.

ПВ своим главным компонентом имеет волю. Силой воли человек способен мобилизовать и сосредоточить сознание на деятельности довольно длительное время. Характерные особенности произвольного внимания: целенаправленность (управляется сознательной целью), организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности,

способность бороться с посторонними отвлечениями.

Например, вы произвольно направляете свое внимание на лекционный материал.

 

Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Например, преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения (подготовки к психологии), студент привыкает к ним, сама деятельность вызывает определенный интерес, а то и захватывает его, и внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным. В отличие от подлинно НВ послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В отличие от ПВ здесь нет или почти нет волевых усилий.

По

направленности волевого

усилия

Внешнее  внимание  человека направлено на предметы и                  явления окружающей действительности
Внутреннее/интеллектуальное     внимание  направляется  на                                                           анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), психические переживания.

Свойства внимания:

Свойство Характеристика
Концентрация (сосредоточенность) внимания Проявляется в интенсивности (в степени) сосредоточения на объектах, являющихся предметом умственной или физической деятельности (углубленность в занятие). Сосредоточившись на деле, человек не замечает посторонних раздражителей, того, что происходит вокруг.
Устойчивость внимания Заключается в способности определенное время сосредоточиться на одном и том же объекте.
Колебания внимания Проявляются в периодическом снижении и повышении сосредоточенности (наступает в среднем через 2-3 секунды, максимум – 12). Например, если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Или, двойственное изображение (усеченная пирамида).
Переключение внимания Означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Распределение внимания Проявляется в том, что человек одновременно выполняет несколько видов деятельности. Например, Юлий Цезарь, который мог делать 7 не связанных между собой дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов.
Объем внимания Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Средний объем внимания 5 + (-) 2.
Отвлекаемость внимания Непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Может быть внешней (причина: влияние внешних раздражителей) и внутренней (причина: влияние посторонних эмоций, сильных переживаний, отсутствие интереса к выполняемому делу).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...