Структура «Я-концепции». Содержание уровней пирамиды потребностей А.Маслоу
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Структура «Я-концепции» Самовосприятие Самоанализ Я-концепция Самонаблюдение «Я-концепция» возникает как итог трех процессов: самовосприятия(своих эмоций, чувств, отношений, представлений и пр. ), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) исамоанализа(своих мыслей, поступков, взаимоотношений и другими людьми и сравнения с ними). «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Я-концепция как совокупность установок на себя Реальное Я (представление о том, каков я на самом деле) Идеальное Я(представление о том, каким бы я хотел быть) Зеркальное Я(представление о том, каким меня воспринимают другие) Аспекты: - физический - эмоциональный - социальный
3. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Мотивация– совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности. Мотивы– это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Функции мотивов: 1. побуждающая– вызывают активность человека 2. направляющая– определяют выбор объекта 3. регулирующая– определяют очередность потребностей. Потребность– это состояние нужды в чем-либо. Потребности делятся по происхождению на: Культурные (не передаются на генном уровне) Естественные (передаются на генном уровне) Биологические: в кислороде, пище, воде, сне Первичные социальные: в общении, в признании, в лидерстве В красоте, чистоте, книгах, социальном статусе, знаниях и пр. В воспроизведении рода. Особенности потребностей: 1. Связаны с чувством неудовлетворенности.
2. Фиксируют внимание на объектах, удовлетворяющих потребность. 3. Сопровождаются эмоциями: до их удовлетворения – отрицательными, потом - положительными. 4. Их количество возрастает в процессе онтогенеза. 5. Образуют иерархическую систему. Иерархия потребностей (поА. Маслоу). Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена Абрахамом Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают его личностное взросление следующие семь классов потребностей: 1) потребности физиологические (органические); 2) потребности в безопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребности уважения (почитания); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребности в самоактуализации. Кроме мотивов, потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересомназывают особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Таблица 9 Содержание уровней пирамиды потребностей А. Маслоу
Классификация мотивов:
- по содержанию потребности: например, биологические и социальные, самоуважения и самоунижения и т. д.; - по социальным установкам: например, личные и общественные, нравственные и безнравственные; - по видам деятельности: например, трудовые, учебные, исследовательские, коммуникативные; - по степени осознания: например, осознанные и неосознанные; - по длительности: например, кратковременные, устойчивые; - по уровню притязаний: например, достижения успеха, избегания неудачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|