Рецензент. В В Е Д Е Н И Е
Стр 1 из 8Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кабардино-Балкарский государственный университет
ПРАКТИКУМ ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ (для студентов лечебного и стоматологического факультетов).
НАЛЬЧИК, 2012 г.
УДК
ББК
Рецензент доктор медицинских наук, профессор И. В. Боев
Составители: Д. Ч. Теммоев, Л. М. Таукенова Практикум по психиатрии и наркологии (для студентов лечебного и стоматологического факультетов). 2-е переработанное издание.
Учебное издание рассчитано на то, чтобы оказать студентам помощь в изучении дисциплин психиатрия и наркология, оптимизировать процесс самостоятельной подготовки, более эффективно использовать отведенное для практических занятий время. В практикуме дается план графологические схемы контрольные вопросы и ответы к ним, необходимая специальная литература к каждому практическому занятию, краткий терминологический словарь, а также схема клинической истории болезни тематических больных.
В В Е Д Е Н И Е
Основные задачи которые ставятся перед студентами при прохождения дисциплин психиатрии и наркологии определены рабочей программой составленной на основании современных государственных стандартов высшего образования. В процессе прохождения занятий студенты должны овладеть комплексном знаний и навыков, необходимых врачам по указанным выше специальностям. Эти знания и навыки должны охватить вопросы, как организационного, так и клинического характера. Каждый врач в своей практике неизбежно сталкивается с больными, у которых имеются те или иные психические расстройства. Выявление этих расстройств на ранних этапах любой болезни важно и в то же время может представлять известные трудности. У больных могут быть выявлены психические нарушения различного характера, соответственно этому нужны разные лечебно-профилактические мероприятия.
В одних случаях например, при непсихотических расстройствах у больных с соматическими заболеваниями психические расстройства должны быть учтены при проведении терапии врачами общемедицинской практики. В других случаях, при более глубоких нарушениях психики, требуется своевременное и квалифицированное направление больных в соответствующие психиатрические и наркологические стационары, диспансеры, психоневрологические кабинеты и др. В настоящее время к оказанию психиатрической помощи широко привлекаются врачи общей практики прежде всего в районных больницах и поликлиниках, где могут и не быть психиатры. Наконец, часть студентов лечебных факультетов в дальнейшем готовятся стать врачами-психиатрами. Для последних подготовка, полученная на кафедре психиатрии и наркологии станет базовой для дальнейшего углубленного изучения психиатрии и наркологии.
П Л А Н практических занятий по психиатрии для студентов 5 курса лечебного факультета
П Л А Н практических занятий по психиатрии для студентов 4 курса стоматологического отделения
ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: Введение в психиатрию, организация психиатрической и наркологической помощи населению. Цель занятия: Ознакомление студентов с предметом и задачами клинической психиатрии, организацией психиатрической, наркологической и психотерапевтической помощию
Контрольные вопросы по теме занятия. 1. Предметы и задачи психиатрии. 2. Структура и организация внебольничной психиатрической и наркологической помощи населению. 3. Закон об оказании психиатрической помощи. 4. Основные функции и назначения психоневрологического и наркологического диспансеров, дневного стационара и лечебно-трудовых мастерских (ЛТМ, ЛТП). Структура, формы и функции психиатрического и наркологического стационаров. 5. Формы экспертной работы. Формы реабилитационных мероприятий. Психические расстройства, психические заболевания и современные классификации. Связь психиатрии с другими медицинскими дисциплинами, философией, психологией и социологией. 6. Основные теории и концепции психиатрии. Психоз, невроз, слабоумие, как клинические понятия, терминология и дефиниция. Особенности законов общей патологии в психиатрии и наркологии. 7. Особенности работы в психиатрическом и наркологическом лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ).
Краткое пояснение вопросов занятия. На многие вопросы определения и ответы можно найти непосредственно в терминологическом словаре данного практикума. Психиатрия наука об этиологии, патогенезе, клинических проявлениях психических расстройств и заболеваний, лечении, профилактики и социально-трудовой реабилитации. Особенности психиатрии – она как медицинская наука тесно соприкасается с социальной психологией. В основном, критерии оценки психического здоровья и психической болезни вытекают из уровня социально-психологической адаптации человека. Во многом барьер механизмов психической защиты человека определяют быть психическим расстройствам или нет, от них зависит формирование стрессогенных и психогенных заболеваний, в частности невротических расстройств. Возникновение же таких заболеваний, как шизофрения, алкоголизм, наркомания во многом предопределяется биологической наследственной предрасположенностью. Однако, их манифестация бывает обусловленной стрессогенными факторами и несовершенной личностной адаптацией.
