Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992 г. 2. Гиляровский В. А. Психиатрия. Л., 1954 г. 3. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г., Яцков Л. П. Основы психиатрии с тестовым контролем. Владивосток, 1996 г. 4. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. переизд. М., 1996 г.
Графологическая схема темы занятия.
Галлюцинаторно-пароноидные (синдром Кандинского-Клерамбо); Паранояльный; Парафренный; Дисморфофобический; Ипохондрический и др. Задания для контроля знаний: 1. Какие из перечисленных симптомов относятся к психосенсорным расстройствам: а) парастезии, б) физиологические иллюзии, в) гипнагогические галлюцинации, г) дериализация, д) навязчивые состояния, е) расстройства схемы тела. 2. Какие из перечисленных симптомов относятся к расстройству мышления по темпу: а) соскальзывание, б) паралогия, в) ускоренный темп мышления, г) бред, д) замедленное мышление. 3. Назовите основные признаки острого парафренного синдрома. 4. Назовите основные признаки сенестопатически-ипохондрического синдрома. 5. Ситуационная задача: больной стал размышлять над проблемой вечного двигателя. Обдумывал возможное устройство воздушного варианта такого прибора. Литературу по этому поводу не читал, высказывание инженеров о принципиальной несостоятельности этого замысла не хотел понимать. Через 2 года приступил к практическому осуществлению своих планов. Собирал железо со свалок, приносил с завода, день и ночь просиживал над монтажом деталей, уставал настолько, что засыпал за столом, долго продолжал «эксперименты». Женившись делами семьи не интересовался, все свободное время проводил за конструированием вечного двигателя, паял, собирал какие-то детали, никуда кроме работы не выходил. Живет в мечтах, думает о том времени, когда наконец сконструирует свою машину. Не собирается останавливаться перед трудностями, убежден, что добьется своего и доложит Правительству, или в крайнем случае, Президенту академии наук.
Эталоны ответов. 1 – г; 2 – в, д, е.; 3 – бред величия фантастического характера, галлюцинации слуховые и обонятельные, явления психического автоматизма; 4 – обилие сенестопатии и ипохондрический бред; 5 – паранойяльный синдром (бред изобретательство).
ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: «Патология эмоций, воли, влечений. » «Двигательные расстройства». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с психологическими и нейрофизиологическими основами эмоций, воли, влечения, а также двигательной сферы Научить студентов выявлять симптомы и синдромы при патологии эмоционально волевой и двигательной сферы психики. ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ: - психологические и нейрофизиологические основы эмоции, воли и влечения; - депрессивный синдром; - маниакальный синдром; - эйфория, дисфория, слабодушие и благодушие; - амбивалентность чувств; - эмоциальная лябильность; - апатия, абулия и парабулия; - апатико-абулический синдром; - диагностическое значение эмоциональных расстройств; - снижение, искажение, извращение воли и влечения (инстинктов); - ступор (кататонический депрессивный галлюцинаторный и психогенный);
- возбуждение (кататоническое, маниакальное, депрессивное, галлюцинаторно-бредовое, гебефреническое и психопатическое).
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Банщиков В. М. Общая психопатология. М., 1971 г. 2. Меграбян А. А. Общая психопатология. М., 1972 г. 3. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. Учебник. М., 2000 г. 4. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Ростов-на-Дону, 1992 г.
Задания для контроля усвоения знаний: 1. Какие симптомы из нижеперечисленных относятся к нарушениям эмоции: а) сеностопатии, б) паранойяльные идеи изобретения, в) дисфория, г) деперсонализация, д) мания, е) гиперстезия, ж) слабодушие. 2. Какие симптомы из перечисленных относятся к нарушению воли: а) гипертимия, б) кататоническое возбуждение, в) копрофагия, г) апатия, д) ступор, е) амбитендентность, ж) стериотипное поведение. 3. Перечислите симптомы маниакальной триады. 4. Назовите синдромы включающие расстройство воли и влечении. 5. Выделите в ситуационной задаче психические расстройства, определите главный синдром: больной 25 лет, поступает в психиатрическую больницу впервые. Доставлен неотложной психиатрической скорой помощью с работы. На работе был возбужден, требовал администрацию, говорил быстро, ничего не хотел слушать, констатировал массу недостатков в коллективе, крайне был отвлекаем. Голос его охрип. Сослуживцы по работе сообщили, что таким он стал 2-3 дня назад, без видимой причины, до этого был обычным, исполнительным работником, числился на хорошем счету. Настроение повышенное. Временами цитировал классиков литературы, пел, много ходил, танцевал под свой аккомпанемент, речь была быстрой, но логически правильной. У всех окружающих замечал какие-то недоставки во внешности их. Несколько расторможен, много отпускал комплементов окружающим женщинам и делал подарки им на всю свою зарплату. Эталоны ответов: 1 - в, д, ж; 2 – г; 3 - повышенное настроение, двигательная активность и интеллектуальное оживление; 4 - апатико-абулический; 5 - двигательная активность, психомоторное возбуждение, ускорение темпов мышления, сексуальная расторможенность. Маниакальный
Графологическая схема занятия
ЗАНЯТИЕ 4.
