Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура «Я-концепции». Содержание уровней пирамиды потребностей А.Маслоу




Структура «Я-концепции»

Самовосприятие

Самоанализ

Я-концепция

Самонаблюдение

«Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия(своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр. ), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) исамоанализа(своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними).

«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка).

Я-концепция как совокупность установок на себя

Реальное Я (представление о том, каков я на самом деле)

Идеальное Я(представление о том, каким бы я хотел быть)

Зеркальное Я(представление о том, каким меня воспринимают другие)

Аспекты:

- физический

- эмоциональный

- социальный

 

3. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Мотивация– совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Функции мотивов:

1. побуждающая– вызывают активность человека

2. направляющая– определяют выбор объекта

3. регулирующая– определяют очередность потребностей.

Потребность– это состояние нужды в чем-либо.

Потребности делятся по происхождению на:

Культурные (не передаются на генном уровне)

Естественные (передаются на генном уровне)

Биологические:

в кислороде, пище, воде, сне

Первичные социальные: в общении, в признании, в лидерстве

В красоте, чистоте, книгах, социальном статусе, знаниях и пр.

В воспроизведении рода.

Особенности потребностей:

1. Связаны с чувством неудовлетворенности.

2. Фиксируют внимание на объектах, удовлетворяющих потребность.

3. Сопровождаются эмоциями: до их удовлетворения – отрицательными, потом - положительными.

4. Их количество возрастает в процессе онтогенеза.

5. Образуют иерархическую систему.

Иерархия потребностей (поА. Маслоу). Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей:

1) потребности физиологические (органические);

2) потребности в безопасности;

3) потребности в принадлежности и любви;

4) потребности уважения (почитания);

5) познавательные потребности;

6) эстетические потребности;

7) потребности в самоактуализации.

Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересомназывают особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Таблица 9

Содержание уровней пирамиды потребностей А. Маслоу

Уровень потребности Содержание
Физиологические потребности В еде, питье, кислороде, тепле, отдыхе, сексе и пр.
Потребность в безопасности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничего не угрожает, а старость будет обеспеченной.
Потребность в принадлежности и любви Потребность любить и быть любимым, общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
Потребность в уважении а) стремление к свободе и независимости, желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе; б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти
Познавательная потребность Стремление к получению новой информации, потребность знать и умень
Эстетическая потребность Стремление к порядку, красоте, гармонии
Потребность в самоактуализации Стремление реализовать свою уникальность, делать то, что нравится

Классификация мотивов:

- по содержанию потребности: например, биологические и социальные, самоуважения и самоунижения и т. д.;

- по социальным установкам: например, личные и общественные, нравственные и безнравственные;

- по видам деятельности: например, трудовые, учебные, исследовательские, коммуникативные;

- по степени осознания: например, осознанные и неосознанные;

- по длительности: например, кратковременные, устойчивые;

- по уровню притязаний: например, достижения успеха, избегания неудачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...