Под психическими расстройствами понимается парциальная «поломка», неполадки в пределах ограниченных психических функций или свойств личности (пример, иллюзия, галлюцинация или навязчивые состояния, чрезмерная ранимость, мнительность, склонность к подозрительности и др. ). Психические заболевания – это более стойкие, стабильные психопатологические состояния, в основе которых лежат сложные патологические функционально-структурные (нейрообменные, нейромедиаторные, дистрофические, диструктивные) процессы как в центральной нервной системе, так и во всем организме. Психиатрия в первую очередь тесна связана с общей медицинской психологией, социологией, социальной психологией, философией и педагогикой. Психиатрия также связана с юридическими науками и политикой. Поэтому в разное время как за рубежом, так и в нашей стране разгорались страсти в прессе по вопросам определения места психиатрии в жизни человека и в обществе. Выдвинулась даже крайняя концепция «антипсихиатрия», которая отрицает психиатрию, как медицинскую науку и видела в ней «политический инструмент» для изоляции от общества инакомыслящих и других «неудобных» людей в обществе. Несомненно такой подход приносил и приносит непоправимый вред больным, их родственникам, здоровым людям и обществу в целом. Психические болезни и психические расстройства – это не только клиническая, но и объективная реальность предопределяемая объективными закономерностями (законы изменчивости, наследственности, многообразия типов адаптации, болезни и смертности рода человеческого и др. теории медицины). Основными теория и концепциями психиатрии являются теория нервизма И. П. Павлова и его школы, психоаналитическая теория З. Фрейда, антипсихиатрия, концепция общих функциональных систем П. К. Анохина, экзистенциализма, психосоматической медицины и др. Особенности законов общей патологии психиатрии в психиатрии – это нозологичность психической болезни может быть определена не только специфичностью установленной причины, но и стереотипом течения и исходом, как например, при шизофрении. Как и соматические болезни психические заболевания имеют начало развития и исход. Начало может быть незаметным, постепенным или бурным т. е. острым. Типы течения бывают непрерывными, волнообразными и периодическими (эпизодическими). По степени тяжести малопрогредиентными, прогредиентными и злокачественными. Исходы бывают с выздоровлением, существенными изменениями личности (дефектами) и нарушениями интеллекта – слабоумием, а также в некоторых случаях, как и при других болезнях может закончится смертью больного.
СХЕМА СТРУКТУРЫ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ.
СХЕМА СТРУКТУРЫ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия. Учебное пособие для вузов. М. 1989 г. 2. Руководство по психиатрии. Под редакцией Г. В. Морозова в 2-х т. М. 1988 г. 3. Теммоев Д. Ч. Методические рекомендации к практическим занятиям по психиатрии и наркологии. Изд. КБГУ, Нальчик, 1988 г. 4. Майкл Гейдер, Денис Гет, Ричард Мейо. Оксфордское руководство по психиатрии в 2-х т. 2002 г., 5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Россия, Санкт-Петербург, 1994 г.
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «Расстройства восприятия и мышления». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомление студентов с психологической и нейрофизиологической основой ощущений, восприятии и мышления. Патология этих психических функций. Научить студента выявлять описа- тельно симптомы и синдромы психических расстройств восприятия и мышления.
Вопросы по теме занятия: - описание сенестопатии, гипостезии, гиперстезии; - клиническое описание иллюзии; - признаки истинных галлюцинаций; - признаки псевдогаллюцинаций; - описание галлюцинаций по другим анализаторам; - диагностическое значение различных видов галлюцинаций и иллюзий; - признаки дереализации и деперсонализации; - нарушение мышления по темпу и целенаправленности; - описание болезненных сверх ценных идей, их нозологическая принадлежность; - классификация бреда по структуре и содержанию; - описание паранояльного синдрома и его диагностическое значение; - признаки синдрома Кандинского-Клерамбо, где встречается этот синдром; - парафренный синдром, его клиника и предпочтительная встречаемость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|