ТЕМА: «Патология памяти, внимания и интеллекта». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: студентам психологические и нейрофизиологические основы памяти, внимания и интеллекта. Научить студентов выявлять адекватными вопросами симптомы и синдромы расстройств памяти, внимания и интеллекта. Учебные вопросы: - психологические и нейрофизиологические основы памяти классификация видов памяти; - амнезия (фиксационная, ретроградная и антероградная); - гипомнезия и гипермнезия (ослабление и усиление памяти); - криптомнезия (извращение памяти); - корсаковский амнестический синдром; - диагностическое значение нарушения памяти; - врожденная патология интеллекта (малоумие, олигофрения); - дебильность (легкая, умеренно-выраженная, выраженная); - имбецильность и идиотия; - клинические критерии диагностики степени олигофрении; - приобретенная патология интеллекта (слабоумие, деменция); - слабоумие (тотальное и лакунарное); - слабоумие по течению (регредиентное, прогредиентное и стационарное). Определение понятия внимания – способность к концентрации психики в нужное время: - истощаемость внимания (при неврозах и травмах головы); - патологическая фиксированность внимания (при эпохондрическом синдроме и различных фобиях); - патологическая отвлекаемость внимания (при маниакальном синдроме); - диагностическое значение патологии внимания.
Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Банщиков В. М., Короленко У. П., Давыдов И. В. Общая психопатология. М., 1971 г.
2. Меграбян А. А. Общая психопатология. М., 1972 г. 3. Матвеев В. Ф. Психиатрия. М., 1975 г. 4. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Ростов-на-Дону, 1998 г. 5. Гиляровский В. А. Психиатрия. Руководство для врачей. М., 1954 г. 6. Оксфордское руководство по психиатрии. М., 2000 г.
Графологическая схема темы занятия
Синдромы интеллектуально мнестические: - корсоковский амнестический синдром, встречающийся в основном при органических поражениях ЦНС; - дементные синдромы, как следствие органических и атрофических поражений головного мозга и эндокринных заболеваниях (сахарный диабет, болезни щитовидной железы и др. ); - олигофренические синдромы встречающиеся при умственной отсталости.
Методические указания по самоподготовке студентов.
При самостоятельной подготовке темы «Патология памяти и интеллекта» студент должен знать, что понимается под памятью и интеллектом. С психологической основой памяти, внимания и интеллекта, можно более подробно ознакомиться в учебных пособиях по общей и медицинской психологии. С учетом графологической схемы следует изучить количественные и качественные расстройства памяти, виды приобретенного и врожденного расстройства интеллекта. Необходимо знать также обобщающие синдромы указанные в граф. схеме. Под вниманием понимается определенная направленность психики для познания объекта. Если болезненно расстроено внимание в виде патологической отвлекаемости (маниакальные состояния) больному трудно доводить начатое дело до конца. При фиксированности (прилепаемости) внимания легко формируется ипохондрический синдром. Патологическая истощаемость внимания характерна для астенических состояний (неврозы, травмы головы, атеросклероз и др. )
При изучении синдромом олигофрении студенты должны усвоить, что под олигофренией подразумевается группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, характеризующихся нарушением развития головного мозга с раннего детства в форме интеллектуального дефекта и носящего тотальный характер при отсутствии прогредиентности. Формулировка диагноза умственной отсталости (олигофрении) и различных форм слабоумия (деменции) должна быть в соответствии с МКБ-10.
Задания для контроля по усвоению знания студента. 1. Назовите симптомы качественных расстройств памяти: а) гипермнезия, б) конфабуляция, в) гипомнезия, г) псевдореминисценсия, д) амнезия, е) крептомнезия. 2. Какие симптомы из перечисленных относятся к нарушениям внимания: а) гипермнезия, б) дибильность, в) патологическая сосредоточенность, г) конфабуляция, д) повышенная истощаемость, е) отвлекаемость. 3. Какие клинические формы относятся к врожденной умственной отсталости: а) болезнь Дауна, б) атеросклеротическая деменция, в) фенилкетанурия, г) шизофреническая деменция, д) эпилептическое слабоумие. 4. Назовите симптомы корсоковского амнестического синдрома. 5. Какие основные компоненты интеллекта. 6. Определите синдром в ситуационной задаче. Больная 14 лет. Мать страдает психическим заболеванием. Девочка росла и воспитывалась в детском доме, психическое недоразвитие обнаружилось в раннем детстве. Речь появилась после 4-х лет, с 8-ми лет учится в вспомогательной школе, научилась только списывать, самостоятельно написать простенькое письмо не может, читает по слогам. Вычитание и сложение может только на наглядных пособиях, стихотворения запоминает с большим трудом и быстро забывает. Речь бедная по запасу слов, но фонетически правильная. Охотно работает на уроках труда, выполняет обязанности по дежурству, гладит, стирает, убирает комнату. В поведении послушна, исполнительна, всегда стремиться проявить себя с лучшей стороны. Любит, чтобы ее хвалили. В то же время она лишена самостоятельности, нет инициативы, без руководства старших не может найти себе дела.
Эталоны ответов: 1 - б, г, е; 2 - б, д; 3 - а, б, д, е; 4 - фиксационная амнезия, амнестическая дезориентировка, антреградная амне зия, конфабуляции и псевдореминисценции. 5 - память, абстрактное мышление, достаточный запас слов и знаний, внимание. 6 - легкая умственная отсталость (дибильность).
ЗАНЯТИЕ 5. Тема: «Нарушения сознания. Клиническая классификация нарушения сознания». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Ознакомиться с сознанием как психической функцией /1 уровень знаний/. 2. Изучить патологию сознания /П уровень знаний/ 3. Научиться выявлять у больного расстройство сознания на уровне синдрома -/Ш уровень знаний/. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: - философско-психологическое определение сознания; - клиническое определение сознания; - синдромы выключения сознания /оглушение, сопор, кома/; - синдромы помрачения сознания /делирий, онейроид, сумерки и аменция/ их диагностическое и прогностическое значение в клинике нервно-психических и соматических заболеваний.
Графологическая схема темы Патология сознания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|